Главная страница

Урок русского языка по теме "Буквы о-ё после шипящихиЦв корнях слов"


Скачать 58.25 Kb.
Название Урок русского языка по теме "Буквы о-ё после шипящихиЦв корнях слов"
Дата 06.03.2016
Размер 58.25 Kb.
Тип Урок

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"


Класс: 5

Цель урока: (слайд 2)

Задачи урока:(слайд 3)

Образовательные:

  • Сформировать умение выбрать и объяснить буквы О или Ё.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение учащихся работать с предложенными текстами;

  • Определять типы, стили речи, мотивируя свою точку зрения;

  • Обогащение словарного запаса за счёт средств художественной выразительности.

Воспитательные:

  • Пробудить интерес к соблюдению литературных норм в речи.

Оборудование: карточки с заданиями, слайды, тексты разных типов речи, речевые клише для формирования связного текста, таблицы орфограмм.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте голубое небо, по нему плывут прозрачные перистые облака, кружатся в воздухе пушистые, лёгкие снежинки, морозный воздух дует нам в лицо. Лучик бодрости пронизывает вас. А сейчас откройте глаза, у вас хорошее настроение, нам всем хочется работать.

Постановка цели.

- Какой стиль речи я использовала?

Ученики назвали художественный, так как использованы олицетворения, эпитеты, метафора.

2. При определении темы ребята отгадывают загадку.:

Маленький дубочек
Спрятался в жёлтый клубочек.

(Жёлудь)

На основе какого признака строятся загадки? (Метафора – скрытое сравнение)

Какова тема нашего урока? Как вы уже догадались “Буквы О–Ё после шипящих и Ц в корнях слов”. А цель? Мы её продолжаем, закрепляем, чтобы вы зарубили на носу (фразеологизм).

3. Групповая работа над текстами по определению типов речи, средств художественной выразительности.(слайд 4)

1 группа – текст “Кружевница”.

Спустилась девица к Волге, чтобы водицы набрать, глянула на прозрач..ный узорный л..док и замерла зач..рованная: перед ней переливался солнеч..ными искрами застывший сад цв..тов и д..ревьев. Налюбовалась девица, а дома взяла в руки тоненькие палоч..ки-коклюшки – заш....лестели под руками ш....лковые узоры, пот...кли уд...вительные кружева.

Словарная работа: палочки-коклюшки – палочки для вязания кружев.

Задания. Определите тип речи, докажите, пользуясь речевыми клише. Найдите в тексте слова, которые помогают читателю представить картину.(метафоры, олицетворения).Вставить пропущенные буквы, объясняя орфограмму.

2 группа – текст “Цветок лотос”.

Цветок лотос - символ чистоты и благородства. Он зачастую произр..стает в иле и в мутной воде, но не загр..зняется ими.

Зацв…тает лотос в июле, августе в тихих прудах. Изяш..ными очертаниями лепестков, характерным ш..лестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. К сожалению, ч..десный цветок ч..рует зрителей только три дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.

Задания. Определите тип речи. Найдите в тексте средства художественной выразительности.

Вставить пропущенные буквы, объясняя орфограмму.

3 группа – текст “Лето – самое лучшее время года”.

Каждое время года по-своему хорошо, но лето я люблю больше всего. Лето – самое лучшее время года!

Во-первых, летом не нужно ходить в школу, учить уроки, а можно делать, что хочется.

Во-вторых, летом можно целые дни проводить на свежем воздухе. Как отдыхает тело от тёплой одежды, пальто, ботинок!

И наконец, летом много удовольствий: купание в реч..ке, пох…ды с р..кзаком за плечами и н..ч…вки у костра, прогулки в лес за грибами и ягодами, (с,з) бор лекарственных р..стений. Да разве перечислишь все летние развл..чения!. Я всегда с нетерпением жду лета – самой лучшей поры года.

Задания. Определите тип текста. Какую мысль утверждает автор? Какими фактами доказывает свой тезис? Отметьте средства художественной выразительности. (Метонимия – тело отдыхает).

Вставить пропущенные буквы, объясняя орфограмму.

4. Работа по закреплению орфограммы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слови безударных гласных.

Словарный творческий диктант “Узнай слово” (запиши одним словом), устное объяснение написания слов.(слайд 5)

Бетонированная дорога – шоссе;
Сказочный персонаж с рожками – чёрт;
Плод дуба – жёлудь;
Место соединения сшитых кусков ткани – шов;
Водитель машины – шофёр;
Говорить очень тихо – шёпотом;
Сладкая плитка – шоколад;
Профессиональный наездник на скачках – жокей;
Лицо, руководящее оркестром – дирижер.

5. Синтаксическая минутка.

Подчеркнуть.все члены предложения и определить, какое предложение по составу, объяснить изучаемую орфограмму, отметить средство выразительности – (олицетворение – дожди приходят к людям).

В сентябре приходят к людям жёлтые дожди.

6. Минутка поэзии. Вставить в рифму нужное слово, объяснить орфограмму.

Солнце глянуло сквозь щ..лку
Свесив огненную _ (чёлку)
Вышел ёж с сапожной _ (щ..ткой),
Занялся работой _ (чёткой)
Ученик учил уроки,
У него в чернилах _ (щёки).

7. Творческое задание.

Написать мини-рассказ “Солнечным утром в саду” на основе опорных слов и предложений, используя все знакомые вам средства художественной выразительности.

1) Взошло солнце красное, ж..лтые ромашки, ш..лковые листья, растения, роса серебристая.




2) Вместе с солнцем поднялся и садовник, тяж..лые, обош..л, крыж..вник, ч..рная смородина.




3) Тихо в саду. Шорохи, пч..лка, не слышны, келья восковая.

 


8. Назови ласково слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом с прилагательным.

Щека _ (щёчка розовая, пухленькая);
Пчела _ (пчёлка трудолюбивая);
Шерсть _ (шёрстка мягкая, антоним – жёсткая);
Черта _ (чёрточка маленькая);
Жердь _ (жёрдочка тоненькая).

9. Итоги. Побывали с вами в разных разделах русского языка: орфографии, синтаксисе, повторили типы речи, средства художественной выразительности, кто-то ощутил себя немного писателем, всё это мы проделали с целью закрепить правописание букв О-Ё после шипящих.

Домашнее задание. Составить загадки на изученное правило, используя метафоры.(слайд 6)

Речевые клише для организации связного

высказывания по типам речи

Типы речи

Образец рассуждения

Описание

Я считаю, что это высказывание (текст) является описанием,

так как здесь даны одновременные признаки предмета. Содержание текста можно передать на одном снимке. В тексте употребляются глаголы несовершенного вида настоящего времени, прошедшего времени.

Вопрос- какой?

Повествование

Я думаю, что это высказывание (текст) является повествованием: в нём говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим. Все действия нельзя передать на одной фотографии, так как они совершаются в разное время. Это последовательные действия. Можно сделать несколько снимков.

Это подчёркивают и глаголы, употреблённые в совершенном виде прошедшего времени,

могут употребляться и глаголы

несовершенного вида прошедшего времени

для изображения длительности действия. Вопрос - что произошло?

Рассуждение

На мой взгляд, (по-моему), это высказывание (текст) – рассуждение. В нём объясняется причина тезиса, приводятся аргументы (доводы, доказательства), примеры, делается из сказанного вывод. Содержание рассуждения нельзя сфотографировать.