Главная страница

Урок развития речи в 5-м классе по теме «Письмо» Цель: знакомство учащихся со структурой письма, с разными видами писем


Скачать 48.68 Kb.
Название Урок развития речи в 5-м классе по теме «Письмо» Цель: знакомство учащихся со структурой письма, с разными видами писем
Дата 06.03.2016
Размер 48.68 Kb.
Тип Урок

Урок развития речи в 5-м классе по теме «Письмо»
Цель: - знакомство учащихся со структурой письма, с разными видами писем;

- формирование навыка написания писем родным, близким, друзьям;

- совершенствование общей культуры письменной речи.
Целеполагание
- Приходилось ли вам писать или получать письма? Может быть, не вам, а вашим родителям? Как часто?
На сегодняшнем уроке вы научитесь писать такие письма, которые будут радовать ваших адресатов, на которые вы непременно получите ответ.
Актуализация знаний
Лексико-орфографическая работа

Письмо – 1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.

4. Стиль, манера художественного изображения.

Адресант – тот, кто пишет письмо, автор письма.

Адресат – тот, кому адресовано письмо.
http://rus.1september.ru/2005/03/5.gif

Словарная диктовка

Адресант, адресат, отправитель, получатель, примите наши поздравления, почтальон, информация, хочется пожелать, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, пожалуйста, всего доброго, до встречи, до свидания.
- Найдите синонимы.

- Назовите этикетные слова, я хочу, чтобы они были вашими верными спутниками и в написании писем, и в жизни вообще.
Изучение нового материала
Письмо – это особый жанр. Это не просто текст, посылаемый кому-либо с какой-то информацией. У письма как вида речевого произведения свои особенности, оно строится по определенной схеме, и я предлагаю вам с ней познакомиться.

СТРУКТУРА ПИСЬМАbd18216_
ЗАЧИН

Обращение Начальная фраза о состоянии переписки
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


Основное содержание письма, новости Вопросы, просьбы, благодарности
КОНЦОВКА ПИСЬМА

Прощание Подпись Дата, место написания письма


На ваших партах лежит конверт с письмом, давайте его вскроем, прочтем и найдем те композиционные части, которые мы сейчас назвали.
Здравствуй, милая Люда!

Получила твое письмо, сразу отвечаю. Я пока не могу ходить в школу. Нога уже не болит, но гипс снимут только через 10 дней.

Хочу рассказать тебе о чуде, которое появилось у нас в доме. Вчера нам подарили цветок. У него есть иголки. Это кактус. Он напоминает колючего ежика. Я узнала, что родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко-зеленого цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красными огоньками цветет кактус. Он напоминает яркий букет.

Люда, пожалуйста, приезжай к нам скорей! Я хочу показать тебе это чудо. Передавай привет Вике, Кате. До свидания.

Твоя подруга Надя.

20 января 2009 года

Ребята читают и определяют композиционные части письма.
- Кому адресовано письмо Нади?
(Подруге. Это дружеское письмо)
-Какие ещё бывают письма?
(Поздравительные, официальные, в газету.)
- Чем различаются эти виды писем?
(Они обращены к разным лицам: дружеские – к друзьям или знакомым, официальные – к официальному лицу, поздравительные – к другу, к лицу официальному.)
– Они различаются по содержанию.

В дружеских письмах мы говорим о себе, узнаем о том человеке, с которым переписываемся, в них может быть шутка, новость семейная или дружеская. Официальное письмо – это сухое, точное, короткое письмо – сообщение о чем-либо.

В поздравительном письме содержится поздравление с каким-то событием.

Эти письма различаются и формой обращения.

- Как вы будете обращаться в дружеском письме, адресованном приятелю?
(Можно написать: «Дорогой друг Петр!», «Милая моя Света», «Любимый рыжик...»)
– Можно ли в этих письмах в обращении выражать свои отношения к адресату? Как это можно сделать?
(Можно употреблять распространенные обращения, добавлять в них оценочные прилагательные.)
– Какие обращения уместны в официальном письме? Приведите примеры.
(Уважаемый..., глубокоуважаемый..., Иван Петрович.)
Попробуйте по обращению определить характер письма.
а) Золотая моя Журавушка! Знаешь ли ты, моя милая, что... (А.Алексин)
б) Вечная моя заботница, ненаглядная моя матушка!..
в) Уважаемый Сергей Леонидович!..
- Каким правилам должно подчиняться написание письма? Нужно ли соблюдать этикет?
(Письмо должно быть грамотным, аккуратным, корректным, не грубым, не обидным, последовательным, чтобы быть понятным.)
Народная мудрость гласит: Красиво писать – людей уважать. Никому не мило письмо хило. Пиши, да не спиши.

Обсуждение пословиц.
- Послушайте письмо. Определите автора и название произведения, а также адресатов и адресантов.

Здравствуйте, мои мама и папа!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор тр-тр Митю. Трактор хороший, только бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут.
А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю, как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растет – чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще я охрип немножко. Прохожих много, и на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.
Дорогие мои папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне дают бесплатно. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
До свидания. Ваш сын дядя Фарик.


(Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот)
– Что вызвало ваши улыбки и непонимание родителей?
Закрепление материала, проверка усвоения
Предлагаю поработать редакторами. Вам предстоит навести «порядок» в письме.
Здравствуй дорогая мамуля!

Мне очень нравится отдыхать у бабушки она учит меня ухаживать за коровами и курами с Таней Петровой мы ходим на речку и в лес но все равно скучаю без тебя папы и Бима. Напишите когда вы приедете захватите ракетки для бадминтона и воланчики. Алёна.
Учащиеся делят текст на предложения, расставляют недостающие знаки, добавляют композиционные части, вежливые слова, потом читают получившееся, комментируют свой вариант. Удачные варианты записываются в тетрадь.
Домашнее задание. Напишите письмо другу, учителю, любимому литературному герою, фантастическому существу…. Главное, чтобы при написании письма вы учитывали всё то, что узнали на уроке.

http://rus.1september.ru/2005/03/9.gif