|
Урок размышление о предназначении женщины Цели урока. Познавательные
Судьба Наташи Ростовой в эпилоге романа-эпопеи «Война и мир»
Урок – размышление о предназначении женщины
Цели урока.
Познавательные: обсуждение эпилога романа «Война и мир», повторение терминов «прототип», «образ», знакомство с понятием социологии «эмансипация», «феминизм», с историей борьбы за свободу женщин, с философскими взглядами Толстого о предназначении женщин.
Развивающие: формирование умений сотрудничать и работать в группе; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к художественному слову и позиции автора.
Оборудование: интерактивная доска, презентация MS Power Point, иллюстрации к роману «Война и мир», портреты писателя, опорные конспекты.
Ход урока
«Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой.
Прочитаны последние страницы романа «Война и мир». На предыдущем уроке мы размышляли о судьбах героев, с которыми провели так много времени. И все-таки осталось много вопросов. Представьте себе, сколько вопросов вставало перед современниками Льва Николаевича, когда они дочитали роман до конца. Эпилог вызвал бурю эмоций как у критиков, так и у простых читателей. Особенно это касалось описания главной героини Наташи Ростовой. Бурю эмоций это вызвало и у нас. Итак, тема нашего урока: «Судьба Наташи Ростовой в эпилоге романа-эпопеи «Война и мир». Запишите тему урока в опорный конспект.
?Сформулируйте цель нашего урока. Выяснить, почему Толстой так решает судьбу Наташи, почему он так неоднозначно описывает любимую героиню, принять или не принять эту позицию писателя.
Вступительное слово учителя.
У писателя нет ничего случайного. Как же растолковывается имя Наталия? Вот одно из толкований. “Наталия (Наталья) – от лат. “наталист” – родной, но также от латинского названия праздника Рождества: диэс натали – день рождества, рождения. Запомните это объяснение.
Толстой говорил о том, что у него в «Войне и мире» есть лица, «списанные с живых людей», что он «часто пишет с натуры. Художественный образ у Толстого — сложнейшее творческое обобщение многих жизненных наблюдений. Героев романа нельзя «отождествлять» с конкретными лицами, не искажая при этом реальных жизненных фактов и особенностей работы Толстого над романом. Нередко образ возникал на основе наблюдений над различными лицами. «Я взял Таню, перетолок ее с Соней, и вышла Наташа»,— шутливо говорил Толстой о «моделях» Наташи Ростовой, имея в виду С. А. Толстую и Т. А. Берс. Поэтому мы не можем судить о Наташе как о живом человеке. Это художественный образ.
Словарная работа.
Прототип – (от греч. protótypon — прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения.
Образ - в искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Картина, созданная писателем, поэтом. Поэт мыслит образами
? Для начала обратимся, собственно говоря, к тем эпизодам, по которым у нас и сложился в воображении этот прекрасный образ. Я предлагаю вам поработать по группам. Каждой группе дано задание. Итогом будет кластер или схема, которая даст нам возможность представить Наташу на протяжении всего романа.
Зеленая группа.
Наташа в 13 лет.
Прочитайте эпизод «Наташа в 13 лет». В чем, по – вашему, прелесть героини, ее обаяния? Напишите 2-3 ключевых слова, характеризующих Наташу. Как чувствует она в родной семье?(13-я девочка, некрасивая, но обаяние – в простоте, естественности, непосредственности).
Л.Н. Толстой беспощадно подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива; она не Элен; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, ей хочется любить.
Синяя группа.
Наташа в Отрадном.
Прочитайте эпизод «Наташа в Отрадном». В чем, по – вашему, прелесть героини, ее обаяния? Как повлияла Наташа на князя Андрея? Напишите 2 -3 ключевых слова, характеризующих Наташу.
(В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью).
Красная группа.
Наташа на балу.
Прочитайте эпизод «Наташа на балу». В чем, по – вашему, прелесть героини, ее обаяния? Что ждет Наташа от бала? Напишите 2-3 ключевых слова, характеризующих Наташу.
(В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”).
Фиолетовая группа.
Танец Наташи.
Прочитайте эпизод «Танец Наташи». В чем, по – вашему, особенность героини? Что отличает Наташу среди ее сверстников? Напишите 2 -3 ключевых слова, характеризующих Наташу.
Желтая группа.
Наташа у умирающего Андрея
Прочитайте эпизод «Наташа у умирающего Андрея». В чем, по – вашему, прелесть героини, ее обаяния? Что отличает Наташу среди ее сверстников? Напишите 2 -3 ключевых слова, характеризующих Наташу.
Запишите в первый столбик таблицы то, что мы знаем о Наташе. Какая Наташа?
Что мы знаем о Наташе?
|
Что мы узнали о Наташе в Эпилоге?
|
Какие вопросы у нас возникли?
|
“Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову. “Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер.
|
Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? Нашла ли она свое счастье? (Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности”). И разве не то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу 3 – год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже… И материалы, из которых построено это счастье самые некрасивые – дети, которые кричат и мараются; жена, которая кормит одного, водит другого…”. У Л. Толстого свой особый взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в высоком назначении быть женой и матерью. (Ограничены взгляды на роль женщины в обществе, но эпоха большего не давала).
|
|
Чтение эпизода в Эпилоге романа. Чтение с пометками.
Что изменилось в Наташе? Запишите слова и словосочетания в среднюю колонку.
Возникли ли у вас вопросы? Составление вопросов. Запись в среднюю колонку.
Такие же вопросы возникали и у современников писателя.
Чтение отрывка из статьи А.А.Фета.
Художник хотел нам показать, как настоящая женская духовная красота отпечатывается под станком брака, и художник вполне прав. Мы поняли, что ее не тянет петь, а тянет ревновать и напряженно кормить детей. Поняли, что ей не нужно обдумывать пояса, ленты и колечки локонов. Все это не вредит целому представлению о ее духовной красоте. Но зачем было напирать на то, что она стала неряха. Это может быть в действительности, но это нестерпимый натурализм в искусстве. Это шарж, нарушающий гармонию»
Обвиняли Толстого и в том, Наташа Ростова осталась в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.
Работа со словом эмансипация - (от лат. emancipatio) - освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин - предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни.… (Большой Энциклопедический словарь)
Какова же история борьбы женщин за свои права?
Борьба женщин за свои права имеет давнюю историю.
1504 год. Итальянка Кристина де Пизан опубликовала "Книгу о женском городе", в которой доказывалось, что женщины имеют право на образование и политическое влияние. 1790 год. Впервые в защиту женщин выступил мужчина. Французский философ де Кондорсе опубликовал статью "О даровании женщинам гражданских прав. Любопытно, что ранее против предоставления женщинам гражданских прав протестовал даже великий философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо, который был убежден, что женщины от природы неспособны быть гражданами.
1791 год. Опубликован первый документ феминизма - "Декларация прав женщины и гражданки". Равные избирательные права с мужчинами француженки получили лишь в 1945 году.
1848 год. Первая конференция по защите прав женщин прошла в поселке Сенека Фоллс неподалеку от Нью-Йорка.
1857 год. Первый в истории женский митинг прошел 8 марта в Нью-Йорке. 1869 год. В США создана первая в мире общественная организация, в которую вошли только женщины - Национальное общество за избирательные права женщин (National Woman Suffrage Association). 1893 год. Впервые в мировой истории избирательные права женщинам предоставляет Новая Зеландия и один из штатов США - Колорадо.
Естественно, что в 19 веке вопросы эмансипации женщин волновали общество и в России. Как относился к этому Толстой? Обратимся к мнению самого писателя.
Для Л. Н. Толстого женская эмансипация стала не только объектом художественного изображения, ни и предметом теоретических размышлений. Толстого отличала резкая направленность против увлечения идеями женской эмансипации. Идеи Л. Н. Толстого по женскому вопросу сложились уже в 60-е годы, а наиболее законченное выражение его мысли получили в эпилоге "Войны и мира" и в "Анне Карениной". Эпилог "Войны и мира" (его пространная редакция) был напечатан им как особое философское рассуждение "О браке и призвании женщины" в 1868 г. Нет оснований полагать, что изображая Наташу всецело погрузившейся в семейную жизнь и оставившей все свои девические очарования, Толстой имел в виду полемику с Чернышевским и с «Современником»243, но он, конечно, предвидел, что такое изображение им его любимой героини вызовет резкое осуждение критики, как и случилось. Изображение в эпилоге Наташи-матери, так же, как и княжны Марьи, вытекало из того культа материнства, который в то время с такой убежденностью проповедовал Толстой. Он признавал, что призвание матери есть высшее призвание женщины, или, как выразился он в письме к Фету от 18 ноября 1873 года, что «материнское сердце» есть «удивительное, высшее проявление божества на земле»244.
"Вся неразрешимая сложность таинственного вопроса о браке заключается в том же, в чем заключается сложность вопроса питания человека, который хочет за один раз съесть два или 10 обедов... Тот, кто захочет жениться на двух и трех, не будет иметь ни одной семьи. Результат брака-дети. Детям в нравственном мире, как воздух и тепло в физическом, необходимо влияние отца и матери, живущих в единстве согласия семьи. Единства и согласия семьи не может быть при двух или трех матерях и отцах.
Что же касается женского призвания, я убежден, женщина тем лучше, чем больше она отбросила личных стремлений для положения себя и материнском призвании. Чем больше женщина-мать будет «вникать» в свое призвание, тем более это призвание будет захватывать ее всю и представляться ей бесконечным. И чем больше любила — деятельно любила — мать, тем дитя лучше. Я не знаю примера из биографии великих людей — великого человека нелюбимца матери. (…) Современное путаное мировоззрение считаю устарелою, отжившею способность женщины отдаваться всем существом любви,- а это ее драгоценнейшая, лучшая черта и ее истинное назначение, а никак не сходки, курсы, революции и т. д."
Слово учителя. В эпилоге «Войны и мира» идеалу женщины-матери и воспитательницы, каким он представлялся Толстому, больше соответствует княжна Марья, чем Наташа. Она ведет дневник поведения своих детей, и уже одна эта подробность, заимствованная из биографии матери Толстого, показывает, насколько близок ему был этот образ. Естественно, что новые женщины, мечтавшие освободиться от домашнего плена и как раз стремившиеся к "сходкам, курсам, революции" и другим проявлениям общественной жизни, не могли воспринять мысли Толстого о женском предназначении.
Запишите в виде тезисов мысли Толстого о браке и назначении женщины.
Цель брака –
Назначение женщины –
1 вывод: почему Толстой так решает судьбу Наташи, почему он так неоднозначно описывает любимую героиню
2 вывод: принимаю я или не принимаю эту позицию писателя. Почему?
Заключительно слово учителя. Л.Н. Толстой писал: “Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставляя все между тем одним и самим собою”. Мастерство художника-психолога, отмеченное Н.Г.Чернышевским еще при появлении первых произведений Л. Толстого, в романе “Война и мир” достигло совершенства. Изображение психологического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни – “диалектика души” с особенной яркостью проявилась в раскрытии характеров героев. Любимые герои Л.Н. Толстого ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И на этом пути нет предела.
|
|
|