Главная страница

Урок по теме: Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных


Скачать 66.42 Kb.
Название Урок по теме: Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Дата 06.03.2016
Размер 66.42 Kb.
Тип Урок

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17

имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района г. Волгограда

Открытый урок по теме:

Правописание о – е после шипящих и ц  в окончаниях существительных

Урок провела: Е.В.Алексеева, учитель

русского языка и литературы
Класс: 5б

Дата: 07.03.13г.

г.Волгоград

2013г

Цели урока:
а) образовательные: 
- познакомить учащихся с орфограммой «Правописание о – е после шипящих и ц  в окончаниях существительных»;
б) практические:
- сформировать прочный навык написания О - и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной.
в) воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к слову, интерес к получению новых знаний.
Оборудование:
- оформленные эпиграф и тема урока;
- индивидуальные опорные конспекты на каждого пятиклассника;

ХОД УРОКА
I. "Разминка".

Пал…то, вороб…и,солов…и, помощ…, кон…ки, морков..

-Спишите, распределив в 2 столбика, определите орфограмму.

-С каким словом возникла проблема? Почему?

-Составьте со словом «помощь» предложение, определите грамматическую основу.

II. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова".

На доске:  болеть душ…й,  болеть сердц…м.

- Перед вами два фразеологических оборота. Так как они синонимичны, поясните их лексическое значение.

-Как называются слова, имеющие одно значение? /синонимы/.

-Значит, они синонимичны. Объясните их значение./волноваться, сильно переживать, беспокоиться/

- В какой  части речи пропущена орфограмма?  В какой  морфеме? ( существ., оконч.)

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)

- А какая это может быть гласная? (о или е)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.  (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц)

Сформулируйте  цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с …

2) Научиться …..

      Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на карточках:

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей

- Все ли слова понятны?

- Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? (в окончании)

- После каких согласных? (шипящих)

- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

- Выделите окончание, поставьте ударение.

- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

-Сформулируйте правило.

- В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. падеже)

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. § 101 стр.221

III. Формулировка правила.

- Важно различать корень и окончание.

РАЗЛИЧАЙТЕ  и !
- Задаем себе вопрос:

 Где же пропущена орфограмма?

1) Если - в окончании существительных, то  под ударением пишем О - , без ударения Е -.
2) Если   работает правило «- в корне слова, то Слышу О - , пишу Ё – .
Кроме того, надо помнить о словах-исключениях: 1) шов, 2) шорох, 3) капюшон, 4) крыжовник. К ним также примыкают слова иноязычного происхождения, например: шофер, шоколад, шорты и другие.

IV. Работа в паре (рассказ товарищу)
- А теперь, пользуясь опорными схемами, которые лежат на вашем столе, расскажите материал своему товарищу и приготовьтесь озвучить конспект перед классом.
3) озвучивание конспекта одним учеником
V. "Сотворчество": ученик-учитель-ученик
1) работа в группах над заданием I уровня (С)
 - Любая теория проверяется практикой, поэтому нам предстоит работа c заданиями различных уровней сложности. Первое – самое простое задание, которое мы будем выполнять, – это задание С.Возьмите бланки с грифом С. 
Внимание! Здесь 2 упражнения, выберите одно наиболее понравившееся, прочитайте задание и приступайте к его выполнению.
2) взаимопроверка учащихся
поменяемся тетрадями, проверим работу своего товарища и оценим ее с помощью карандаша, пользуясь критериями на доске.
3) выбор и выполнение заданий II и III уровней (или уровней В, А)
 - Отрадно видеть, что все прекрасно справились с упражнением. Далее ход нашей работы немного изменится: 
Вам предоставляется возможность выбрать задание по уровню сложности. Перед вами 2 бланка: бланк с грифом В соответствует отметке «4», с грифом А – отметке - «5». 
Обдумайте, какое задание вы хотите выполнить, и приступайте к работе. Действуйте согласно инструкции, придерживайтесь образца, если таковой есть.
- Кто из вас догадался, на какое русское слово похожа древняя форма ОБЛАЦЕХ?
4) обсуждение и анализ письменных работ 
- Сначала проверим, как справилась 1 и 2 команда с заданием В. 
- прочитаем придуманные словосочетания и попутно объясним нужные орфограммы.
- Хорошо. Колесникова Олеся, какие слова ты отнесла к существительным общего рода?
- А теперь проверим, как справилась с творческим заданием 3 команда.
- Свое сочинение-миниатюру нам представит Бурцев Данил акцентируя нужные орфограммы. В это время члены 3 команды проверят свои работы.
(Зачитываются сочинения 2-3 учащихся).
5) самопроверка учащихся (объективная оценка собственных работ).

VI. Рефлексия (блиц-турнир-опрос "знаю" / "не знаю")
 - Вот мы и приблизились к финалу нашего урока, заключительным аккордом которого станет игра «Не спутай кармашки!» Внимание! Участвуют представители всех команд: взяв словосочетание с пропущенной гласной, вы должны правильно определить место карточки в одном из кармашков. Вперед! 

2) гласные после шипящих и Ц- в окончаниях существительных.


3) слова-исключения.

Карточки со словосочетаниями:
Состязания борц..в, дело с конц..м, ц..ганский табор, шуба из ц..гейки, ш..лковый платок, находиться за рубеж..м, писать карандаш..м, чугунная реш..тка, крыж..вниковое варенье, залить сургуч..м, ж..лтая тесьма, неожиданный ш..рох, подошел на ц..почках.
VII. Выставление мотивированных отметок
VIII. Дифференцированное домашнее задание.
На доске записано домашнее задание:
1) п. 101, выучить опорный конспект;
2) упр.556, 558
- Первое упражнение делают все учащиеся, второе – по выбору (ученики, работающие на «4» и «5» делают два письменных упражнения).
- Спасибо. На этом наш урок закончен.