|
Необходимое оборудование
Социально-экономическое развитие России в 17 века.
Необходимое оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, наушники с микрофоном, программное обеспечение Windows Movie Maker, колонки.
Раздаточный материал: бланк опорного конспекта, информационные тексты для работы групп, иллюстрации в электронном виде.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о развитии русского государства в 17 веке. Ведь 17 век вместил в себя громадное количество событий, которые определили дальнейший путь развития нашего государства. На предыдущих уроках мы познакомились с внутренней политикой первых Романовых. Давайте вспомним, какие изменения произошли в этот период, которые в дальнейшем получили развитие.
Ответы учащихся:
Вместо сословно-представительной монархии начинается движение к абсолютной монархии
-
Происходит окончательное закрепощение крестьян
Начинает правление дом Романовых
Светская власть становится выше церковной (конфликт Алексея Михайловича с патриархом Никоном)
Изменения произошли значительные. И это еще не все. 17 век стал переломным в социально-экономической сфере. Поэтому сегодня это и будет темой нашего урока.
Именно к этому времени, как отмечают историки 19 века, относится начало «нового времени», а значит и развитие капитализма. Однако, мнения специалистов по этому поводу расходятся:
Капиталистический уклад начал формироваться в России в17 в. И продолжал свое развитие в 18 и 19 вв.
Капиталистический уклад начал формироваться в России в17 в. И продолжал свое развитие в 18 и 19 вв.
На Ваш взгляд, какова цель нашего урока?
Цель урока: определить характер социально-экономических отношений в России в 17 веке (зафиксируйте данную цель в своих опорных конспектах).
А теперь давайте выстроим алгоритм достижения цели. Что нам необходимо выяснить первоначально?
Итак, начнем!
С терминами феодализм и капитализм мы с вами знакомились на уроках обществознания и экономики. Вспомните, что обозначают эти термины.
Ответы учащихся:
ФЕОДАЛИ́ЗМ общественно-экономическая формация, характеризующаяся существованием двух основных классов феодалов (владельцев земли) и находящихся в личной от них зависимости крестьян.
Капитализм — экономическая система, в которой средства производства принадлежат частным собственникам. Предприятия производят товары для рынка, управляемого спросом и предложением.
А теперь я предлагаю вам соотнести признаки с соответствующим им термином, поясняя свой выбор.
Задание для интерактивной доски:
Преобладание натурально, домашнего хозяйства
Экономическая подневольность крестьян феодалам
Мелкое индивидуальное производство
-
Сочетание прав на землю с политической властью
Владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу.
Основу экономики составляет производство товаров и услуг
Большая часть товаров и услуг производится для продажи
-
Обмен происходит на свободных рынках на основе взаимовыгодных сделок
Средства производства находятся в частной собственности. Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев
Продажа рабочей силы за вознаграждение в форме заработной платы.
|
феодализм
|
капитализм
|
Первым заданием вы справились, признаки перед вами.
Идем дальше!
Нам необходимо проанализировать развитие экономики. Для начала вспомните, с какими экономическими проблемами столкнулось русское государство после смуты.
Ответы учащихся заполняются в таблицу.
Вы учитесь в социально-экономическом классе, одной из первых тем по экономике была «Эффективность экономики», пользуясь полученными знаниями, предложите, как можно ликвидировать данные проблемы.
Ответы учащихся заполняются в таблицу.
Теперь давайте посмотрим как с этими проблемами справились или не справились в 17 веке.
Я предлагаю вам поработать творчески и создать видеофильм «Хозяйство и сословия в 17 веке», который будет состоять из 4-х серий.
1 серия «Сельское хозяйство»
2 серия «Промышленность»
3 серия «Торговля»
4 серия «Социальная структура»
У вас в ноутбуках, в папке содержится необходимый материал как информационный, так и иллюстративный. Ваша задача, используя программу, создать видеофильм, акцентируя внимание на основные процессы, происходящие в экономике, а также на исторические термины. По окончании работы, сохраните фильм, так, чтобы он был доступен учителю. Желаю удачи!
Фильм готов! Давайте посмотрим результат вашей творческой деятельности! По ходу просмотра ваша задача заполнить раздел таблицы, а когда будет демонстрироваться серия «Социальная структура» заполнить схему в опорном конспекте.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА
Заполнение таблицы.
Ну а теперь настало время подвести итоги. На ваш взгляд, каков характер социально-экономических отношений.
Какой вывод можно сделать.
Все верно, зафиксируйте в конспекте.
А теперь узнаем, как вы усвоили данный материал. В ваших папках есть тест в формате ексель. Ваша задача выполнить его и сохранить результат.
На этом наш урок подошел к концу, домашнее задание написать эссе на тему, которая зафиксирована в ваших конспектах как эпиграф к уроку.
|
|
|