|
Урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Открытый урок по теме:
«Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря
«Февральская лазурь»
Учитель русского языка и литературы
Кидяева ВалентинаНиколаевна
|
Тема – Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Цели:
Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов, научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.
Развивающая — развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.
Воспитывающая — воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к живописи, музыке.
Оборудование урока: репродукция с картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь"; презентация «Подготовка к написанию сочинения по картине», "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»); карточки для индивидуальной и групповой работы.
Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство
Тип урока: урок развития речи
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.
Технологии: технология сотрудничества, групповая работа, ИКТ
Эпиграф: Любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей Родине (К. Паустовский).
План урока.
1.Сообщение и обсуждение темы урока, цели, задач
2.. Актуализация знаний учащихся.
3.Словарная работа.
4. Слово о художнике И. Э. Грабаре.
5.Рассматривание картины в целом и по фрагментам (анализ картины).
6. Ответ на вопрос, удалось ли художнику передать «небывалый праздник лазоревого неба», жемчужных берез…».
7. Составление плана письменного сочинения.
8. Обсуждение рабочих материалов. Предупреждение речевых ошибок.
9. Создание черновика. Редактирование.
10. Написание сочинения.
Ход урока.
1.Сообщение и обсуждение темы урока, цели, задач урока.
Звучит музыка, на слайде репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
(Продолжает тихо звучать музыка)
Все вы, ребята, любите путешествовать. Давайте совершим необычайное путешествие в лес. А помогут нам в этом стихотворения русских поэтов о природе, репродукции картин известных художников- пейзажистов, а также прекрасная музыка П. И. Чайковского.
Сейчас зима. Снег мягкий, пушистый, ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки.
Заметает пурга белый путь.
Хочется в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти).
-Какая зима у Есенина? ( Зима очень снежная. В лесу надуло столько снега, что невозможно пройти).
(Под музыку Чайковского (месяц январь) заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою- зимою…»:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвей и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В ничто не затрепещет.
Он весь вспухнет и заблещет
Ослепительной красой.
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
-Какие чувства пробуждает у нас это стихотворение? (Чувство радости, бодрости. Хочется на санках покататься в такую погоду, в снежки поиграть)
-А сразу ли Пушкин вводит читателя в это царство волшебницы- зимы? (Нет. Прежде Пушкин напомнил о вчерашней вьюге, мутном небе, мрачных тучах, и луна не светила, а лишь желтела, как бледное пятно. Поэт подсказал читателю, что такая пора не радует, а печалит человека).
-Как меняется картина природы? (Все делается великолепным, блестящим, звучным, даже затопленная печь трещит» «веселым треском»).
Учитель: Пушкин в этом стихотворении каждой фразой нарисовал картину, которую можно видеть в природе и жизни человека. А сейчас мы с вами посмотрим, как изобразил красоту русской зимней природы художник Грабарь.
Вспомнив особенности художественного описания; постараетесь научиться так описывать картину, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» И. Э. Грабаря, полотна, отличающегося особой звучностью, мажорностью цветового решения.
-Что же такое «лазурь»? (Светло-синий цвет, в словаре помечено – устаревшее слово.)
Учитель обобщает:
-Такая лазурь, синева для февраля большая редкость. Это подарок природы в самый разгар февраля – самого вьюжного месяца зимы. Художник не мог остаться равнодушным к такой красоте.
-«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. А когда я видела её подлинник в Третьяковской галерее, это было впечатление салюта, фейерверка! Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.
Передайте словами красоту февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок.
2. Актуализация знаний учащихся.
Вам предстоит создать художественное описание.
Вспомним. Что такое художественное описание?
(Образное, эмоциональное изображение признаков, предметов, явлений, животных, человека с целью воздействия и с использованием средств выразительности).
Вы будете описывать пейзаж. Что такое пейзаж?
Пейзаж - изображение картины природы
3. Словарная работа. (Работа с «Толковым словарем» С. И. Ожегова).
Лазоревое (небо) – сине-голубое;
жемчужные (березы) – белые;
коралловые ветки – ярко-красные;
сапфировые тени – синие или зеленые
4. Слово о художнике И. Э. Грабаре. История создания картины.
Игорь Эммануилович Грабарь (1881 – 1960)- известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы.Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра - пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.
"Февральская лазурь" - одна из лучших картин художника
А писал ее И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью".Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона, вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".
5. Рассматривание картины в целом и по фрагментам. (Анализ картины).
-Найдите репродукцию на страницах картинной галереи нашего учебника. Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь впустить в своё сердце этот праздник света и цвета.
(Учитель даёт время на вдумчивое рассматривание репродукции).
Поделитесь своими впечатлениями
( Картина очень яркая по сравнению с другими, посмотришь, и хочется улыбнуться, мне нравится.)
И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу.
Какова береза на первом плане картины: что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке березы?
Что можно сказать о других березах? Что виднеется на горизонте?
Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
Рассмотрите небо: есть ли на нем облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?
6. Ответ на вопрос, удалось ли художнику передать «небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез…».
Какова Основная мысль картины? (Небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу)
7. Создание плана будущего сочинения
1. Предмет описания в сочинении.
2. Что я вижу на картине?
А) Февральский день
Б) Небо
В) Снег
Г) Береза – красавица
Д) Другие березки
Е) Кустарник на горизонте.
3. Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
4. Объяснить название картины.
5. Какое настроение вызывает пейзаж?
8. Обсуждение рабочих материалов. Предупреждение речевых ошибок.
Во время творческой работы избегайте повторения слов. Используйте данные рабочие материалы.
Рабочие материалы
Художник, пейзажист, автор, создатель полотна.
Полотно, картина.
Изобразил, показал, нарисовал.
Редкостное ритмическое строение, зрелище фантастической красоты, перезвоны чистого цвета,
Общая цветовая гамма. Основные краски, оттенки, полутона.
Лазоревое небо, ярко-синее, безоблачное; глубокие синие, светло-синие, бирюзовые, желто-голубые оттенки неба.
Жемчужные берёзы, белоснежные; белизна и золото березового ствола, серебристый ствол.
Коралловые ветки, ярко-красные.
Сиреневый снег, розоватый, беловато-розовый, снег кажется хрустальным, сине-сиреневые тона.
Сапфировые тени, синие или зелёные;
Горизонт, берёзовая роща, красновато-коричневая масса, прозрачный, пронизанный светом лес.
9. Создание чернового варианта сочинения. Редактирование.
Сочинение.
Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» И.Э. – полотно, отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты.
Составление устного рассказа по картине. Выявление лучшего рассказа.
Образец сочинения.
Стоял февраль. Морозный воздух был чист и прозрачен. Яркие лучи солнца придавали окружающему сказочную картину. Художник Грабарь вышел полюбоваться природой. Он уронил палку, и когда поднял его, то взглянул наверх. Художник увидел чудесной красоты березу, а также переливы всех цветов радуги на солнечном небе. Он решил передать эту прелесть на картине. Во время создания картины он использовал синий зонтик, а холст клал горизонтально на землю.
Грабарь изобразил ясный февральский день. Солнце всеми цветами радуги отражается на белоснежном ковре. Поле похоже на бесконечную равнину, покрытую сверкающей алмазами пеленой.
На переднем плане мы видим старую березу, царевну. Она высокая, стройная и очень крепкая. Ствол ее слегка искривленный, молочного цвета. Внизу он весь ободранный и искусанный зайцами. Следы этих животных видны повсюду на снегу. Ветви березы сильные, широкие. Ими она защищает своих подруг, молодых березок, от ветра и непогоды. На верхних ветвях видны прошлогодние листья. Береза не отдала их ветрам и зиме, она не хотела, чтобы ее листочки замерзли на снегу. Они, как желтое кружево, переплелись между ветвями. Тонкие стволы молодых березок запорошены снегом. Деревья вытянулись во весь рост, и лишь изредка заметишь, как какая - нибудь молодая березка колыхнется от легкого дуновения морозного ветерка. Они точно притягивали свои тонкие веточки навстречу солнцу.
Под деревьями лежал снег, блестя и переливаясь под лучами солнца, а на нём вырисовывались синие тени берез. Белый снег делается голубым, потому что безоблачное небо разливает свои краски повсюду.
Вдалеке темнеет прозрачный лес, он замер в тишине. Летом он был таким густым, что не было видно сквозь него неба. А сейчас он прозрачен и тих.
Все на картине кажется таким ярким и светлым, что хочется как можно дольше любоваться красотой природы, изображенной художником.
10. Итог урока
Послушать работы учащихся. Отметить лучшие варианты, сделать вывод.
11. Домашнее задание
Закончить работу над сочинением.
|
|
|