Главная страница

Урок «Отечественная война 1812 года в гравюрах»


Скачать 61.27 Kb.
НазваниеУрок «Отечественная война 1812 года в гравюрах»
Дата16.02.2016
Размер61.27 Kb.
ТипУрок

Ракитина Н.Е., учитель истории МОУ СОШ № 81 г.Волгограда

Музейный урок «Отечественная война 1812 года в гравюрах»

В 2012 году исполнилось 200 лет военно-историческому  патриотическому событию – Отечественной войне 1812 года, которое имеет большое значение для политического, общественного, культурного и военного развития Российского государства. Народ России в противостоянии врагу проявил героизм, мужество, стойкость и патриотизм во имя освобождения Отечества. В ходе первых боёв становилось ясно, что отстоять независимость русского государства невозможно одними военными силами, борьбой армий. Для того, чтобы сдержать натиск врага необходимы были усилия всех слоев общества, самоотверженное участие в войне не только солдат и офицеров русской армии, но и всей крестьянской массы России.

Идея народной войны тесно связана с именем русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Походная типография, основанная при его штабе в первые месяцы войны, призвана была популяризировать идею народного характера войны. Быстро и оперативно откликнулись на события войны русские художники, сумев найти форму одновременно и очень выразительную, и понятную самым широким слоям общества. Такой формой стала политическая «карикатура 1812 года», «летучие листы», как их ещё называли. Создателями этих «летучих листов» были самые разные художники, профессионалы и любители. В целом было создано около 200 карикатур. Далеко не все из них были подписными, и имена их создателей сегодня уже трудно установить.

Однако авторы лучших листов известны. Это живописец Алексей Гаврилович Венецианов, график Иван Алексеевич Иванов и самый известный и деятельный из авторов «летучих листов» - популярный в то время художник и скульптор Иван Иванович Теребенев. Он, не смущаясь «площадным», как тогда говорили, простонародным характером избранного жанра, создал около сорока злободневных, действенных, интересных в художественном отношении картинок-карикатур на тему Отечественной войны 1812 года, на основе которых и была создана детская азбука. В конце 1814 года эти карикатуры были награвированы офортом в 1/16 долю листа и раскрашены акварелью от руки. Стихотворные подписи под картинками «Азбуки» принадлежат, как считают исследователи, перу того же И. И. Теребенева.

В 2012 году, в ознаменование славного юбилея, более чем в 30 городах России проходит выставка «Отечественная война 1812 года в гравюрах». Ее основу составляет именно «Теребеневская азбука» — фоторепродукции иллюстраций из книги Ивана Теребенева из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина. Кроме того, на выставке представлены фоторепродукции гравюр с портретами императоров Наполеона I, Александра I, выдающихся полководцев, а также ключевыми батальными сценами. Фоторепродукции предоставлены сайтом Grafika.ru.

В Волгограде выставка прошла с 13 апреля по 2 мая 2012 года в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И.Машкова. Автор данной работы побывала на открытии выставки и решила использовать это прекрасное музейное мероприятие для проведения урока по теме «Отечественная война 1812 года» для обучающихся 8-х классов.

Тип урока: урок закрепления.

Форма урока: лабораторное занятие по документам (фоторепродукциям).

Место проведения: выставка в музее.

Цель урока: учащиеся должны использовать приобретённые знания для понимания смысла и образного ряда лучших образцов первого плодотворного опыта русской политической сатиры и для извлечения информации из этих исторических документов.

Задачи урока: познакомиться с материалами выставки и с вопросами по теме выставки; найти экспонаты, к которым относятся вопросы; письменно ответить на доставшиеся по жребию вопросы.

Урок начался с совместного с обучающимися вспоминания правил поведения в музейном пространстве:

  • по залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно, нельзя громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого;

  • признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов;

  • для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем,лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место;

  • трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.

Затем сотрудница музея дала краткую характеристику экспозиции, подчеркнув, что открытие выставки «Отечественная война 1812 года в гравюрах» в нашем городе - настоящий подарок всем, кому дороги российская история и культура.

Далее обучающимся была предоставлена возможность самостоятельно осмотреть выставку в течение 5-7 минут, чтобы они могли получить общее впечатление и смогли ориентироваться в расположении экспонатов. Потом обучающимся было предложено вытянуть по жребию по 2 вопроса из тех, которые были заранее подготовлены авторами данной статьи (в количестве, в два раза превышающем число обучающихся, присутствующих на выставке). Информацию для ответов на вопросы необходимо было найти в экспозиции. Ответы должны быть даны в письменном виде, у всех школьников для этого имелись тетради в плотной обложке и ручки. Кроме того, восьмиклассникам было предложено ответить дополнительно на любое количество вопросов уже по собственному выбору, если останется время и будет желание.

Приведём примеры заданий. Естественно, мы не могли обойтись без общих вопросов типа: Что такое «Теребеневская азбука»? Для чего создана «Теребеневская азбука»? Что такое гравюра? Какие материалы используются для изготовления гравюр?

Учитель посчитал необходимым спросить: «Кто стал организатором этой выставки?», - для того, чтобы обратить внимание детей на тот факт, что банки решают не только экономические задачи, но и могут выступать спонсорами культурных мероприятий (в данном случае – Альфа-банк), а газеты (в данном случае «Комсомольская правда») могут оказывать информационную поддержку.

Подавляющее большинство вопросов начиналось со слов «Рассмотри картинку буквы ... и объясни...». Например, «рассмотри картинку буквы «И ( I)» и объясни, кто такая «старостиха Василиса»? » (на картинке старостиха Василиса, командуя своим крестьянским войском, вооружённая лишь косой, берёт в плен французов). Или: «рассмотри картинку буквы «Р» и объясни, почему Наполеон изображён возвращающимся в Париж на раке?» Или: «Рассмотри картинку буквы «Л» и объясни, почему французы съели своих лошадей?»

В некоторых случаях более важно не изображение, а подпись: «Рассмотрите картинку буквы «Ять» и объясните, в каком смысле здесь употреблено слово «басурман»?» ( на картинке написано – «еду с французскою пушкой в свой стан, наш брат не промах как ты, басурман»). Или: «Рассмотрите подпись к картинке буквы И ( I) и объясните, как крестьяне называли Наполеона ? (текст такой – «ребятушки, Напартов здесь как много, слышь, Власьевна, держи на привязи их строго». Чаще картинка и текст дополняют смысл друг друга, как, например, в следующем задании: «Рассмотри картинку буквы «П» и объясни, к кому обращена поговорка?» Несколько вопросов направлены на выяснение понимания обучающимися понятий (Рассмотри картинку буквы «Ы» и продолжи фразу «Фортуна – это..») или прозвищ Наполеона («Рассмотри картинку буквы «Г» и объясни, кто такой «Великий Корсиканец»?», «Рассмотри картинку буквы «Б» и объясни, кто такой «грабитель Москвы» и почему его так назвали?»)

В особых случаях требовалось самим найти нужную картинку, например, при ответе на следующий вопрос: «Картинка какой буквы показывает хлебосольство русского народа?» Этот вопрос относится к эпизоду, запечатленному на листе с буквой «О». Он напоминает о том, что и в жестоких испытаниях войны русские люди не забывали о доброте и человечности. Возле палатки, у котла с пищей двое русских солдат кормят трёх французов. Один из них уже ест, другой тянется за куском, третий благодарно целует в плечо русского солдата. Под листом полная достоинства надпись: «Один лишь Росс в врагах чтит христианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».

Особая группа вопросов посвящена гравюрам XIX века – начала XX века, объединенным одной общей темой – победой России в Отечественной войне 1812 года. Вот некоторые из них:

  • Рассмотри портреты участников войны 1812 года. Художники каких стран создали их? (Оригиналы гравюр были выполнены художниками из России, Франции и Германии.)

  • Перечислите техники, в которых сделаны портреты участников войны 1812 года (литография, гравюра на стали и др.)

  • На скольких гравюрах изображены эпизоды Бородинской битвы? ( на 6-ти)

  • Рассмотрите гравюры. Сравните изображение на них армии Наполеона в июне 1812 и в ноябре 1812.

Как сообщают источники в Интернете, по окончании вояжа выставки по крупнейшим городам России репродукции гравюр будут переданы региональным музеям в дар для дальнейшего экспонирования. К тому же существует электронный ресурс, на котором представлена полностью «Теребеневская азбука». Поэтому автор данной статьи надеется, что описанный в статье опыт пригодится историкам или классным руководителям, которые хотят, чтобы молодое поколение россиян знало и гордилось историей своей страны.

Использованые материалы.

  1. БИБЛИОТЕКА ПРОЕКТА «1812 ГОД» - [Электронный ресурс]. -http://www.museum.ru/1812/library/Azbuka/index.html

  2. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И.Машкова и
    Альфа-Банк представляют. - [Электронный ресурс]. -http://www.volgogradmuseum.ru/event/?events=past

  3. Отечественная война 1812 года в гравюрах. - [Электронный ресурс]. - http://www.profile.ru/article/ved-byli-zh-skhvatki-boevye-69956

  4. Этикет. - [Электронный ресурс]. - http://e-etiket.ru/pp/vmuzee.dhtml