|
Урок (обучение грамоте + письмо) Технология перспективно-опережающего обучения
Повторение.
Опасные при письме места. Комбинированный урок
(обучение грамоте + письмо)
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
(С.Н. Лысенкова)
Вибе Наталия Георгиевна,
учитель начальных классов МОУ школа №8
Г.о. Жуковский Московской области.
Ход урока
Актуализация знаний.
Подготовка к чтению.
Читаем слоги и сочетания букв по ленте. Сочетания усложняются от первого к последнему.
Подготовка к письму. Прописываем элементы букв. Круглые слияния и соединения.
Постановка проблемы.
Готовы работать? Тема предстоит очень сложная, поэтому будьте внимательны.
Прочитайте столбики слов.
враг враги
кот коты
Чем похожи слова в каждом столбике? А чем похожи слова в каждой строчке? А чем отличаются?
Проведем звуко-буквенный анализ слов.
- - о – - - о = о
- о - - о – о
В чем теперь наблюдаем сходство слов в стороке? (Один слог) Какие гласные звуки там слышим? (…, ударные) Как они обозначены на письме? (Соответственно) Значит, приходим с вами к нашему сегодня первому выводу: ударный гласный звук о, а обозначается соответствующей буквой гласного.
А теперь обращаем внимание на второй столбик – чем похожи эти слова? (Состоят из двух слогов, ударный слог последний) А какой гласный мы слышим с обоих словах на месте безударного? (А) Проверьте себя: в первом столбике было так же? (Нет, там слышали разные звуки) Ну-ка перепроверим себя: произнесите слова из первого столбика еще раз. Одинаковые гласные звуки слышим? (Нет) А во втором столбике? Произнесите слова. Безударные гласные одинаковые? (Да) Ну а теперь самый главный вопрос: а какими буквами этот одинаковый безударный гласный звук обозначен – тоже одинаковыми? (Нет, в первом случае а, а во втором – о)
Поиск решения.
Мне кажется, мы открыли с вами какой-то секрет письма – не правда ли? Одинаковый безударный гласный [а] какими буквами на письме может быть обозначен? (о, а) Почему такого не происходило в первом столбике? (Там звук был ударным) Может быть, кто-нибудь сможет сформулировать секрет языка, который нам с вами сегодня удалось открыть?
Ударному гласному доверяем и сразу обозначаем его соответствующей буквой; безударному гласному доверять нельзя, потому что он может быть обозначен разными буквами.
Попробуем отразить это на схеме:
[о] о, а
[о] о
а
Кто сможет «прочитать» схему?
А теперь открываем прописи. Подскажите, пожалуйста, в слова какого столбика мы сразу же с вами сможем вписывать верную букву, доверяя звуку? (В первый) Проверим себя. Прочитайте слова:
враг
кот
Какие звуки слышим? (…) Какими буквами их обозначаем? (…) Почему мы можем это сделать? ( Гласный звук ударный)
А можно ли сразу же обозначать гласный в словах второго столбика? Почему? (безударный) Докажите. Произнесите слова. Работаем с карандашом – готовимся к списыванию. Вспоминаем механизм списывания:
Как списывать текст?
Прочитай слово. Уточни его значение.
Прочитай слово орфографически, повтори по написанному.
раздели слово на слоги, составь схему.
Отметь слабые позиции в слове, объясни, какие сможешь.
Проговори слово орфографически.
записывай слово и диктуй себе слово орфографически (не глядя в источник).
Прочитай слово по слогам, чтобы проверить, нет ли пропущенных букв.
Отметь слабые позиции в написанном слове, объясни, какие сможешь, сверь их с источником.
Читаем слово, делим его на слоги. Отмечаем ударные и безударные гласные звуки. Повторяем слово, гладя в схему. Какие буквы нам надо вставить? Вписываем буквы. Работаем с прописью и карандашом – отмечаем места опасностей. Сверяем то, что написали, с букварем. Все верно?
Выражение решения.
Так какой секрет языка мы с вами сегодня открыли?
Может быть, знаете, почему так происходит с безударными гласными? Как узнать, когда какой безударный гласный пишется?
Вот этим нам с вами предстоит заниматься на будущих уроках. А пока – помним про опасность: безударному гласному нельзя доверять, он может обозначаться разными буквами. Поэтому во всех словах под безударным гласным мы будем ставить точку – сигнал «Внимание! Опасность!»
Рефлексия.
Ну-ка попробуем найти опасности в следующих предложениях букваря. Кто справится быстрее? Первое слово веду я, а дальше – тот, кто справится.
(Объяснение учителя, затем ведут дети по слову: слово прочитали, выделили слоги, поставили ударение, под безударным гласным – точка)
А теперь – пробуем применить все это на письме. Помним механизм списывания? давайте покажем мамам, какими мы стали взрослыми и как хорошо, красиво и без ошибок уже умеем списывать даже трудные предложения.
Работаем с предложением для списывания (По механизму)
Творческое выражение.
А может, у нас получится и записать предложение под диктовку? Только оно будет не простым: вам нужно будет придумать и дописать последнее слово в нем. Готовы?
На ёлке висят ….
(Опасные места проверяем по букварю или по записи на доске. Последнее слово дописывают сами)
Что получилось? А получилось ли написать без ошибок? Проверьте себя (По букварю или по доске)
Перспектива.
Итак, какой секрет языка мы с вами сегодня открыли? (…) Почему так происходит, узнаем чуть позже, а пока учимся находить опасность и сигнализировать о ней. Как теперь будем действовать? (…) А как вы думаете, такие опасности письма могут быть только у гласных звуков? (…) Вот, оказывается, сколько еще секретов нам предстоит открыть.
|
|
|