Главная страница

Урок литературного чтения. Стихотворение А. С. Пушкина "Зимний вечер"


Скачать 53.5 Kb.
Название Урок литературного чтения. Стихотворение А. С. Пушкина "Зимний вечер"
Дата 17.02.2016
Размер 53.5 Kb.
Тип Урок

Урок литературного чтения.

Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"



Цели:

Оборудование: портрет Пушкина



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Здравствуйте садитесь. Проверьте, все ли готово к уроку.




2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта А. С. Пушкина.

А теперь послушайте, пожалуйста, еще одно новое для вас стихотворение великого поэта называется оно “Зимний вечер”.

- Послушайте и постарайтесь найти ответы на такие вопросы:

(вопросы написаны на доске)

А) Какое явление зимней природы описывает поэт?

Б) Как вы думаете, к кому он обращается?

В) Какое чувство выражено в этом стихотворении?

Чтение учителем стихотворения.

А теперь давайте ответим на вопросы.

А) Какое явление зимней природы описывает поэт? А почему?

Б) Как вы думаете, к кому он обращается?

В) Какое чувство выражено в этом стихотворении?



Зима
К няне
Печаль, грусть, одиночество

3. Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения.

- Ребята, это стихотворение сюжетное или лирическое?

- Ребята, вы правильно заметили, что это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.

Чем вызвано это чувство?

Послушайте, пожалуйста, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет, и за такие вольнолюбивые стихи царь приказал выслать поэта в далекое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вел вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал ее песни, сказки.

Один из таких зимних вечеров описан в его стихотворении “Зимний вечер”, которое было написано в 1825 году.



Лирическое

4. Работа по содержанию

На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? А почему?

- Какие это части?

- Найдите эти части.

- Какая была погода в тот зимний вечер?

- Как описывает поэт бурю?

- С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю?

- Почему поэт прибегает к таким сравнениям?

- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище?

- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? Дополнение учителя:

/ Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /

- Поставить ударение над словами: / мой друг, моя старушка, добрая подружка / Паузы обозначить.




На 2
Описание погоды и разговор с няней.
/ 1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка… сила”/.

Как живое чувство

С воем зверя

/Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта/
/ ветхое, печальное, темное /

Нежно, плавно, с любовью

4. Чтение стихотворения учащимися

10. Прочитайте , представьте картинку описанную здесь. Словами нарисуйте их /ответы учащихся /.

- А вот как нарисовал поэт Всеволод Рождественский эту картину:

Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле.

11. Как надо читать стихотворение, каким тоном?

А Выразительное чтение двух учеников;

Б) Хоровое чтение. Описание бури;

В) Хоровое чтение. Обращение к няне;

Г) Чтение последнего четверостишия.

- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? /.



/ Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта /


/ Чтобы усилить описание бури

5. Работа над синонимами:


- Назовите слова-синонимы: буран, буря, вьюга, метель, пурга.

- В чем грамматическое различие?


/ Разные корни в словах


6. Итог урока

С каким произведением сегодня познакомились. Что понравилось?




7. Задание на дом

Научиться выразительно читать стихотворение и выучить наизусть.