|
Урок литературного чтения. Стихотворение А. С. Пушкина "Зимний вечер"
Урок литературного чтения.
Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"
Цели:
Оборудование: портрет Пушкина
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Орг.момент
|
Здравствуйте садитесь. Проверьте, все ли готово к уроку.
|
|
2. Сообщение темы урока.
|
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта А. С. Пушкина.
А теперь послушайте, пожалуйста, еще одно новое для вас стихотворение великого поэта называется оно “Зимний вечер”.
- Послушайте и постарайтесь найти ответы на такие вопросы:
(вопросы написаны на доске)
А) Какое явление зимней природы описывает поэт?
Б) Как вы думаете, к кому он обращается?
В) Какое чувство выражено в этом стихотворении?
Чтение учителем стихотворения.
А теперь давайте ответим на вопросы.
А) Какое явление зимней природы описывает поэт? А почему?
Б) Как вы думаете, к кому он обращается?
В) Какое чувство выражено в этом стихотворении?
|
Зима
К няне
Печаль, грусть, одиночество
|
3. Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения.
|
- Ребята, это стихотворение сюжетное или лирическое?
- Ребята, вы правильно заметили, что это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.
Чем вызвано это чувство?
Послушайте, пожалуйста, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет, и за такие вольнолюбивые стихи царь приказал выслать поэта в далекое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вел вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал ее песни, сказки.
Один из таких зимних вечеров описан в его стихотворении “Зимний вечер”, которое было написано в 1825 году.
|
Лирическое
|
4. Работа по содержанию
|
На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? А почему?
- Какие это части?
- Найдите эти части.
- Какая была погода в тот зимний вечер?
- Как описывает поэт бурю?
- С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю?
- Почему поэт прибегает к таким сравнениям?
- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище?
- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? Дополнение учителя:
/ Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /
- Поставить ударение над словами: / мой друг, моя старушка, добрая подружка / Паузы обозначить.
|
На 2
Описание погоды и разговор с няней.
/ 1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка… сила”/.
Как живое чувство
С воем зверя
/Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта/
/ ветхое, печальное, темное /
Нежно, плавно, с любовью
|
4. Чтение стихотворения учащимися
|
10. Прочитайте , представьте картинку описанную здесь. Словами нарисуйте их /ответы учащихся /.
- А вот как нарисовал поэт Всеволод Рождественский эту картину:
Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле.
11. Как надо читать стихотворение, каким тоном?
А Выразительное чтение двух учеников;
Б) Хоровое чтение. Описание бури;
В) Хоровое чтение. Обращение к няне;
Г) Чтение последнего четверостишия.
- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? /.
|
/ Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта /
/ Чтобы усилить описание бури
|
5. Работа над синонимами:
|
- Назовите слова-синонимы: буран, буря, вьюга, метель, пурга.
- В чем грамматическое различие?
|
/ Разные корни в словах
|
6. Итог урока
|
С каким произведением сегодня познакомились. Что понравилось?
|
|
7. Задание на дом
|
Научиться выразительно читать стихотворение и выучить наизусть.
|
|
|
|
|