Главная страница

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»


Скачать 37.99 Kb.
Название Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Дата 09.03.2016
Размер 37.99 Kb.
Тип Урок

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном

мире»
Цели урока: передать чувства автора, выявленные при изображении автором героев рассказа; обсудить проблему личной ответственности человека за судьбы других людей.
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, настолько необычен и сложен его стиль, философски и нравственно глубока проблематика. Постижением художественного мира А.Платонова является обращение к его рассказам в VI(и позднее в VII) классе.

Прежде чем начать чтение рассказа «В прекрасном и ярком мире», даю краткий историко-биографический комментарий; дети объясняют значение незнакомых слов. (Предварительно небольшая группа учащихся получила задание найти в словарях и объяснить профессионализмы: буксы, инжектор, турбодинамо, петарды, тендер, реверс и некоторые другие; перед уроком ученики записывают слова и их толкования на закрытой части доски.) Объясняем трудные фрагменты текста.

На первом уроке читаем первую и вторую главки рассказа. По прочтении беседуем:

-Близок ли автору рассказчик, который говорит о себе: «Я люблю ещё… паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу»?

-Каково ваше первое впечатление о Мальцеве? (учащиеся высоко оценивают профессиональное мастерство машиниста, но испытывают некоторую неприязнь к нему, отмечая равнодушие и недоверчивость к окружающим людям, его холодность, даже высокомерие.) Можно ли оправдать такое отношение Мальцева к людям? Меняется ли оно?

-А как зовут рассказчика, помощника Мальцева? Когда машинист называет его по имени? Какие чувства он испытывает в этот момент? Этот вопрос об имени рассказчика был задан до чтения, он помог стимулировать внимание и мышление слушающих.

На дом ученики получают задание пересказать начало рассказа родителям (цель- подготовка к пересказу на следующем уроке и духовное общение с родителями, может быть что-то захотят прочитать вместе). Дополнительно творческое задание на выбор: подготовить пересказ от лица Мальцева или от третьего лица, придумать конец рассказа, нарисовать иллюстрацию, изображавшую героев или понравившийся эпизод.

Урок второй. Заканчиваем чтение рассказа и проводим завершающую беседу. В начале урока проверяем домашнее задание. Это и выборочный пересказ (чтобы вспомнить основное содержание прочитанного на предыдущем уроке), и творческий пересказ, и обсуждение возможных вариантов конца.

Перед чтением третьей- пятой главок снова даю исторический комментарий, рассказываю о сталинских годах, подозрительности людей, стремление видеть в каждом вредителя и врага народа.

Прошу ребят определиться, какие строки по их мнению, заключают в себе смысл рассказа.

Трагические последствия несчастного случая, произошедшего с Мальцевым, необычно волнуют юных читателей, заставляют глубоко переживать и сопереживать герою. Рассказ нравится всем без исключения. Выясняем, что же помогло Мальцеву восстановить зрение:

«Вернуть зрение Мальцеву помогла любимая работа. Он чувствовал себя одиноким, больным человеком, он даже постарел за последние время. А возвращение к любимому делу дало ему новые силы, его организм как бы помолодел и преодолел болезнь».

«Мальцев очень любил свою машину, свой паровоз, он всегда о нем заботился, не доверял никому. Он и паровоз представлял как бы одно единое целое. Он все знал в своем паровозе, мог бы вести его с закрытыми глазами. И когда он после долгого перерыва сел на свою любимую машину, он испытал особое волнение от встречи с другом, и от этого прозрел».

«Наверное, Мальцев очень волновался, потому что Костя все-таки разрешил повести ему паровоз, а ведь мог и не разрешить. Сам Мальцев раньше к Косте относился равнодушно, и сейчас он, наверное, понял, что люди должны относиться друг к другу теплее, потому что дружеское отношение к другому человеку рождает добро, даже может произойти чудо, как это случилось с Мальцевым».

Подводим итог. Подчеркиваем мысль о том, что необходимейшей составляющей человеческого счастья является любимая работа, мастерство в профессии, понимание важности своего дела. Обращаем внимание на поведение Кости в истории с Мальцевым, отмечаем, что он не остался равнодушным, не затаил обиду на не очень чуткого, даже несправедливого к нему Мальцева, а всеми силами стремился помочь.

Выяснив, как характеризует рассказчика его последний поступок, обращаемся к этому вопросу, поставленному в начале урока: «Какие слова по вашему мнению, выражают важнейшую мысль рассказа?» Зачитываем вновь конец четвертой главки, записываем следующую цитату: «Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы. Но я хотел защитить его от горя судьбы.<�…> Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе,- я чувствовал свою особенность человека…»

После чтения последнего абзаца рассказа в тетрадях появляется ещё одна запись: «Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».

Обсуждаем эти строки и смысл названия рассказа, обращаемся к эпиграфу: «Надо относиться к людям по-отцовски».Выясняем что «мир должен быть и в будущем оставаться не ручным, а «яростным», напряженным, загадочным, тревожно-заманчивым. Но одновременно в человеке должно укрепиться чувство единства с другими людьми. Должно быть преодолено сиротство, одиночество, утвердиться ощущение, что «без меня народ неполный». Должно утвердиться чувство личной ответственности человека не только за свою судьбу, но и за судьбы других людей, за всё в мире.