|
Урок-игра Цели урока: Образовательные
Человек и природа в творчестве хакасских поэтов и художников
Урок-игра
Цели урока:
-
Образовательные:
формировать умение аналитического прочтения поэтических строк; находить различные средства выразительности; развивать образное мышление;
совершенствовать умение владения словом.
-
Развивающие:
развивать творческое мышление, активность учащихся;
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
-
Воспитательные:
прививать любовь к слову;
повысить интерес к поэзии и живописи;
воспитывать бережное отношение к родной природе и гордость за малую свою родину.
Ход урока.
У нас сегодня не совсем обычный урок: мы отправляемся в путешествие по родному краю. Время в пути – 45 минут. Ну а перед отправлением проверим: всё ли необходимое находится на столах.
Итак, тетради превращаются в путевые листы. В них мы будем отмечать всё самое важное и интересное, с чем встретимся в пути.
Сделаем первую запись – укажем дату путешествия.
Слайд 1 –
дата и тема
Запись числа и темы урока.
Обсуждение цели урока.
Цель нашего путешествия – пройти по хакасской земле, пройти рука об руку с некоторыми из её талантливых сынов и дочерей. Нас будут вести поэты и художники. Наша задача внимательно выслушать, вникнуть в услышанное и решить ряд вполне посильных задач.
Слайд 2 – карта Хакасии
Прежде чем отправиться в путь, подумайте: как нужно вести себя в походе?
Не ломать деревья,
Не разорять птичьих гнезд,
Не трогать норки зверюшек,
не разводить костры,
Не оставлять за собой мусор,
То есть беречь природу.
Перед нами расстилаются степные просторы, возвышаются холмы и пригорки, вдали мы видим хвойный лес, стеной уходящий за горизонт.
А вот и аал Мадыр Таштыпского района. Сделаем первую остановку. Здесь родился и вырос Петр Тарасович Штыгашев – один из основоположников хакасской литературы, поэт, написавший стихотворение
Таёжная река. (Текс на каждом столе. Чтение 4-мя заранее подготовленными учениками)
С вершины белого тасхыла,
Где облаков клубится дым,
Ты вниз дорогу проложила,
Огнем сверкая голубым.
Не по лугам, не по полянам
Течешь прозрачна и тиха, -
Струишь ты воды к Абакану,
Там, где тайга шумит, глуха,
Где птиц стоит многоголосье,
Где белки по стволам снуют,
И где, кусты раздвинув, лоси,
Роняя капли, воду пьют.
Где всякий зверь живет без страха
В прохладном сумраке лесном,
Где старый буйный кедр с размаха
Кидает шишки в водоем.
И где медведь, любитель ягод,
Черники сладкой, словно мед,
Сопит, стремясь наесться на год,
И громко ягоды сосёт.
…Река течет, журча лениво,
Она мелеет в летний день.
Переплетясь ветвями, ива
Густую образует тень.
Здесь место выбери любое, -
Заснёшь, и крепок будет сон.
Опавшей, прошлогодней хвоей
Сомлевший воздух напоён.
Пчела поёт над иван-чаем,
Под ёлкой прячутся грибы.
А мы лежим, не замечаем,
Устав от утренней косьбы.
И на пришельцев смотрит зорко,
От любопытства осмелев,
Вертя головкою, тетёрка –
И вдруг уносится, взлетев.
А над водой мелькают искры,
И ты увидишь в глубине,
Как хариус от выдры быстрой
Пугливо спрятался на дне,
…Но край лесной теперь изучен,
В тайге дороги пролегли.
На берегах речных излучин
Мы золотой песок нашли.
Слайд 3.
Задание выполняется по группам
• Перечитайте стихотворение с карандашом в руках: о каких живых существах говорит поэт?
(птицы, белки, лось, медведь, пчела, тетерев, хариус, выдра)
• Какие рельефные особенности Хакасии вы заметили?
(тасхыл – горы, река, тайга)
•На что из растительного мира обратил внимание поэт?
(кусты, буйный кедр, черника, ива, иван-чай, грибы).
Проверьте себя -
Слайд 4.
Слайд 5.
• Как одним словом назвать то, что увидел поэт? (природа)
• Найдите строки, в которых говорится о человеке.
(А мы лежим, не замечаем,
Устав от утренней косьбы.)
Это прямое упоминание человека. А в каких строках оно косвенное, не явное?
(Здесь место выбери любое, -
Заснёшь, и крепок будет сон.
…Но край лесной теперь изучен,
В тайге дороги пролегли.
На берегах речных излучин
Мы золотой песок нашли.)
Грибы прячутся от кого?
•Каким чувством проникнуто стихотворение Петра Штыгашева?
Гордостью за родной край, он любуется его красотой и восторгается богатством флоры и фауны.
•Какими средствами выразительности воспользовался поэт?
Эпитеты – белый тасхыл, голубой огонь, буйный кедр,
Сравнение – черника, словно мёд; хариус – искра.
Олицетворение – пчела поёт, грибы прячутся.
Проверьте себя.
Слайд 6.
А мы идем дальше, продолжаем путешествие. Село Доможаково Усть-Абаканского района. Задержимся на несколько минут. Объявляю короткий привал. Здесь родился поэт Николай Георгиевич Доможаков.
Слайд 7.
Речка
Затянул мороз речку тонким льдом,
И теперь у рыб с крышей светлый дом.
Водяной поток дном несёт песок,
Синей гальки в нём промелькнул глазок.
Не шумит волна. Стихнул говор вод.
Солнце пламя льёт на зеркальный лёд.
Только звон коньков, детворы галдёж.
Без линейки тут уж готов чертёж.
Вопросы:
Похоже ли это стихотворение на предыдущее?
Почему не похоже?
Какая картинка появилась перед внутренним взором?
Какое средство выразительности преобладает?
Метафора: крыша дома для рыб – лед,
Дом для рыб – река,
Глазок гальки,
Говор вод,
Звон коньков,
Чертёж – рисунок от коньков на льду.
Стихотворение более легкое в звучании и понимании.
Передохнули – и дальше в путь!
Слайд 8.
Стихотворение Натальи Ахпашевой.
Тайга светла.
В её тяжёлых лапах
в разводах белых
синий небосвод.
Поляны душно-травянистый запах.
В траве жарков оранжевый народ.
Я, вырвавшись из городской каморки,
лежу в тени без мелочных забот.
И слушаю, как муравьишко тонкий
былинку узловатую несёт.
Держу зубами стебель золотистый.
Кислит немного муравьиный яд,
и чувствую,
как от земли струится
опавшей хвои горький аромат.
Как чувствует себя человек наедине с природой, судя по данному стихотворению?
Хочу поделиться с вами сокровенным. Мы находимся у села Московское. Не могу пройти мимо. Здесь родился человек, с которым мне довелось учиться на одном курсе в институте. Его стихам отданы моя любовь и сердце.
Слайд 9.
У берёз до донышка
Высосав теплынь,
Застудила солнышко
Голубая стынь.
Из постели бархатной
Выбежав на свет,
Я затопал пятками,
А тепла-то нет…
Что же здесь случилося?
Солнышко, ау!
Алое скатилося
В голубую тьму.
Кто ж тебя уздечкою,
Солнышко, словил?..
…Мама тихо шепчет мне:
«Вечер наступил…»
Правда, похоже на сказку? Сколько тепла, нежности и непосредственности?! Дух захватывает!
Запишите в путевой лист мысли авторов о неразрывном единении человека и окружающего его растительного и животного мира.
Проверяем: человек и природа – единое целое. Человек без природы немыслим. Он её часть.
Но дорога зовет вдаль. Мы покидаем поэтические просторы Хакасии. Нас зовет живопись.
Пора прибегнуть к помощи экскурсовод, изучивших материал и готовых поделиться с нами информацией.
Далее слайды идут 10, 11, 12, 13 и 14.
Слушаем ребят, готовивших рассказы по картинам хакасских художников. Дополняем, задаем вопросы.
Доможаков А. «Моховская долина» - Кяргина Юля
Калинин А.Ф. «Ласточки». – Шушеначев Аристарх
Гуркин Г.И. «Озеро горных духов» - Суслик Кристина
Знак А.М. «Весна на Каче» - Трачук Таня
Суриков «Енисей» - Денис Гончаров.
-
Утомились! Скоро в обратный путь. Но прежде остановимся еще раз. Заглянем в мастерскую начинающих художников. Как знать, может быть, через какое-то время их полотна станут предметом для разговора на уроке литературы. И потомки, глядя на них, придут в восторг и захотят узнать, кем были в детстве эти талантливые люди.
Слайды с рисунками детей.
Рисунки не подписаны. Дети узнают свои работы и поясняют, что хотели отразить в них.
Путешествие подошло к концу.
Результаты показали, что вы хорошо разбираетесь в поэзии, способны видеть прекрасное. Да и сами большие мастера, умеющие создавать красоту своими руками. Спасибо за работу. А теперь выставьте себе оценку за урок. А я подпишу ваши путевые листы в соответствии с вкладом каждого из вас в ход нашего путешествия.
Напишите сочинение – миниатюру на тему
«Моя родина с высоты птичьего полёта»
или
Выучите наизусть стихотворение одного из хакасских поэтов по теме урока.
Приложение 1.
Оценочный лист ученика
Фамилия, имя ученика __________________
Тонкие вопросы
3 б
|
Толстые вопросы
3 б
|
Внес вклад в диалоговое общение
4б
|
Понял, о чем шла речь на уроке
3 б
|
Самостоятельная работа
|
Итог
20 б
|
выступил
5 б
|
увидел свой рисунок
2 б
|
|
|
|
|
|
|
|
18 б -20 б оценка «5», 17 б – 14 б оценка «4», 9 б – 11 б оценка «3»
Оценка за урок ________
Оценочный лист ученика
Фамилия, имя ученика __________________
Тонкие вопросы
3 б
|
Толстые вопросы
3 б
|
Внес вклад в диалоговое общение
4б
|
Понял, о чем шла речь на уроке
3 б
|
Самостоятельная работа
|
Итог
20 б
|
выступил
5 б
|
увидел свой рисунок
2 б
|
|
|
|
|
|
|
|
18 б -20 б оценка «5», 17 б – 14 б оценка «4», 9 б – 11 б оценка «3»
Оценка за урок ________
Оценочный лист ученика
Фамилия, имя ученика __________________
Тонкие вопросы
3 б
|
Толстые вопросы
3 б
|
Внес вклад в диалоговое общение
4б
|
Понял, о чем шла речь на уроке
3 б
|
Самостоятельная работа
|
Итог
20 б
|
выступил
5 б
|
увидел свой рисунок
2 б
|
|
|
|
|
|
|
|
18 б -20 б оценка «5», 17 б – 14 б оценка «4», 9 б – 11 б оценка «3»
Оценка за урок ________
|
|
|