Главная страница

Урок 31. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу Предмет: история


Скачать 99.52 Kb.
Название Урок 31. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу Предмет: история
Дата 15.02.2016
Размер 99.52 Kb.
Тип Урок

Урок 31. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Предмет: история.

Класс 5.

Дата:
Цель: продолжить знакомить с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.

Ход урока

  • Новые понятия: полис, демос, аристократ.

Текущий контроль знаний и умений.

Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:

а) Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица... Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, небо станет подвластно людям! (Дедал)

б) Горе...Горе мне! Дочь предала отца и бежала с ненавистным чужеземцем! Могли я подумать, что спасет она его. Нет у меня больше дочери. (Царь - отец Медеи)

в) Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб... Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (Эгей).

г) Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь! (Деметра).

2. Определите о ком идет речь:

- Герой, наказанный богами тем, что выполнял бессмысленную работу. (Сизиф)

  • Бог огня, покровитель кузнечного дела, (Гeфеcm)

  • Одноглазый великан. (Циклоп)

  • Легендарный зодчий, построивший знаменитый лабиринт на острове Крит. (Дедал)

  • Муза, покровительница истории. (Клио)

  • Бог, покровитель искусств. (Аполлон)

- Бог, препятствовавший Одиссею во время его скитаний. (Посейдон)

3. Назовите древнегреческих богов и героев, которым посвящены эти поэтические строки:

3.1. Был твой божественный порыв

Преступно добрым - плод желанья

Людские уменьшить страданья,

Наш дух и волю укрепив.

И, свергнут с горной высоты,

Сумел так мужественно ты,

Так гордо принести свой жребий,

Противоборствуя судьбе, -

Ни на Земле, ни даже в Небе

Никем не сломленный в борьбе,

Что смертным ты пример явил

И символ их судеб и сил. (Байрон о Прометее)

Державный тирс в его руках;

Венец желтеет виноградный

В чернокудрявых волосах...

Течет: Его младые тигры

С покорной яростью влекут;

Кругом летят эроты, игры –

И гимны в честь ему поют. (Пушкин о Дионисе)

План изучения нового материала (запись в тетради)

  1. Аттика к началу VIII в. до н. э.

  2. Развитие хозяйства и рабовладения.

  3. Законы Дракона.




  1. Изучение первого вопроса плана. Аттика к началу VIII в. до н. э.

Работа у доски и в тетрадях: - Обратите внимание на записанные в колонку слова, объяснение которым вы должны будете дать в конце урока:

Аттика

Афины

Аристократ

Демос

Эвпатриды

Ростовщики

Ареопаг

Архонты
Объяснение учителя На юго-востоке Средней Греции далеко в море выдаётся большой полуостров. На нём расположена область – Аттика. На западе Аттики между горами и морем расположена широкая равнина, где и возник город Афины. В старинных преданиях рассказывается, что в древнейшую эпоху в Аттике существовало несколько самостоятельных государств, враждовавших между собой. А после того как царскую власть в Афинах получил Тезей, который привёл в порядок страну и объединил всех вокруг одного города – Афин, распри прекратились.

К VIII в. до н. э. вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам – самым знатным и богатым землевладельцам, потомкам старинных и аристократических родов. Эвпатриды владели лучшими, наиболее плодородными землями Аттики. Из их среды ежегодно избирались девять высших должностных лиц – архонтов и ареопаг – древний совет старейшин, который пополнялся отбывшими свой срок полномочий архонтами. Эвпатриды решали важнейшие государственные вопросы, разбирали дела в судах, они же были полководцами и жрецами.

Некоторые эвпатриды занимались и торговлей, но таких было немного; большинство эвпатридов продолжали прочно сидеть на своих старинных родовых землях, получая с них доход, используя труд рабов или крестьян.

Своё правление они называли аристократией – власть лучших. Вся тяжесть власти лучших ложилась на плечи крестьян Аттики.

Материал учебника Спустя два века после разрушения Микен греки научились обрабатывать железо. Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремёсла. В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства – полисы. (Полис – по-гречески «город».) В территорию каждого полиса входили город, расположенные вокруг него хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев, усадьбы богачей.

В 8-м веке до н. э. в Греции появилась новая письменность (древнейшее письмо было забыто). Её создали на основе финикийского алфавита. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило точно передавать при письме звуковую речь.

Древняя Аттика и её население. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.

В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.

В 8-7-м веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось всё больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы.

Разведение оливок и винограда. Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда.

Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлёнными стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.

Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Вы помните, что из оливок выдавливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонёк едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.

В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

  1. Изучение второго вопроса плана. Развитие хозяйства и рабовладения.

Объяснение учителя Аттика была страной сельского хозяйства, и главными занятиями населения были земледелие и скотоводство, но наряду с ними со временем стали развиваться ремёсла и торговля.

В Аттике в это время было много рабов. Если раньше они были заняты в домашнем хозяйстве своих господ, трудились в поле и пасли стада, то теперь они стали нужны в ремесле и для работы в рудниках. Серебро, добываемое рабами в рудниках Аттики, увеличивало богатство страны и способствовало развитию афинской торговли. Численность рабов всё время возрастала. Дети, рождённые от рабов, по обычаям того времени, тоже становились рабами. Но больше всего давали рабов война и морской разбой. В рабов превращали военнопленных, а на Средиземном море издавна процветало пиратство, и морские разбойники приводили в ужас прибрежное население, совершая грабительские набеги и уводя жителей в рабство.

Жизнь рабов была очень тяжёлой. Ушли навсегда и остались лишь воспоминанием обычаи далёкого прошлого, когда раб считался почти членом семьи. На рабов смотрели теперь как на даровую и необходимую силу.

Работа в тетради. Источники появления рабов:

  1. пленные во время войн;

  2. захват пиратами.

Со временем появился ещё один источник появления рабов. Крестьянские наделы, расположенные на каменистых, плохо орошаемых землях неплодородной Аттики, приносили незначительные урожаи. Крестьянская семья далеко не всегда могла прокормиться урожаем ячменя или пшеницы со своего маленького участка.

Крестьяне часто были вынуждены обращаться за помощью к эвпатридам, прося у них в долг зерно, инвентарь для обработки земли. Находясь в безвыходном положении, крестьяне поневоле соглашались на различные, даже самые тяжёлые условия выплаты этого долга. Они должны были или работать на поле эвпатрида, или вернуть долг с большими процентами. Эвпатриды соглашались давать в долг на выгодных для себя условиях, умножая таким способом свои богатства.

В городах в это время появились люди, которые занимались тем, что давали в долг под проценты. Это были ростовщики, наживавшиеся за счёт разоряемых должников. Не в силах расплатиться с ростовщиками, крестьяне прибегали к единственному средству, которое было в их распоряжении: они отдавали в залог свои земельные участки, неизбежно переходившие затем в руки эвпатридов. Оставалось ещё крайнее средство: крестьянин мог отдать в залог самого себя или членов своей семьи. Так в Аттике возникло рабство – должничество.

Работа в тетради. Словарная работа.

Рабство – должничество.

Материал учебника

Знать и демос в Афинском полисе. В 7-м веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал.

На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей – архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство приговаривали к смертной казни (ниже вы прочитаете о суровых законах Драконта).

Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом.

В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг – отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке: но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же отдаст за пользование землёй новому её владельцу.

Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Засилием знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

  1. Изучение третьего вопроса плана. Законы Дракона.

Объяснение учителя В старину на злодеяние, на насилие сам обиженный или его близкие отвечали собственной расправой. За обиду мстили новой обидой, и ссоры с кровопролитиями могли длиться без конца.

С развитием хозяйства и торговли в Аттике, в городской тесноте Афин нельзя было больше допускать самоуправства. В промышленном городе было много чужих: их родственники были далеко, и за них некому было заступиться. Расправы и ссоры мешали спокойно торговать в городе. Поэтому в городах самоуправство было запрещено. Прежде в судах было немного дел: в них обращались в тех случаях, когда хотели добровольно кончить спор миром. Теперь недовольные или обиженные были обязаны жаловаться в суд. Суд должен был вступаться, когда налицо было злодеяние или когда двое спорили о владении землёй или о том, уплачен ли долг, и т. д. Судьи стали разбирать множество дел с утра до вечера.

Дела были различные. Для их решения надо было установить подробные и точные правила, установить за проступки наказания и штрафы. Иначе бы стали жаловаться на самих судей, что они меняют решения, что за более тяжёлые проступки назначают лёгкие наказания и т. д.

В VII в. до н. э. Дракону, одному из архонтов, совет старейшин поручил пересмотреть и записать законы. В своих законах Дракон первым точно определил, как называть за убийство со злым умыслом и за убийство без намерения; в старину этого не различали и мстили одинаково за всякое убийство. Эти правила были записаны, названы законами и выставлены на видном месте на главной площади в виде записей на деревянных и каменных столбах, на медных досках. Всякий мог их теперь прочитать и требовать к себе справедливого суда.

Материал учебника. Законы Драконта. Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами. Некоторые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же поступали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепицей (Черепица – пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли.): её вышвыривали за границу полиса. Драконт ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.

Миф о споре Афины с Посейдоном. Рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекроп основал в Аттике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывистыми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города?.. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.

Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим… Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.

  1. Закрепление пройденного материала.

Задания:

    1. Дать определение терминам, обозначенным в начале урока.

    2. Показать на карте Аттику, Афины.

Вопросы и задания самоконтроля.

  1. Что называется полисом? Найдите на карте местоположение Афинского полиса.

  2. Объясните слово «демос». Из кого состоял афинский демос?

  3. Чем был недоволен афинский демос в 7-м веке до н. э.? Чего он требовал?

  4. В чём преимущества греческого алфавита сравнительно с египетскими иероглифами?

  5. В чём его преимущества сравнительно с финикийским алфавитом?


Домашнее задание: читать §29 «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»; выучить термины.