Главная страница

Особенности психо- физического и речевого развития у детей 5-го года жизни


Скачать 102.87 Kb.
Название Особенности психо- физического и речевого развития у детей 5-го года жизни
Дата 25.03.2016
Размер 102.87 Kb.
Тип Документы

Особенности психо- физического и речевого развития у детей 5-го года жизни .
Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни

Это возраст дальнейшего развития способностей. Ребёнок занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становятся более длительными и сложными. Ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуем ему мы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя.

Он уже лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у нас улыбку. Ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него.

Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходства и различия между ними. К 5 годам у детей возрастает потребность в общении, особенно со сверстниками, осознании своего положения среди них. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, проявить внимание, сочувствие.

Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка в среднем возрасте, так как у него формируется потребность в уважении.

На 5-году складываются представления, как надо вести себя, поэтому они обращаются к сверстникам: «надо делиться», «нельзя обижать другого». Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иною деятельность (игру), детей, с кем играть.

А теперь я хочу остановиться на наиболее информативном и сложном показателе развития – это умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Какие же изменения происходят.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка. 

Характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники,

удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становися предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Восприятие

Ребенок в этом возрасте не только хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра, но и имеет представление об оттенках.

Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.

Может назвать различия двух фигур разной формы.

Может разделить спектральную сложную фигуру на несколько простых.

Мышление

Ребенок может по предложенной схеме сделать несложную постройку (из кубиков).

Узнают предметы на схематических изображениях. Ребенок может найти выход из простого лабиринта (2-3 перегородки). Классифицирует, обобщает простые слова, может выделить главные признаки.

Воображение

Ребенок может дорисовать начальное изображение, дополнить его деталями.

Может сочинить самостоятельно небольшую сказку или историю на заданную тему.

Внимание

Ребенок может заниматься привлекательной для него деятельностью в течении 15-20 минут.

Ребенок может действовать в соответствии с правилами: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигуры.

К 5-годам можно предложить следующую игру на внимание: на листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников. Предложить закрасить один вид геометрических фигур, например треугольник.

Память

Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 5 названий предметов. Ребенок запоминает поручения взрослого (2-3 последовательных действия).

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?

Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять и учитывать особенности данного возраста, оценить его собственные индивидуальные возможности.

Особенности речевого развития детей 5  лет
Звукопроизношщение. 

Ребенок 5-6 лет спосо­бен замечать особенности произношения  других детей и неко­торые недостатки  своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменя­ется л, л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. В  условиях  правильного  речевого  воспитания и   при   отсутствии   органических   недостатков   ребенок 6-7 лет овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Словарный запас. 
Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явле­ний окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шесто­го года жизни, как правило, не встречаются пропуски, переста­новки слогов и звуков. Исключение составляют только некото­рые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор). Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, не­точным употреблением слов.

У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основ­ные части речи. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).
Связная речь.

Ребенок  5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 ГО ГОДА ЖИЗНИ


«Громко — шёпотом»

Цель: учить ребёнка подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шёпотом.

Ход игры: расскажите ребёнку, что в гости к котёнку прилетела оса. Сначала произнесите фразу вместе:

«Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эту рифмовку повторите громко — тихо — шёпотом.

«Су-су-су — кот прогнал осу» (текст проговорите  вместе с ребёнком быстро и медленно). Предложите ему закончить фразу самостоятельно:

Са-са-са........ (там летит оса),

Су-су-су......... (я боюсь осу).

В данной игре можно придумывать разнообразные ситуации и использовать при этом разные по содержанию чистоговорки, например:

За-за-за — на горе коза.

Зу-зу-зу — пасу козу.

  • Зы-зы-зы — рога у козы.




«Кто больше слов скажет»
Цель: научить ребёнка называть качества, признаки и действия животных.

Материал: картинки с изображением разнообразных животных (белочки, зайчика, лисички, собачки, волка и др.).

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинку, например, лисичку, и рассказать о ней: какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов из разных частей речи: лисичка рыжая, пушистая, хитрая, сообразительная; она выслеживает зайчика, зимой хвостом заметает свои следы, чтобы её не обнаружили охотники и т.д.

Аналогично можно предлагать ребёнку рассказать про других животных: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; собака — ласковая, добрая, дом сторожит, любит есть косточку и т.д.

«Какие бывают иголки»
Цель: дать ребёнку представление о многозначном слове «игла».

Материал: картинки с изображением различных видов игл.

Ход игры: уточните у ребёнка:

Какие иглы ты знаешь? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

Какой иглой шьют и вышивают? (Швейной.)

Что делают медицинской иглой? (Укол.) Прочитайте ребёнку следующее стихотворение:

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж

Совершенно не похож.

Уточните у ребёнка:

Где живёт ёж?

  • Для чего ему нужны иголки? (Чтобы защищаться.)



«Шишка»

Цель: познакомить ребёнка с разными значениями многозначного слова «шишка».

Ход игры: прочтите ребёнку следующее стихотворение:

Что растёт на елке?

Шишки да иголки.

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

Уточните у малыша, про какие шишки говорится в первой части стихотворения и про какие во второй? Попросите подобрать к слову «шишка» слова в рифму («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните вместе со своим ребёнком стихотворение про Мишку. («Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт».) Загадайте загадку:

Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Уточните у ребёнка, чем отличается шишка в стихотворении про Мишку и в стихотворении про Белку.

Составление сказки «Приключения Маши и медведя»

Предварительно прочтите ребёнку сказку «Маша и медведь». Затем предложите придумать новую сказку «Приключения Маши и медведя».

Уточните: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то (медведя).) Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает ребёнку возможные варианты его развития. Что могло случиться с Машей в доме медведя? Каким оказался Мишка? И т.д. Затем совместно с ребёнком расскажите новую сказку.
«Расскажем про зайчика»
Цель: учить ребёнка составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Материал: игрушка «Зайчика» или картинка с изображением зайчика.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть зайчика (какой он, что умеет делать) и составить рассказ про зайчика, который встретил лису. Сначала предложите ребёнку рассказать о зайчике: какой зайчик? (Трусливый, грустный, быстрый, ловкий.) А какая лиса? (Хитрая, ловкая, злая.) Затем начните рассказ, предложите ребёнку продолжать его.

Как-то раз зайчик решил пойти погулять... (попрыгать на полянке с другими зайчатами). Он пришёл на полянку... (но там никого не было). Зайчику стало грустно и он… (стал плакать). Вдруг из леса на полянку… (вышла лисица). Она была… (хитрой, ловкой и злой). Зайчик увидел лисицу… (испугался и стал убегать от неё). Лиса тоже увидела зайчика и… (стала его догонять). Но зайчик был… (ловкий и быстрый). Он смог далеко убежать. Лиса его не смогла поймать.