Главная страница

Упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с овз


Скачать 463.99 Kb.
Название Упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с овз
страница 2/2
Филиппова Н.Ю
Дата 10.02.2016
Размер 463.99 Kb.
Тип Инструкция
1   2

Задания, направленные на развитие внимания


1.«Корректурная проба». Детям предлагается найти и выделить в произвольном тексте (в том числе логически не связанной последовательности букв) какую-либо достаточно часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения задания оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок. Усложненным вариантом задания, специфически направленным на тренировку переключения и распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например, одну букву требуется зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. Объем текста определяется возрастом школьников и результатами предварительного тестирования уровня развития внимания (следует ориентироваться на то, чтобы среднее время выполнения задания не превышало 5 минут).

Данное задание может быть использовано для диагностики уровня развития различных аспектов внимания (продуктивность, устойчивость, переключаемость) и динамики работоспособности. Для этого обычно используются стандартные тестовые бланки. При обработке полученных данных результаты в бланках сверяют с ключом, фиксируя: общее количество просмотренных букв, количество правильно отмеченных букв (от), количество букв, которое необходимо было отметить (л) — при этом принимается во внимание различие в обозначениях.

На основании полученных статистических данных рассчитываются продуктивность внимания, равная общему количеству просмотренных за отведенное время букв, и точность К, вычисляемая по формуле:

К=(m/n) . 100%.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания оценки точности и продуктивности должны быть переведены в соответствующие баллы (см. таблицу в книге: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995). Неоднократное тестирование через определенные интервалы времени (например, каждую четверть) позволяет количественно проследить динамику развития характеристик внимания и сопоставить ее с возрастными нормами.

Наряду с количественными показателями продуктивности внимания учителю необходима также информация об индивидуальных особенностях внимания в части динамики и работоспособности. Такая информация выявляется на основании более детального рассмотрения хода и результатов выполнения тестового задания. Например, низкий уровень продуктивности внимания (менее 50% просмотренных за отведенное время букв) говорит об инертности протекания психических процессов, а высокая скорость выполнения задания (в т.ч. до завершения отведенного срока) при большом количестве пропусков или ошибочных выделений — об импульсивности. Проблемы, связанные с переключением внимания, характеризуются, в частности, значительным числом пропусков знаков одного вида, тогда как другая буква выделяется безошибочно. Наличие проблем, связанных с концентрацией внимания в начале выполнения задания или же в конце его выполнения вследствие утомления, говорит, соответственно, о долгом периоде «врабатывания» или быстром истощении внимания. Полученная таким образом информация может быть использована учителем для эффективной индивидуальной работы с учащимися. Так, опрос учащихся, характеризующихся долгим периодом «врабатывания», целесообразно производить в середине урока или ближе к его концу, а приготовление домашних заданий им следует начинать с относительно простых предметов, лишь затем переходя к заданиям, требующим повышенной концентрации внимания. Учащихся же, склонных к истощению внимания, лучше спрашивать в самом начале урока, а выполнение ими домашних заданий должно быть распределено во времени и чередоваться с кратковременными периодами отдыха.

Задание можно использовать на уроках русского языка и чтения.

2.Поиск ошибок в тексте. Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок — как грамматических, доступных для детей соответствующего возраста (например, преднамеренно измененный порядок букв в словах, выраженное несоответствие падежно-предложных отношений), так и логических (заведомо неверные высказывания или причинно-следственные связи, явный пропуск слов и т.п.).

Это упражнение эффективно использовать на уроках русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром. В последнем случае ошибками могут являться логические несоответствия.

3.«И мы...». Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы...» (разумеется, только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, для отрывка текста: «Белка взобралась на дерево... Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост...» завершение «и мы...» является, в принципе, логичным в конце первого предложения («... и мы тоже взобрались на дерево») и абсолютно невозможным — в конце второго. Следует к тому же заметить, что данное задание, предполагающее возникновение из-за невнимательности забавных несуразностей, может быть эффективно использовано для снятия элементов утомления детей в процессе урока и создания положительного эмоционального фона.

В качестве творческой работы интересно предложить детям самим составить веселый рассказ-задание.

 4.  «Что перепутал художник?» Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких учеников используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т.п.). Для более старших школьников задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую), диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий. В качестве раздаточного материала для этого и следующего заданий могут применяться фрагменты из детских журналов.

Данный вид работы используется на уроках рисования и ознакомления с окружающим миром.

5. «Запутанные дорожки». Школьники должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т.д.).

Упражнение способствует развитию устойчивости внимания. Его эффективно использовать в начальный период обучения на уроках рисования, математики, ознакомления с окружающим миром.

6.Дидактическая игра «Найди отличия».              

Ребенку даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.  


7.Упражнение "НАЙДИ ПАРУ".


Среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой.

http://iemcko.narod.ru/images/43309.jpg

8."Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания).

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;

б) правильное воспроизведение каждого элемента;

в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.



Для выполнения подобного рода заданий удобно заранее сделать бланки с различным количеством рядов кружков, треугольников или квадратов. Бланки могут быть представлены смешанным набором фигур. Например, ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников и т.д.Задание можно дополнить, если попросить ребенка проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.

9.Упражнение "Следи за своей речью".

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

-Вы хотите купить черное платье?

-Я хочу купить зеленое платье.

-А разве зеленое вам к лицу? Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится? Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?
Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?
1   2