|
Умственно-отсталые
Более 25 лет я работаю в Камышлинской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида учителем начальных классов с умственно-отсталыми детьми.
(Слайд №2)
Умственно-отсталые – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития познавательных процессов. Трудности, которые испытывают эти дети, обусловлены как недостатками внимания, недоразвитием зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления. Это дети с нарушениями различных сторон психофизического развития: слухо-речевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы. Ученики, у которых в процессе обучения возникают особенные специфические трудности, обусловленные теми или иными отклонениями в развитии. Деятельность учителя в работе с такими детьми может быть успешной только в том случае, если он будет повседневно получать помощь от психолога, логопеда, врача школы. (Слайд №3)
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Учащиеся коррекционной школы 8-го вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. (Слайд №4)
Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной действительности: обучение чтению, счету, письму, выработки чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т.д.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
(Слайд 5) Для реализации целей обучения возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных технологий.
Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке.
В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. «Дитя мыслит образами, звуками, красками». Следуя этому тезису К.Д. Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому изготавливать наглядный материал к урокам. И зачастую перед учителем возникали проблемы: где найти нужный материал? как его лучше продемонстрировать? И здесь, как нельзя кстати, на помощь приходит яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или флэш-карте. (Слайд №6)
Внедрение компьютеров перспективно так как:
повышает эффективность проведения урока;
организует режим индивидуального опроса;
усиливает интерес учащихся к уроку.
Я считаю, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, а это в свою очередь способствует значительному повышению качества образования.
Важнейшей составляющей использования информационных технологий в учебной деятельности является осознание учащимися того, что им становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей обстановкой, дает ему веры в свои силы. Использование в образовательном процессе информационных продуктов, вызывают у учащихся устойчивый интерес. Учащиеся при работе на компьютере не испытывают отрицательных эмоций, дискомфорта. Они не боятся допустить ошибку, так как всегда имеют возможность ее исправить, чувствуют свою успешность, сразу видят результаты своей работы. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.
(Слайд 7)
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
повышает мотивацию обучения, эффективность процесса обучения;
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
(слайд 8 - 9)
При разработке своих уроков с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья, использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».
(Слайд 10)
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания;
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- учащиеся должны заниматься в оборудованном кабинете в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).
(Слайд 11 )
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
На своих уроках применяю компьютерные тесты, проверочные игровые работы, позволяющие мне за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Такие уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Тесты, кроссворды, задания на соответствие к урокам по темам составляю сама в программе Горячая картошка (HotPotatoes-хотпатейтос). Также использую компьютерные обучающие игры по предметам из приложения операционной системы Линукс.
На уроках закрепления и обобщения знаний я стараюсь использовать готовые электронные продукты. Такие как «Подарок первоклассника». Это диски с программно-методическими комплексами, которые содержат систему тестов и контрольных заданий. Большая заслуга мультимедийных курсов и в том ,что благодаря им дети приобретают навыки работы с тестами и ,конечно же, навыки работы на компьютере.
(Слайд 12,13,14)
Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Энциклопедия содержит более 40 детских произведений, в исполнении известных актеров: стихи Пушкина, Лермонтова, рассказы советских, русских и зарубежных писателей. Эти произведения мои ученики слушают на уроках литературного чтения и учатся читать также интересно. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться решать задачи.
Другим прекрасным диском для начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной школы». Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.
Программы из серии «Несерьезные уроки», «Соображалкины», «Математика - на планете счетоводов», «Считай и побеждай», «Тренажер по математике для начальной школы», «Проделки Сугроб Сугробыча», серия «Искатель-фантазер», «Баба-Яга. Пойди туда, не знаю куда» и другие научат складывать и вычитать, умножать и делить. Они развивают сообразительность, быструю реакцию, память, мышление. На дисках собраны мозаики, лабиринты, головоломки и другие задания, которые научат думать, запоминать, анализировать.
«Веселая азбука», «Баба –Яга учится читать», «Волшебный букварь» и др. Программы на этих дисках разработаны именно для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению. А буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах.
Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Использовать презентации можно на всех этапах урока.
Программное обеспечение MS Power Point позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
(Слайд 15-34)
На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.
3 класс. Математика. Тема «Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 20». Оборудование: мультимедийный проектор, видеозапись из мультфильма, карта путешествия. Проектор демонстрирует слайды со станциями, где «останавливаются» дети во время путешествия, а также задания по теме урока. Аудиозапись звучит при проведении физкультминутки.
3 класс. Технология. Тема «Изготовление коробки». Оборудование: компьютер (компьютерный класс), мультимедийный проектор для показа слайдов, аудиозапись для проведения физминутки.
4 класс. Русский язык. Тема. «Однокоренные слова». Оборудование: один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору для показа слайдов, магнитофон. Магнитофон необходим для эмоционального настроя на работу (музыка на усмотрение учителя). Через компьютер выводятся на экран этапы урока.
(Слайд 35)
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
(Слайд 36)
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. В компьютерном классе установлена интерактивная доска Interwrite Workspase, которая позволяет на большом экране демонстрировать подготовленные электронные ресурсы, работать с ними в интерактивном режиме.
(Слайд 37)
В своей работе с детьми я стараюсь использовать ресурсы Интернет в полном объёме. Во-первых, это творческие задания по созданию рефератов, выступлений, докладов, что предполагает поиск нужной информации в Интернете. Во-вторых, занятия с детьми на уроках и во внеурочное время, а именно знакомство с детскими развлекательно-познавательными сайтами, на которых дети под моим руководством, по заранее подготовленным ссылкам, находят различные конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы, загадки. В будущем планирую участие обучающихся моего класса в различных дистанционных викторинах и конкурсах. Использую задания детского портала «Солнышко» - http://www.solnet.ee/school/03.html . В ней представлена ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА, где можно найти уроки, сказки, статьи в игровой форме знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор, развивают эрудицию, помогают готовиться к настоящей школе и закреплять пройденные в школе материалы.
МАСТЕРИМ ИЗ БУМАГИ http://www.solnet.ee/games/g9.html
Эти идеи помогут ребенку научиться работать с бумагой, разовьют мелкую моторику и пространственное мышление.
ПЕСНИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Песенки, которые помогут запомнить что-нибудь важное и выучить что-нибудь нужное.
ОБУЧАЛКИ http://www.solnet.ee/games/g1_01.html
Игры на развитие памяти и внимания, на знакомство с буквами, цифрами, геометрическими фигурами.
На уроках обучения грамоте я использую Flash-игры, например "Буквы-сестрички", которые беру с сайта Natalka.com «Дидактические игры и тренажеры по программе начальной школы».
Также в своей работе я использую компьютерные тренажеры по различным предметам, один из них я представляю вашему вниманию «Отличник». Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок. Таким образом уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Список использованных источников
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009 г.
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»,2009
Интернет ресурсы:
http://borisovna.rusedu.net/category/4998/13965 сайт учителя начальных классов
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/ispolzovanie-ikt-v-nachalnoi-shkole-0
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-eor-v-uchebno-obrazovatelnom-prots
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла
КОНФЕРЕНЦИЯ
педагогических работников
Доклад на тему:
«Использование ИКТ
в практике работы учителя начальных
классов в специальной (коррекционной)
школе VIII вида»
Докладчик:
учитель начальных классов
Садыкова А.М.
Камышла – апрель 2013г.
|
|
|