|
Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края «Центр дистанционного образования»
Рабочая учебная программа
курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс.
«История России
с древнейших времен до конца ХIХ века»
Программу разработала
учитель истории и обществознания
высшей категории
МБОУ СОШ №1 с. Арзгир
Арзгирского района
Ставропольского края
Динейкина Оксана Николаевна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Федерального стандарта образования, программно-методического материала по истории 6-8, 9 классов Министерства образования Российской Федерации под руководством Тюляевой Т.И. (Москва 2002 г., Дрофа), Оценка качества подготовки выпускников основной и профильной школы по истории Министерства образования РФ под руководством Алексашкиной Л.Н. (Москва 2001 г., Дрофа).
История, как никакой другой предмет, помогает формировать историческое мышление учащихся, их национальное самосознание и чувство дружбы народов. На сегодняшний день – это главные задачи всего образования.
Данная программа предполагает изучение истории России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьютерных программ.
Программа рассчитана на учащихся 9 класса и предусматривает занятия в объеме 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Направленность:
дистанционное дополнительное образование учащихся;
-
развитие творческих способностей;
развитие ключевых компетенций личности обучающихся.
ЦЕЛЬ:
1. углубление и расширение знаний учащихся по истории России посредством дистанционного обучения;
2. приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Учить ребенка передавать собранную информацию по электронной почте (mail.ru, yandex.ru, bat, rambler.ru и т.д.), на магнитном носителе
Учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
Обучать активным формам деятельности в обстановке информационной работы;
Мотивировать познавательную деятельность методом практического применения полученных знаний;
Обучать самостоятельной работе с библиографическими источниками;
Формировать систему ЗУН по основам дистанционной методики;
Формировать навыки поиска информации в Интернете;
Развивающие:
Развивать уверенность в реализации личностных качеств;
Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем дистанционного обучения.
Воспитательные:
Воспитывать целеустремленность в овладении дистанционным методом самореализации, самосовершенствования;
Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;
Воспитывать активную жизненную позицию.
Условия реализации программы:
Программа предусматривает занятия 1 раз в неделю через электронную почту, включая индивидуальные консультации, очные сессии, творческие работы.
Занятия проводятся заочно, сочетая принцип дистанционного обучения с индивидуальным подходом.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
Репродуктивный
Метод проблемного изложения
Частично-поисковая работа
Поисковый метод
Эвристический
При знакомстве с дистанционным обучением необходимо ознакомить ребят с вариантами технологий систематического исследования. При систематическом исследовании должны быть заложены определенные процедуры:
Выявление замысла
- выявление проблемы
- формулировка темы работы
- прояснение вопросов.
План.
- разработка действий
- сбор данных (накопление)
- анализ собранного материала
- сопоставление фактов, наблюдений, доказательств.
Действие
- подготовка и написание работы
- оформление работы
- выступление с подготовленным сообщением на очной сессии;
- корректировка работы, обобщение, заключение и выводы.
Шагая в ногу со временем важно помнить, что развитие информационных технологий способствует появлению новых приемов и методов, коим является дистанционное обучение.
Методика дистанционного обучения включает в себя:
углубление и расширение знаний учащихся по истории России;
развитие творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщение к поисково-исследовательской деятельности;
воспитание мировоззрения.
Тьютор сам выбирает объекты исследования, формы и методы работы; свободно выбирает и использует методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся.
Содержание программы предусматривает учебные занятия по изучению истории России. Программа также предусматривает проведение проверки знаний, умений и навыков во время очных сессий в январе, марте, мае; а также участие в массовых районных мероприятиях.
Каждый уровень занятий по программе – не только ступень освоения обучающимися теоретических и практических основ поисково-исследовательской, но и ступень развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия.
Актуальность, новизна: отличительные особенности программы заключаются в том, что данная программа реализуется через принципы многофакторного подхода к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность истории и поиска фактов из различных источников; акцент на сравнение процессов поисково-исследовательского навыка с помощью информационных технологий.
Предполагаемы результаты:
Хронологические знания и умения:
1.1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов.
1.2.Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание фактов:
2.2 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с источниками:
3.1 Читать историческую карту с опорой на легенду.
3.2 Проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках, включая Интернет.
3.3 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Реконструкция:
4.1 Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.
4.2 На основе текста, иллюстраций, карт, дополнительной литературы, макетов, сайтов Интернета и т.п. составлять описание исторических объектов.
5. Анализ:
5.1 Соотносить единичные исторические факты и общие явления.
5.2 называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений.
5.3 Классифицировать исторические события и явления по указанному признаку.
5.4 Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
6. Версии, оценки:
6.1 Приводить оценки исторических событий.
6.2 Определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Ожидаемые результаты:
Каждый выпускник центра получает основу систематических знаний по истории России.
-
Каждый выпускник центра получает навык решения тестов, части «А», «В», «С».
Получает навыки работы с архивными документами, литературой в библиотеке, с сайтами в сети Интернет, с энциклопедиями, каталогами и т.д.
Осваивает методы поисково-исследовательской деятельности.
Приобретает навыки и умения написания творческой работы на основе полученных знаний и исследований.
Список используемой литературы
Программно-методическое обеспечение «История» 6-8, 9 класс, Тюляева Т.И. (Министерство образования РФ), Москва 2002 г., Дрофа.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы, Алексашкина Л.Н., Москва 2002 г., Дрофа.
Федеральный стандарт образования.
Россия и мир. Волобуев О.В., Москва 2003 г., «Новый учебник»
История России с древнейших времен до конца 19 века. Сахаров, Боханов, Загладин. Москва 2010 г., Русское слово.
www.histori.ru
www.minobr.ru
www.novoeobr.ru
ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ
«ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА ХIХ ВЕКА»
Раздел 1.
Древнерусское государство ( 2часа).
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря. Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава. Борьба за киевский престол.
Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, правление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло
Раздел 2.
Политическая раздробленность на Руси (XII - XIII века)(1час)
Начало раздробления Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями. Русь и Золотая Орда. Культура русских земель в XII – XIII веках.
Раздел 3.
Русь Московская (XIV – XVI века) (5 часов)
Соц.-экономическое и политич. развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Конец ордынского ига.
Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака к Западной
Сибири. Ливонская война. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород.
Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. Особенности развития русской культуры в XIV - XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература
Зодчество в XIV - XV вв. Архитектура Московского
государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Раздел 4.
Смутное время. (2часа)
Завершение династии Рюриковичей. Царь Годунов. Смутное время. Причины смуты. Лжедмитрий 1. Василий Шуйский. Восстание Болотникова 1606-1607гг. Лжедмитрий 2. Оборона Троице – Сергиева монастыря.
Распад лагеря Лжедмитрия. Семибоярщина. Польско – шведская интервенция. Подвиг патриарха Гермогена. Земское освободительное движение.1 Земское ополчение. 2 ополчение. Земский собор 1613г. Окончание Смуты.
Раздел 5.
Россия в 17в.(4 часа)
Разорение страны после Смуты. М.Ф.Романов. Смоленская война 1632-1634гг. Укрепление южной границы. Азовское сидение 1637-1642гг. Укрепление власти царя.
Царь Алексей Михайлович. Идея вселенского православного царства. «Кружок ревнителей благочестия». Идеал православного государя. Соборное уложение 1649г. Укрепление порядка 1650-1660гг. Торговля. Развитие промышленности. Русская армия в 17 в.
Россия и Крымское ханство. Малая и Белая Русь. Присоединение Малороссии. Русско – польская война 1654-1667гг. Русско – шведская война 1656-1658гг. Народы Сибири.
Церковная реформа 1653-1667гг. «Бунташный век». Соляной бунт 1648г. Медный бунт 1662г. Восстание С.Разина. Последние годы правления Алексея Михайловича.
Правление царя Федора. Софья Алексеевна. Царь Петр 1. Азовские походы 1696-1697гг. Великое посольство 1697-1698гг. Стрелецкий бунт 1698г. Русская культура 17в.
Раздел 6.
Российская империя. Эпоха реформ Петра Великого. (4 часа)
Начало петровских реформ. «Птенцы гнезда Петрова». Новые задачи России. Северная война 1700-1721гг. Основание Санкт – Петербурга.
Прутский поход. Персидский поход1722-1723гг. Военная реформа.
Реформа государственного управления. Церковная реформа.
Преобразования в культуре . Итоги реформ. Завещание императора.
Раздел 7.
Эпоха дворцовых переворотов. (2часа)
Правление Екатерины I и Петра II. Анна Ивановна и Бирон. Иван Антонович.
Императрица Елизавета Петровна. Внутренняя политика Елизаветы. Наследник престола. Развитие культуры.
Раздел 8.
«Золотой век »Екатерины Великой.(4часа)
Правление Петра III. Воцарение Екатерины. «Просвещенная монархия». Уложенная комиссия. Вольные типографии. Новиков Н.И.
Усиление крепостного гнета. Пугачевский бунт 1773-1775гг. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Русско – турецкая война 1768-1774гг. Русско – турецкая война 1787-1791гг. Русско – шведская война 1788-1790гг.
Правление Павел I. Внешняя политика. Переворот 11 марта 1801г. Развитие русской культуры 18в.
Раздел 9.
Правление Александра I.(3 часа)
Внутренняя политика Александра I. Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
Отечественная война 1812 года. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.
Политика правительства Александра I в 1815-1825 гг. Тайные общества. Движение декабристов. Династический кризис.
Раздел 10.
Николаевская Россия.(3 часа)
Экономическое развитие России в первой половине XIX века. Внутренняя политика Николая I. Теория официальной народности.
Внешняя политика Николая I. Кавказская война. Крымская война (1853 – 1856).
Общественное движение 1830-1850-х гг. Славянофиллы и западники. «Золотой век» русской культуры первой половины XIX века.
Раздел 11.
Россия в годы правления Александра II.(4 часа)
Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х гг.
Либеральное и консервативное общественное движение в 60-70-е гг. Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг.
Внешняя политика. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг. Убийство Александра II.
Раздел 12.
Александр III. (1час)
Внутренняя политика Александра III. Социально-экономическое развитие России в 1880-1890-е гг. Появление новых течений в общественно-политической жизни в 1880-1890-х гг. Внешняя политика Александра III. Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века.
Тематическое планирование по истории
«История России с древнейших времен до конца ХIХ века», 34 часа.
№
|
Тема
|
Час.
|
Дата
|
|
Раздел 1. Древнерусское государство
|
2ч.
|
|
1
|
Образование Древнерусского государства. Деятельность Олега, Игоря, Ольги, Святослава.
|
1
|
|
2
|
Правления князя Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
|
1
|
|
|
Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси (XII - XIII века)
|
1ч.
|
|
3
|
. Главные политические центры Руси. Нашествие с Востока и Запада.
|
1
|
|
|
Раздел 3. Русь Московская (XIV – XVI века)
|
5ч.
|
|
4
|
Возвышение Москвы. Иван Калита и Дмитрий Донской.
|
1
|
|
5
|
Иван III.
|
1
|
|
6
|
Ивана IV. Реформы Избранной Рады.
|
1
|
|
7
|
Внешняя политика.
|
1
|
|
8
|
Опричнина.
|
1
|
|
|
Раздел 4. Смутное время.
|
2ч.
|
|
9
|
Завершение династии Рюриковичей. Царь Годунов. Смутное время.
|
1
|
|
10
|
Земское освободительное движение. Земский собор 1613г
|
1
|
|
|
Раздел 5. Россия в 17в.
|
4ч.
|
|
11
|
Разорение страны после Смуты. М.Ф.Романов.
|
1
|
|
12
|
Царь Алексей Михайлович.
|
1
|
|
13
|
Русско – польская война 1654-1667гг. Русско – шведская война 1656-1658гг.
|
1
|
|
14
|
«Бунташный век».
|
1
|
|
|
Раздел 6. Российская империя. Эпоха реформ Петра Великого.
|
4ч.
|
|
15
|
Начало петровских реформ. Северная война 1700-1721гг.
|
1
|
|
16
|
Прутский поход. Персидский поход 1722-1723гг. Военная реформа.
|
1
|
|
17
|
Реформа государственного управления.
|
1
|
|
18
|
Итоги реформ. Завещание императора.
|
1
|
|
|
Раздел 7. Эпоха дворцовых переворотов.
|
2ч.
|
|
19
|
Правление Екатерины I и Петра II. Анна Ивановна и Бирон.
|
1
|
|
20
|
Императрица Елизавета Петровна.
|
1
|
|
|
Раздел 8. «Золотой век »Екатерины Великой.
|
4ч.
|
|
21
|
Правление Петра III. Воцарение Екатерины.
|
1
|
|
22
|
Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
|
1
|
|
23
|
Русско – турецкая войны.
|
1
|
|
24
|
Правление Павел I.
|
1
|
|
|
Раздел 9. Правление Александра I.
|
3ч.
|
|
25
|
Внутренняя политика Александра I.
|
1
|
|
26
|
Отечественная война 1812 года. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.
|
1
|
|
27
|
Тайные общества. Движение декабристов.
|
1
|
|
|
Раздел 10. Николаевская Россия.
|
2ч.
|
|
28
|
Внутренняя политика Николая I.
|
1
|
|
29
|
Внешняя политика Николая I.
|
1
|
|
|
Раздел 11. Россия в годы правления Александра II.
|
4ч.
|
|
30
|
Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х гг.
|
1
|
|
31
|
Либеральное и консервативное общественное движение в 60-70-е гг.
|
1
|
|
32
|
Внешняя политика.
|
1
|
|
33
|
Убийство Александра II.
|
1
|
|
|
Раздел 12. Александра III.
|
1ч
|
|
34
|
Консервативная политика Александра III.
|
1
|
|
|
|
|