|
Учет возрастных особенностей учащихся при проведении урока формирования ключевого умения
Учет возрастных особенностей учащихся
при проведении урока формирования ключевого умения
(на примере английского языка).
Уроки формирования ключевых умений стали для нас, учителей лицея, достаточно новым и непростым делом. И поначалу в прошлом году, по крайней мере, у меня, необходимость приступить к их проведению вызвала состояние тревожности. Прежде всего, были сомнения:
возможно ли в рамках одного урока освоить ключевое умение;
где взять время на их проведение;
должен ли отличаться этот урок от других и если должен, то чем.
Слайд
Однако успокаивало то, что программой для освоения на уроках английского языка были определены умения, связанные с особенностями изучаемого предмета.
Обучение иностранному языку – это возможность развивать у учащихся коммуникативную компетентность, формировать умение достигать взаимопонимания между людьми средствами языкового общения, путем создания коммуникативных ситуаций.
Вот почему на уроках английского языка широко практикуется групповая работа.
Но она не всегда оказывается успешной, т.к. ученики не имеют достаточно четкого представления о правилах и стиле общения, не владеют навыками выстраивания конструктивных отношений. И тогда в принципе эффективная форма организации учебного процесса на уроке не дает соответствующего ожидаемого результата.
Вот почему целесообразно, по нашему мнению, изучение ключевых умений, названных на слайде, именно на уроках английского языка.
Второе, что позволяло приступить к данной работе, - это оптимальное распределение в программе конкретных ключевых умений по параллелям с учетом их возрастных особенностей.
Так, шестиклассников характеризует резкое возрастание познавательной любознательности, возникновение познавательных интересов. Психологи даже называют этот возраст периодом «зенита любознательности».
Но в то же время, эти интересы зачастую не связаны с тем, что входит в школьную программу, поскольку они начинают познавать и осознавать окружающий мир. Их интересуют и вопросы будущего и настоящего, войны и мира, жизни и смерти и другие социальные проблемы. Причем, интересы подростка нестабильны, ситуативны. Связано этот зачастую со стремлением влиться в какую-либо компанию, подружиться с кем-то. И тогда он начинает интересоваться тем, что интересно этой компании.
Но вместе с тем для этого возраста важно получить уважение окружающих, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения. Поэтому им нравятся различного рода дискуссии. Но при этом они порой не умеют корректно выразить свою мысль, часто бывают агрессивными, что приводит к возникновению конфликтов.
В каком случае подросток сумеет достойно самоутвердиться? Это станет возможным только при условии, если он научится выстраивать свои взаимоотношения. Таким образом, помогая понять проблемы в общении, мы имеем возможность успешно
мотивировать детей на необходимость овладения умением «Владеть различными ролями и позициями в группе».
7 класс - это время возрастной период больших возможностей и больших опасностей, т.к. это время полового созревания и ускорения физического развития. Происходят и изменения во внешности: появляется некая неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или длинный рост, прыщи и т.п. все это приводит к тяжелым переживаниям, т.к. внешность в этот период времени очень значима для подростков. Они считают, что их оценивают по внешности. Отсюда – подростковая застенчивость, заниженная самооценка, высокая тревожность, неуверенность в общении. Это с одной стороны. А с другой стороны 7 класс – это возраст, когда подросток стремится демонстрировать, доказывать, утверждать свою взрослость. Главная задача взрослых в этот период – скорректировать его самооценку, укрепить чувство собственного достоинства, самоуважения, помочь ему улучшить отношения со сверстниками. А этому способствовать может наличие умения формировать собственную точку зрения, собственное суждение, умение отстаивать свою жизненною позицию.
Мы полагаем, что и конструирование урока формирования ключевого умения также должно осуществляться с учетом возрастных особенностей и возможностей, а также с учетом сущности самого конкретного ключевого умения.
Анализ технологических карт проведенных за два года подобных уроков показал, что для освоения умения «Владеть различными ролями и позициями в группе» в 6 классе эффективными стали такие приемы, как:
Актуализация этапа мотивации учащихся на необходимость овладения данным умением. С этой целью мы практикуем использование приема «Решение проблемной ситуации» с обсуждением предложенных учащимися вариантов решения и последующей рефлексией, в результате которой школьники приходят к выводу о том, что необходимы конкретные представления и умения для участия в групповой деятельности и общении и что этих умений у них недостаточно.
-
Работа с понятиями «инициатор», «координатор», «эксперт» и «критик». Это дает школьникам понимание того, что позиция участников группового общения может быть различной, при этом формируется представление о том, каким может быть это различие.
Использование инструкции (памятки), которая помогает выстроить последовательность действий, которые необходимо совершать с тем, чтобы включиться в коллективную деятельность и общение в каждой из ролей. С помощью памятки происходит ознакомление школьников с содержанием умения, а в последствии, на этапе закрепления, памятка служит инструментом, к которому ученики могут, при необходимости, обращаться за помощью.
-
Смена ролей в группе. Этот прием позволяет ученику научиться слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника, следуя поговорке «один ум хорошо, а два – лучше». Кроме того, очень важно, что раньше или позже, но каждый, даже самый слабый ученик, поставлен в позицию, когда он не сможет отмолчаться и должен будет принять активное участие в выполнении задания.
Как правило, сначала мы практикуем добровольное распределение ролей. По нашему мнению, это важный момент, т.к. включается личностный интерес, а отсюда – и желание выполнять задание, и стремление к успешности его выполнения, и уверенность в возможности выполнения задания.
В 7 классе при освоении умения «Обосновать собственное суждение» эффективными стали следующие приемы:
Выбор содержания программного материала, на котором учащимся было бы легче высказывать свои суждения, мнения и обосновывать их. Для этого тема должна быть не только знакомой им, но и вызывать интерес.
Именно поэтому была выбрана тема «Спорт». А свои суждения ученики должны были высказать по вопросу «Помогает ли спорт быть организованным?»
По-прежнему практикуется работа с понятиями. Для нас важно было помочь школьникам понять, что такое «суждение», «мнение», «заключение» и в чем их суть.
Для того чтобы помочь им понять сущность и содержание процедуры обоснования мнения, мы работали с понятиями «обосновать» и «аргументировать».
С целью включения учащихся в практическую деятельность по выполнению данного умения наиболее целесообразным мы посчитали индивидуальное выполнение практического задания, т.к. конкретное мнение может принадлежать только конкретному человеку, и только конкретный человек может объяснить, что стоит за этим суждением. Выполненное задание учащиеся должны были обязательно презентовать.
Опираясь на способность семиклассников к оценочной деятельности, мы использовали на данном уроке взаимооценку. Этот прием не только позволил использовать внешнюю оценку как необходимый стимул для поддержания уверенности в себе того, чье выступление слушали, но и как возможность для всей учебной группы закрепить свои знания по данному ключевому умению.
Включиться в данную работу группе помогли карточки, розданные учащимся, в которых были сформулированы вопросы, которые требовали ответа. Например:
Понятна ли было тебе высказанная в сообщении позиция?
Убедительным ли было высказывание?
Обязательным мы посчитали на данном уроке проведение рефлексии по результатам урока. С этой целью использованы самооценка учащихся и экспертная оценка учителя.
При этом самооценка помогла школьникам осмыслить, в какой мере понят и усвоен им учебный материал, что вызывает затруднения.
А оценка учителя помогла выделить и обобщить, над чем необходимо еще работать, что еще не усвоено в достаточной мере.
И тогда логичным было использование домашнего задания как средства продолжения самостоятельной работы над проблемными моментами, выявленными в процессе рефлексии.
Выводы,
Исходя, из дальнейших наблюдений за школьниками, я могу с делать следующие выводы:аданий, связанных с применением данных ключевых умений.
Сформирован опыт работы с незнакомыми понятиями.
Эффективнее стала работа учащихся в группе (подтверждение коллег)
Более успешно проходит теперь этап подведения итогов урока благодаря сформированному умению рефлексии
Результативнее стала самостоятельная работа учащихся на уроках.
Повышение мотивации к выполнению заданий, связанных с применением данных ключевых умений.
Сформирован опыт работы с незнакомыми понятиями.
Эффективнее стала работа учащихся в группе (подтверждение коллег)
Более успешно проходит теперь этап подведения итогов урока благодаря сформированному умению рефлексии
Результативнее стала самостоятельная работа учащихся на уроках.
|
|
|