Главная страница

Учебно-тематический план Содержание тем учебного предмета (курса)


Скачать 261.97 Kb.
Название Учебно-тематический план Содержание тем учебного предмета (курса)
Дата 16.02.2016
Размер 261.97 Kb.
Тип Учебно-тематический план

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

  2. Учебно-тематический план…………………………………………………….5

  3. Содержание тем учебного предмета (курса)………………………………….6

  4. Календарно - тематическое планирование…………………………………..14

  5. Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………22

  6. Список литературы для учителя и обучающихся……………………………

  7. Критерии оценки уровня обученности………………………………………

  8. УМК……………………………………………………………………………..


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ставит своей целью прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, также направлена на повышение качества обучения.

Исходя из поставленной цели, рабочая программа включает в себя следующие задачи:

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной програмы основного общего образования по истории(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), авторских программ А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкина и А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной (.Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-11кл.-М. Просвещение, 2007).

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода к изучению истории. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века.

В учебной программе используется следующий УМК:

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. 8 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010

Юдовская А.Я. Поурочные разработки к учебнику «Новая история.1800-1918. 8 класс»: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2002.

Юдовская А. Я., Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1918.Ч.1-2. - М.:Просвещение, 2007.

Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. –М.: Просвещение, 2006.

Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX века»: 8 кл/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004

Особенности структурирования учебного материала в рамках основных тематических блоков дают возможность:

Последовательного изучения материала, установленного программой

Формирования системы знаний, умений и способов деятельности учащихся

Развития личности учащегося и ее дальнейшей социализации

Основные содержательные линии рабочей программы в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Место предмета в базисном учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Из них 40 часов - история Отечества, 30 часов – Новая история.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.

Межпредметные связи в рамках образовательной системы школы
Обществознание, 8-й класс: наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 8-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 8-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 8-й класс: общие закономерности развития и функционирования человеческого организма, позволяющие устанавливать взаимосвязи проявлений биологического и социально-психологического в поведении человека.

Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д. Предпочитаемые формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, работа в парах.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

• определять и объяснять понятия;

• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

анализировать исторические явления, процессы, факты;

• обобщать и систематизировать полученную информацию;

• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

История России XIX в. (40 часов).

№ раздела / темы

Наименование разделов и тем

Количество часов







Всего

Теоретические занятия

Лабораторные, практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1.

Россия в первой половине XIX в.

20

19




1

2.

Россия во второй половине XIX в.


20

19




1

Итого

40

38




2

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ: ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС.(30ч.)

№ раздела / темы

Наименование разделов и тем

Количество часов







Всего

Теоретические занятия

Лабораторные, практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1.

Раздел I.Мир в первой половине XIX века.

13

12




1

2

Раздел II. «Мир в середине и второй половине XIX века».

17

16




1

Итого

30

28




2


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

РОССИЯ В XIX В. (40 ч)

Введение (1ч).
Основные вехи истории страны к концу XVIII в.

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (19 ч)

Россия на рубеже XVIII–XIX вв. Территория империи. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Социальная структура общества. Особенности российской политической системы. Уровень социально-экономического развития страны и его соотношение с уровнем развития западноевропейских стран. Проблемы модернизации страны в начале XIX в.
Внутренняя политика Александра I в 1801–1812 гг. Личность и политические взгляды царя. Проекты реформ Негласного комитета. Попытки решения крестьянского вопроса. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа органов государственного управления. Законодательные проекты М.М. Сперанского. Мероприятия по развитию просвещения.
Внешняя политика Александра I в 1801–1812 гг. Участие России в антинаполеоновских коалициях и войнах с Францией. Тильзитский мир и его последствия. Русско-шведская война, присоединение Финляндии к России. Включение восточногрузинских земель в состав России. Войны с Ираном и Турцией, присоединение Закавказья и Молдавии к России.
Отечественная война 1812 г. Причины войны. Планы сторон и соотношение сил накануне войны. Отступление русской армии. Оборона Смоленска. М.И. Кутузов. Бородинская битва и ее значение. Вступление Наполеона в Москву, пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра. Партизанское движение. Народный характер войны. Изгнание армии Наполеона из России. Внешняя политика России в 1813–1825 гг. Заграничный поход русской армии. Смерть М.И. Кутузова. Победы над Наполеоном. Россия на Венском конгрессе. Превращение России в мировую державу. Восточный вопрос.
Внутренняя политика Александра I в 1813–1825 гг. Влияние Отечественной войны на внутриполитическую ситуацию в стране. Замыслы либеральных реформ (проект освобождения крепостных крестьян, проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» Н.Н. Новосильцева) и их судьба. Польская конституция. Консервативные начала в государственной деятельности А.А. Аракчеева. Организация военных поселений. Восстания военных поселян. Итоги внутренней политики Александра I.
Общественные движения первой четверти XIX в. Причины возникновения тайных дворянских организаций. Северное и Южное общества. «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля: либеральные и радикальные тенденции в декабризме. Восстание на Сенатской площади и восстание Черниговского полка. Влияние выступления декабристов на русское общество.
Социально-экономическое развитие России. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны. Углубление кризиса крепостнической системы и отставание России от промышленно развитых стран. Экономический кризис 1812–1815 гг. Старые проблемы и новые явления в российской деревне. Помещичье хозяйство. Отмена крепостного права в Прибалтике. Положение крестьянского хозяйства. Облик городов, их население и роль в экономической жизни страны. Начало промышленного переворота в России. Развитие транспорта, строительство железных дорог. Рост внутренней торговли. Ярмарки. Внешняя торговля России.
Внутренняя политика Николая I. Противоречивость внутренней политики Николая I, ее основные направления. Развитие бюрократической системы. Третье отделение и усиление полицейского контроля над общественной жизнью. Реформы в период правления Николая I. Кодификация законодательства (подготовка «Свод законов Российской империи» М.М. Сперанским). Комитеты по разработке проекта крестьянской реформы и отсутствие реальных результатов их деятельности. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Причины ограниченности реформаторских начинаний.
Народы России в первой половине XIX в. Национальные отношения в Российской империи. Польский вопрос. Польское восстание 1830–1831 гг. Национальная политика самодержавия.
Внешняя политика Николая I. Основные направления внешней политики России. Россия и Священный союз. Участие русской армии в подавлении венгерской революции 1848–1849 гг. Война с Ираном. Туркманчайский мир. Утверждение России в Закавказье. Обострение восточного вопроса.
Кавказская война. Политика России на Кавказе. Основные этапы войны. Государство Шамиля. Мюридизм. Итоги и последствия войны.
Крымская война. Причины и основные этапы. Синопское сражение. Крымская кампания. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Парижский мир. Причины поражения России.
Общественные движения 30–50-х гг. Проблемы социально-экономического и политического развития страны и их отражение в сознании образованного общества. Теория официальной народности. С.С. Уваров. Кружки 30–40 гг. XIX в. П.Я. Чаадаев. Зарождение либерального движения. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин) и славянофилы (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, братья Киреевские) о путях развития России. Возникновение социалистического направления в общественной мысли России. Общинный социализм А.И. Герцена. Вольная русская типография. «Колокол». М.В. Петрашевский.
Наука и образование в первой половине XIX в. Культурный и образовательный уровень разных слоев общества. Структура образования (народные школы, гимназии, институты, университеты) и сословные ограничения. Открытия русских ученых первой половины XIX в., имевшие всемирное значение. Н.И. Лобачевский, Н.И. Зинин, Б.С. Якоби, В.Я. Струве, Н.И. Пирогов. Развитие географической науки. Исследование окраинных земель России. Русские путешественники.
Золотой век российской культуры. Литературные направления первой половины XIX в. А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Формирование русского литературного языка. Архитектурные стили первой половины XIX в.: поздний классицизм (ампир), эклектика. А.Н. Воронихин, О. Монферран, К.И. Росси, К.А. Тон. Скульптура. П.К. Клодт, И.П. Мартос. Живопись. Обращение художников к жизни народа. Зарождение реалистических тенденций в русской живописи. А.Г. Венецианов, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов, О. А. Кипренский, А.А. Иванов, П.А. Федотов. Формирование национальной музыкальной культуры. Творчество М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Театральная жизнь. Малый и Большой театры. М.С. Щепкин.
Перемены в быту основных сословий населения. Городское и сельское жилища. Образ жизни представителей разных сословий. Одежда. Досуг. Пища.
Повторительно-обобщающий урок.

Тема 2. Россия во второй половине XIX в. (20 ч)

Кризис империи Николая I. Необходимость модернизации России. Социально-экономические и политические противоречия. Нарастающее отставание России от ведущих западноевропейских стран. Последствия Крымской войны – обострение социально-экономической и общественно-политической ситуации в империи.
Россия накануне преобразований. Подготовка крестьянской реформы. Социально-экономическое развитие России к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Основные задачи модернизации страны в середине XIX в. Личность императора Александра II. Принятие решения об отмене крепостного права «сверху». Проекты отмены крепостного права – борьба либеральных и консервативных сил. Точка зрения социалистов на пути и способы проведения крестьянской реформы. Негласный комитет.
Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Личное освобождение крестьян. Сельские общества и мировые посредники. «Временнообязанные» отношения. «Отрезки». Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на Манифест 19 февраля, крестьянские волнения. Современники об отмене крепостного права. Историки о значении реформы 1861 г.
Реформы 60–70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления: земства и городские думы. Судебная реформа, введение суда присяжных. Выдающиеся российские юристы. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович. Военная реформа, введение всеобщей воинской повинности. Д.А. Милютин. Изменения в системе образования. Новый университетский устав. Смягчение цензурных правил.
Значение реформ 60–70-х гг. Российский путь модернизации. Начало формирования в России основ правового государства и гражданского общества. Развитие капиталистических методов хозяйствования в городе и деревне. Развитие промышленности и транспорта. Изменение социальной структуры. Русские предприниматели. Рост численности городского населения. Община. Расслоение крестьянства. Чересполосица. Аграрное перенаселение. Отходничество. Незавершенность реформ. Сохранение самодержавного политического строя. Своеобразие российской модели общественного развития.
Либеральное движение в 60–70-е гг. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь (общественное значение литературы в новых условиях, радикализация общества, национальные движения). Выступления либералов с предложениями о введении конституции. Зарождение либерального земского движения. С.А. Муромцев, И.И. Петрункевич.
Консервативное общественное движение 60–70-х гг. Отношение консерваторов к реформам и к власти. М.Н. Катков.
Радикальные общественные движения 60–70-х гг. Революционно-демократическая идеология. Социализм Н.Г. Чернышевского. Русская революционно-демократическая эмиграция. А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи: П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев. Революционно-демократические организации. «Земля и воля» 60-х гг. Появление террористических организаций. Нечаевщина. Хождение в народ и влияние его результатов на развитие революционно-демократического движения. «Чайковцы». «Земля и воля» 70-х гг. «Народная воля» и «Черный передел». Зарождение рабочего движения. Первые рабочие союзы.
Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70–80-х гг. Причины кризиса реформаторского курса. Борьба либеральной и консервативной тенденций во внутренней политике Александра II. Покушения на императора. Борьба правительства с терроризмом. Проекты изменения политической системы России. Конституционный проект М.Т. Лорис-Меликова. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики. А.М. Горчаков. Российско-германский союз. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Основные итоги внешней политики.
Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Балканский кризис. Причины и основные этапы войны. М.Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир. Берлинский конгресс. Итоги войны.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Консервативный характер внутренней политики нового царя. «Положение об усиленной охране». Политика консервативной модернизации. Поддержка помещичьих хозяйств. Учреждение Крестьянского и Дворянского банков. Подавление революционного движения. Усиление правительственного надзора за деятельностью земского и городского самоуправления. Земские начальники.
Социально-экономическое развитие России в 80–90-е гг. Ускоренное промышленное развитие страны. Завершение промышленного переворота и его последствия. Государственная поддержка тяжелой и военной промышленности. Н.X. Бунге. И.А. Вышнеградский. Строительство новых железных дорог и их значение. Экономический подъем 90-х гг. и деятельность С.Ю. Витте: протекционизм, налоговая политика, денежная реформа. Голод 1891 и 1898 гг. Внешнеторговые связи России. Экспорт российского сырья и продовольствия в европейские страны и экспорт российских промышленных товаров в страны Азии.
Народы России во второй половине XIX в. Национальный вопрос и пути его решения при Александре II. Национальная политика Александра III. Положение народов Средней Азии.
Появление новых течений в общественно-политической жизни в 80–90-е гг. Влияние внутриполитического курса Александра III на общественную жизнь. Новые явления в либеральном земском движении (тактика «малых дел», «третий элемент»). Зарождение нового либерализма в 90-е гг. XIX в. Появление либерального течения в народничестве. Н.К. Михайловский. В.П. Воронцов. Кризис революционного народничества. Формирование неонароднической идеологии. Распространение марксизма. Г.В. Плеханов. Группа «Освобождение труда». Социал-демократиче-ские кружки начала 90-х гг. XIX в. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Национальные движения на окраинах Российской империи.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления российской дипломатии. Европейская политика. Образование русско-французского союза. Отношения с Англией. Среднеазиатская политика России. Дальневосточная политика России. Русско-китайские отношения. Усиление русско-японских противоречий.
Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. Рост потребности в образованных кадрах в условиях начала индустриальной модернизации страны. Система образования в России (земские, церковноприходские и воскресные школы, реальные училища и гимназии, университеты, высшие технические учебные заведения, женские высшие учебные заведения). Просветительские общества, народные библиотеки и рост уровня грамотности населения. Научная жизнь России. Научные общества и учреждения. Научные школы. Открытия и изобретения мирового масштаба, сделанные русскими учеными и изобретателями. Политехнический музей. История и другие общественные науки. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Исторический музей. Русские путешественники, географы и этнографы: П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай.
Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в. Русская литература второй половины XIX в. Отражение изменений в социально-экономической и политической жизни страны в русской литературе. Реализм. Влияние русской литературы на общественную жизнь страны. Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. Мировое значение русской литературы второй половины XIX в. Русская реалистическая живопись как явление мировой культуры. Товарищество передвижных художественных выставок. В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, И.Е. Репин. Меценаты. П.М. Третьяков. Музеи. Архитектурные стили второй половины XIX в.: русский стиль, неоготика, неоклассицизм, модерн. В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Ф.О. Шехтель. Скульптура: М.О. Микешин, А. М. Опекушин, М.М. Антокольский. Музыкальная жизнь страны. Русское музыкальное общество. Петербургская и Московская консерватории. Оперное и симфоническое искусство. Развитие национальных традиций в музыке. «Могучая кучка». П.И. Чайковский. Драматическое искусство. Малый театр. П.М. Садовский, М.Н. Ермолова. Возникновение Московского Художественного театра. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.
Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в. Влияние промышленного переворота на изменения в быту горожан и сельских жителей. Человек и реформы. Новое на транспорте, в средствах связи. Мода. Досуг.
Повторительно-обобщающий урок.
Итоговое повторение (1 ч).


Новая история 8 класс. (30 часов)

Тема № 1 Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.13 часов

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.

Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.

Тема II. «Мир в середине и второй половине XIX века». 17 часов.

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.).

Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.

Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.

Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Список литературы для учителя

  1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. 8 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010

  2. Юдовская А.Я. Поурочные разработки к учебнику «Новая история.1800-1918. 8 класс»: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2002.

  3. Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории, 1800-1913: пособие для 8 кл./ А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2009

  4. Юдовская А. Я., Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1918.Ч.1-2. - М.:Просвещение, 2007.

  5. Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. –М.: Просвещение, 2006.

  6. Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX века»: 8 кл/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004

Список литературы для обучающихся

Основная литература для ученика:

  1. 400 знаменитых имен и пособий по всеобщей и отечественной истории (для школьника). М.: Дрофа, 2000.

  2. Зуев М.Н. История. Краткий справочник школьника, 5-11 кл. М.: Дрофа, 1997.

  3. Энциклопедический словарь юного историка. (Отечественная история). / Сост. В.Б.Перхавко. - М.: Педагогика 1999.

  4. Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.-4-е изд., и перераб. / Глав. ред. М. Аксенова. -М.: Аванта+, 2004.- 688 с.: ил.

  5. Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации / : Глав. ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002.-704 с.: ил

  6. Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира / Ред. Коллегия: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю. Антонова и др.-М.: «Мир энциклопедия», 2005.-640 с.: ил.

Дополнительная литература для ученика:

  1. Богданов Л. П. Русская армия в 1812 году. - М., 1979.

  2. Богданович М.И. История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам. —T.I—3. —СПб, 1859—1860.

  3. Бородино. Документы, письма, воспоминания. — М., 1962.

  4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003. 

  5. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. - М., 1990. 

  6. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. - М., 1997. 

  7. Пушкин А.С., История Пугачева

  8. Романовы. Исторические портреты. Книга вторая. - М., 1999. 

  9. Романовы. Исторические портреты. Книга третья. - М., 2001. 

  10. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. - М., 1994. 

  11. 1812 год в воспоминаниях современников. - М.. 1995.

  12. Шильдер Н.Н. Император Николай I. Его жизнь и царствование. В 2-х тт. - М., 1997 

  13. Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.


Интернет-ресурсы

  1. Библиотека Максима Мошкова, исторический раздел: http://www.lib.ru/YISTORY

  2. Старинная европейская литература: http://www.lib.ru/INOOLD/

  3. Российская государственная библиотека по искусству: http://www.Artlib.ru/

  4. Великая Французская революция: http://www.liberte.newmail.ru/

  5. История Великобритании. Правда и мифы в британской истории: http://www.britannia.com/history/plantage.html

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

  • логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

  • демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе;

  • путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

  • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

УМК


  1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. 8 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010

  2. Юдовская А.Я. Поурочные разработки к учебнику «Новая история.1800-1918. 8 класс»: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2002.

  3. Юдовская А. Я., Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1918.Ч.1-2. - М.:Просвещение, 2007.

  4. Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. –М.: Просвещение, 2006.

  5. Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX века»: 8 кл/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004