|
Учебно методический комплекс дисциплины «Английский язык» для специальности 180403 «Судовождение»
Учебно – методический комплекс дисциплины «Английский язык»
для специальности 180403 «Судовождение»
как одно из требований ФГОС нового поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты СПО нового поколения существенно отличаются от предыдущих образовательных стандартов. Ключевые различия:
- основным компонентом ГОС СПО являлись требования к минимуму содержания обучения, т.е. определялся фиксированный объем учебного материала, обязательный для изложения преподавателем;
-разработка требований к результатам образования заключалась в их соотнесении с дидактическими единицами обязательного минимума содержания образования;
- обновление материала сводилось к замене «устаревших» дидактических единиц.
Таким образом, реально действующие цели образования сводились к усвоению предметных знаний и умений, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность.
Новые стандарты основаны на идеологии формирования содержания образования «от результата», и их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. В нашем колледже ФГОС СПО третьего поколения прежде всего коснулись специальности 180403 «Судовождение». Он включает в себя описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности будущих техников-судоводителей. Поскольку объектами профессиональной деятельности выпускников названной специальности являются суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, военные и пограничные корабли, суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; судовые энергетические установки и механизмы, перевозимые грузы, навигационное оборудование, коллективные и индивидуальные спасательные средства, а также экипажи судов, иностранный язык, необходимый для такой профессиональной деятельности - английский.
В 2011-2012 учебном году, в связи с переходом в новый статус, в колледже началась разработка учебно – методических комплектов дисциплин и профессиональных модулей, в том числе и по дисциплине «Английский язык». В результате долгой и кропотливой работы получился комплект с такой структурой: выписка из федерального государственного образовательного стандарта по специальности 180403 «Судовождение», рабочая программа дисциплины, календарно – тематический план, комплект практических работ с методическими указаниями по их проведению и подготовке, комплект самостоятельных работ с методическими указаниями по их проведению и подготовке, фонд оценочных средств (материалы входного, тематического, промежуточного и итогового контроля), список основной и дополнительной литературы по дисциплине и её материально – техническое и информационное обеспечение.
В процессе создания рабочей программы основная трудность заключалась в содержании раздела «Тематический план», поскольку некоторые обучающиеся 1 курса, поступившие в колледж, не изучали английский язык вообще. А уровень освоения стандарта по дисциплине для всех обучающихся одинаков. Поэтому в программе для судоводителей был включён раздел «Вводно – коррективный курс», цель которого – устранить пробелы в знаниях обучающихся одной подгруппы и дать знания в области фонетики, грамматики и синтаксиса для обучающихся другой подгруппы.
Результатом разработки программы был составленный календарно – тематический план с указанием разделов и тем, количества часов, отведённых на их изучение, основных дидактических единиц, средств обучения (в том числе электронные образовательные ресурсы, программное обеспечение «Nord») и видов домашней и самостоятельной работы по каждой теме.
Так как в основе образовательного процесса лежит работа с текстами профессиональной направленности, в комплект практических работ для специальности «Судовождение» вошли по пять заданий для каждого занятия («Запишите лексику темы. Прослушайте её с помощью аудиофайла и выучите наизусть», «Составьте со словами темы предложения по образцу», «Прослушайте текст и подготовьте его хорошее чтение», «Выполните грамматическое задание к тексту», «Подготовьте пересказ текста»). Такой набор заданий позволяет обучающемуся проработать произношение новых слов с помощью специально созданных аудиофайлов, формировать умение пользоваться изученной лексикой в устной и письменной англоязычной речи, отрабатывать на примере предложений текста знания по грамматике и синтаксису английского языка, а также учиться пересказывать тексты профессиональной направленности. Обучение дисциплине проходит в лингафонном кабинете, где есть возможность создать комплект практик для каждого рабочего места через локальную сеть. В процессе работы возникла необходимость создания к этим практическим работам методических указаний, включающих в себя алгоритмы работы с изучаемым материалом и с оборудованием лингафонного кабинета. Эти рекомендации актуальны потому, что в процессе изучения дисциплины используются две компьютерные программы, а занятия на начальном этапе обучения показали, что не все студенты имеют необходимый уровень пользования компьютером.
Далее был созданы комплекты самостоятельных работ для каждой специальности и профессии, целью которых является закрепление изученного материала и дальнейшее развитие навыков устной и письменной англоязычной речи. Так, для самостоятельных работ предлагались следующие задания: заучить лексику темы, подготовить доклад по теме «About myself», составить презентацию к тексту «The Russian Merchant Marine» и др.
Что касается фонда оценочных средств, то он включил в себя материалы входного контроля в форме теста в двух вариантах. Но особенность реализации заключалась в том, что его можно было провести только с теми обучающимися, которые изучали английский язык в школе. Материалы промежуточного контроля представляют собой тематические контрольные, состоящие из пяти заданий типа «переведи слова на русский язык», «составь предложение с данными словами», «подготовь хорошее чтение текста», «выполни грамматическое задание к тексту», «перескажи текст». Очень удобно оценивать работу по принципу «задание зачтено», «задание не зачтено»). По тому же принципу были разработаны материалы итогового контроля за семестр (зачёты и контрольные работы).
Одним из разделов учебно – методического комплекса является список основной и дополнительной литературы по дисциплине. Раздел «Материально – техническое и информационное обеспечение» включает в себя перечень оборудования и технических средств обучения лингафонного кабинета, а также интернет – ресурсы, используемые в образовательном процессе. Хотелось бы отметить, что разработанный УМК по дисциплине «Английский язык» находится в системе поддержки учебного процесса на сайте нашего колледжа в свободном доступе. Те обучающиеся, которые пропускали занятия, имели возможность самостоятельно проработать учебный материал.
Список литературы:
Приказ Минобрнауки РФ от 22.06.2010 №680 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 180403 «Судовождение». [Электронный ресурс].: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=105030: – Режим доступа: свободный.- Загл. с экрана
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 180403 «Судовождение»
|
|
|