|
Учебник «Русский язык. Практика. 5класс»
Цели урока: совершенствовать умения и навыки учащихся определять способы выражения подлежащего и сказуемого;
познакомить с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым»;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык. Практика. 5класс» под редакцией А.Ю.Купаловой; презентация.
Ход урока:
1.1 У доски один ученик выполняет синтаксический разбор предложения:
На территории парка пятеро ребят высадили деревья.
1.2 Актуализация знаний и проверка домашнего задания №231.
Назовём грамматические основы записанных предложений и дадим им характеристику по количеству грамматических основ.
Какие пунктограммы в них встретились?
Какие схемы пунктуационного разбора объясняют знаки препинания в них? Покажите у доски.
Зачем нужен пунктуационный разбор?
Что такое пунктограмма?
Какая наука изучает строение предложений?
Что изучает пунктуация?
2.1 Запишем дату и тему урока (слайд№1).
2.2 Синтаксическая пятиминутка.
Что такое грамматическая основа?
Устно определим грамматические основы предложений:
Люблю я пышное природы увяданье.
Скинуло кафтан зелёный лето.
И льётся чистая лазурь на отдыхающее поле.
Вот уж утро.
Зачем нужно знать количество грамматических основ?
Чем было выражено подлежащее в этих предложениях? (Существительным и местоимением).
Чем ещё может быть выражено подлежащее?
2.3 Обратим внимание на доску. В разобранном предложении подлежащее – словосочетание.
2.4 Словарная работа.
Какое слово в этом предложении может вызвать затруднение в написании? (Территория)
Какие ещё слова имеют этот латинский корень? (Слайд№2 - терраса, террикон, террариум).
Что такое терраса? (Помещение в жилом доме под крышей на деревянных столбах).
Составим и запишем словосочетания с двумя (на выбор) словами.
Какие словосочетания вы записали?
3.Объяснение нового материала.
Посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в предложении, и познакомимся с пунктограммой «Тире в простом предложении».
3.1- Коллективно выполним упр. №232 по заданию. Читаем задание.
Назовём грамматические основы 1-го, 2-го предложений.
Какое 2-е предложение по структуре? (Сложное: солнце поднимается, тени длинные, день самый короткий).
Какие вопросы задавали к сказуемым? (Какие? стр. 73)
Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (Прилагательное).
3.2 У доски выполним синтаксический разбор 4-го предложения:
Первые морозы – это ещё не зима.
Какой задать вопрос, чтобы найти сказуемое? (стр.73. Морозы – что это такое?)
-
Можете самостоятельно сделать вывод, когда ставится тире в простом предложении? (стр. 72)
4. Итак, чем может быть выражено сказуемое в предложении? Составим таблицу «Способы выражения сказуемого»: (слайд №3)
Часть речи
|
Пример предложения
|
Глагол
|
Мы приближались к лугам.
|
Существительное
|
Черника – вкусная лесная ягода.
|
Прилагательное
|
Леса кругом хвойные.
Эти места в лесу болотисты.
|
Сделаем ещё раз вывод, когда ставится тире в простом предложении?
Вопрос из истории языка. Как долго тире живёт в русской грамматике? Кто его ввёл? (Это знак молодой. Ему чуть больше 200 лет. Ввёл его Карамзин).
5. Закрепление материала.
Тренировочное упражнение. Определите (устно) грамматические основы и решите, в каких предложениях на слайдах нужно поставить тире (слайд 4-10).
6. Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке?
Чем может быть выражено сказуемое в предложении?
-
Для объяснения какой пунктограммы надо знать, чем выражены подлежащее и сказуемое?
С правописанием какого латинского корня познакомились?
Из толкового словаря учебника стр. 256 выпишем лексическое значение слова территория.
Домашнее задание: параграф 17, упражнение №236.
|
|
|