Главная страница

Учебник «Русский язык. Практика. 5класс»


Скачать 27.1 Kb.
Название Учебник «Русский язык. Практика. 5класс»
Дата 29.02.2016
Размер 27.1 Kb.
Тип Учебник

Цели урока: совершенствовать умения и навыки учащихся определять способы выражения подлежащего и сказуемого;

познакомить с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым»;

совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык. Практика. 5класс» под редакцией А.Ю.Купаловой; презентация.

Ход урока:
1.1 У доски один ученик выполняет синтаксический разбор предложения:

На территории парка пятеро ребят высадили деревья.

1.2 Актуализация знаний и проверка домашнего задания №231.

  • Назовём грамматические основы записанных предложений и дадим им характеристику по количеству грамматических основ.

  • Какие пунктограммы в них встретились?

  • Какие схемы пунктуационного разбора объясняют знаки препинания в них? Покажите у доски.

  • Зачем нужен пунктуационный разбор?

  • Что такое пунктограмма?

  • Какая наука изучает строение предложений?

  • Что изучает пунктуация?


2.1 Запишем дату и тему урока (слайд№1).

2.2 Синтаксическая пятиминутка.

  • Что такое грамматическая основа?

  • Устно определим грамматические основы предложений:

Люблю я пышное природы увяданье.

Скинуло кафтан зелёный лето.

И льётся чистая лазурь на отдыхающее поле.

Вот уж утро.

  • Зачем нужно знать количество грамматических основ?

  • Чем было выражено подлежащее в этих предложениях? (Существительным и местоимением).

  • Чем ещё может быть выражено подлежащее?

2.3 Обратим внимание на доску. В разобранном предложении подлежащее – словосочетание.

2.4 Словарная работа.

  • Какое слово в этом предложении может вызвать затруднение в написании? (Территория)

  • Какие ещё слова имеют этот латинский корень? (Слайд№2 - терраса, террикон, террариум).

  • Что такое терраса? (Помещение в жилом доме под крышей на деревянных столбах).

  • Составим и запишем словосочетания с двумя (на выбор) словами.

  • Какие словосочетания вы записали?

3.Объяснение нового материала.

Посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в предложении, и познакомимся с пунктограммой «Тире в простом предложении».

3.1- Коллективно выполним упр. №232 по заданию. Читаем задание.

  • Назовём грамматические основы 1-го, 2-го предложений.

  • Какое 2-е предложение по структуре? (Сложное: солнце поднимается, тени длинные, день самый короткий).

  • Какие вопросы задавали к сказуемым? (Какие? стр. 73)

  • Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (Прилагательное).

3.2 У доски выполним синтаксический разбор 4-го предложения:

Первые морозы – это ещё не зима.

  • Какой задать вопрос, чтобы найти сказуемое? (стр.73. Морозы – что это такое?)

  • Можете самостоятельно сделать вывод, когда ставится тире в простом предложении? (стр. 72)

4. Итак, чем может быть выражено сказуемое в предложении? Составим таблицу «Способы выражения сказуемого»: (слайд №3)


Часть речи

Пример предложения

Глагол

Мы приближались к лугам.

Существительное

Черника – вкусная лесная ягода.

Прилагательное

Леса кругом хвойные.

Эти места в лесу болотисты.




  • Сделаем ещё раз вывод, когда ставится тире в простом предложении?

  • Вопрос из истории языка. Как долго тире живёт в русской грамматике? Кто его ввёл? (Это знак молодой. Ему чуть больше 200 лет. Ввёл его Карамзин).

5. Закрепление материала.

Тренировочное упражнение. Определите (устно) грамматические основы и решите, в каких предложениях на слайдах нужно поставить тире (слайд 4-10).

6. Подведение итогов.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Чем может быть выражено сказуемое в предложении?

  • Для объяснения какой пунктограммы надо знать, чем выражены подлежащее и сказуемое?

  • С правописанием какого латинского корня познакомились?

  • Из толкового словаря учебника стр. 256 выпишем лексическое значение слова территория.

Домашнее задание: параграф 17, упражнение №236.