|
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012 год. Колганова Е. В., Сумакова Н. В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл. / Под науч ред. Б. Н. Серова М.: Вако, 2004
ИСТОРИЯ РОССИИ XIX в.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа по изучению истории России XIX в. составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы основного общего образования по истории, 2007 год.
Основными целями данной программы являются:
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов,
основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,
воспитание уважения к истории, традициям своего и других народов.
Основные задачи рабочей программы направлены на воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Уделяется внимание проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.
УМК.
1. Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012 год.
2. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл. / Под науч. ред. Б.Н. Серова - М.: Вако, 2004.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. 8 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение», 2012
В 8 классе на изучение истории России отводится 43 часа (2 ч. в неделю).
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.
Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими при изучении истории России XIX в 8 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.
Текущий контроль знаний обучающихся в 8 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, выполнения творческих заданий, тематические зачеты и тесты в рамках урока.
Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования.
Средства контроля.
1. Тестовые материалы по разделам программы.
2. Мультимедийный тестовый материал по истории России с древнейших времён до конца 20-го века.
3. Он-лайн тесты по истории России.
Особенность предлагаемой программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень и предусматривает здоровьесберегающие технологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
даты и ключевые события истории России XIX в. (годы царствования императоров, «великих реформ», политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813 -1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.);
характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России в XIX в.;
положение разных слоев населения;
внутреннею и внешнюю политику самодержавия; идеологии и практики общественных движений XIXв. (консервативных, либеральных, радикальных);
место, обстоятельства, участников событий 1812 г., 1825 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.;
крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX в.; выдающихся представителей и достижения российской культуры; полководцев и участников военных компаний;
термины и понятия значительных процессов и основных событий.
Должны уметь:
соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России XIX в.;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав России в XIX в., места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов (Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, капиталистические отношения, реформа, контрреформы, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция); выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России XIX в., достижениям отечественной культуры данного периода.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Россия в XIX в. (43 ч.)
Россия в первой четверти XIX в.
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй.
Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.
Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.
Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.
Россия во второй четверти XIX в.
Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.
Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Культура и быт в первой половине XIX в. Сословный характер образования. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.
Пореформенное развитие страны. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.
Революционное движение в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.
Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.
Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.
Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения. Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Календарно-тематическое планирование курса
№
урп/п
|
Тема
урока
|
Колич
час
|
Тип
урока
|
Элементы
содержания
образования
|
Основные
понятия
и термины
|
Источники
информации
|
Д/з
|
Да-та
|
1.
|
Россия в первой четверти XIX в.
Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв.
|
9ч.
1
|
Изучение нового материала. Лекция.
|
Территориальная и национальная структура Российской империи; сословия, с\х, промышленность, политический строй России
|
Многоконфессиональный, мещане, «капиталистые» крестьяне, отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма.
|
Атласы, карта «Российская империя в начале XIX в.», учебник, рабочая тетрадь
|
Вве-ден.
с. 5-6,конспект
|
|
2.
|
Внутренняя политика Александра I
в 1801-1806 гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы, сообщениями учащихся
|
Личность императора Александра, «Негласный комитет», реформы Сперанского
|
«Негласный комитет», Вольные хлебопашцы, либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, амнистия, министерство.
|
Учебник, рабочая тетрадь (Р.т.) к Пар.1: № 3 5-7,8; атлас, портреты Александра I, Сперанского.
Р.т. к Пар.3: 2, 5,6.
|
П.1, 3.
Р.т.
(1): №1,2, Р.т.
(3): №3.
|
|
3.
|
Внешняя политика Александра I
в 1801-1812 гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы
|
Борьба России против наполеоновской Франции, Тильзитский мир, война со Швецией, восточная политика Александра
|
Коалиция, конвенция, континентальная блокада, сейм, восточный вопрос
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1, 3, 5,7; карта «Внешняя политика России в 1-й половине XIX в.», атлас.
|
П.2,
Р.т. №2,4,6.
|
|
4.
|
Отечественная война 1812 г.
|
1
|
Комбини-рованный
с работой
в малых группах и сообщениями учащихся
|
Вторжение Наполеона в Россию, Бородинское сражение, совет в Филях и оставление Москвы, отступление и гибель «Великой армии»
|
Отечественная война, генеральное сражение. Фураж, инфантерия, флеши, редут, ополчение, партизаны, батарея
|
Учебник. Рабочая тетрадь № 1-5,8, 11; атлас
|
П.4,
Р.т.№6,9,
10,12.
|
|
5.
|
Внешняя политика России
в 1813-1825 гг.
Заграничные походы рус-ской армии.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы и дискуссии.
|
Начало заграничных походов русской армии, поражение Наполеона, Венский конгресс, «Священный союз», восточная политика Александра
|
Битва народов, конгресс. Венский конгресс, Священный союз, Восточный вопрос
|
Учебник. Рабочая тетрадь №1-4. Атлас. Хрестоматия
|
П.5, Р.т.№5,7,8.
|
|
6.
|
Внутренняя политика Александра I
в 1815-1825гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с работой в малых группах.
|
Польская конституция, реформаторский проект Новосильцева, отказ от проведения реформ в начале 20-х гг., военные поселения, итоги внутренней политики.
|
Конституция, неприкосновенность личности, гражданские свободы, независимость, самостоятельность, автономия, мистицизм, иезуиты, Сейм, ценз.
|
Учебник. Рабочая тетрадь № 1-6; энциклопед. для детей.
|
П.6, Р.т.№7,8.
|
|
7.
|
Социально-экономичес-кое развитие после 1812 г.
|
1
|
|
Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.
|
Экономический кризис, крепостное право, тарифный устав.
|
Учебник. Рабочая тетрадь № 1, 3, 4.
творческие проекты учащихся.
|
П.7, Р.т.№2,5.
|
|
8.
|
Общественное движение 1-й четверти XIX века. Тестирование (текущее).
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы.
|
Зарождение организованного общественного движения, первые тайные общества, власть и тайные общества.
|
Общественное движение. Либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей, Конституция.
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1-4; книга для чтения.
|
П.8, Р.т№5,6.
Под-готов к зач.
|
|
9.
|
Повторитель-но-обобщаю-щий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I»
|
1
|
|
Умение обобщать знания по теме. Определять и объяснять свое отношение и оценку основных событий всего периода.
Умение излагать материал в письменной форме. Тестирование.
|
|
Творческие проекты учащихся, презентации по параграфам 1-8.
|
|
|
10.
|
Россия во второй четверти
XIX в.
Движение декабристов.
|
11ч.
1
|
Комбини-рованный
с элементами групповой работы и ролевой игры.
|
Династический кризис, восстание 14 декабря 1825 г., суд над декабристами, историческое значение восстания.
|
Династический кризис, присяга, диктатор восстания, временное правительство, картечь, декабристы.
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1-3,5; творческие сообщения учащихся.
|
П.9, Р.т.№4-6.
|
|
11.
|
Внутренняя политика Николая I
|
1
|
Комбини-рованный
с использо-ванием сообщений учащихся и элементами дискуссии.
|
Личность Николая I, укрепление государственного аппарата и социальной базы самодержавной власти, попытки решения аграрного вопроса, усиление борьбы с революционными настроениями, РПЦ и государство.
|
Канцелярия, кабинет министров, свод законов, бюрократический аппарат, социальная база, государственные крестьяне, общественная запашка, картофельные бунты, обязанные крестьяне, старец, корпус жандармов.
|
Учебник, рабочая тетрадь №1,2,7; хрестоматия и документы к параграфу.
|
П.10, Р.т.№4-6.
|
|
12.
|
Социально-экономическое развитие России в 1-й половине
XIX в.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами самостоя-тельной
работы.
|
Противоречия хозяйственного развития, начало промышленного переворота, помещичье и крестьянское хозяйство, финансовая политика Канкрина, торговля.
|
Кризис крепостнической системы, мануфактура, фабрика, промышленный переворот, расслоение крестьянства, машинное производство, экономический уклад, рабочий класс, буржуазия, товарно-денежные отношения, «капиталистые» крестьяне, ассигнации.
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1-4, атлас, энциклопедия для школьников.
|
П.11,
Р.т. №6,7.
|
|
13.
|
Внешняя политика Николая I в1826 – 1849 гг. Народы России.
Кавказская война.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы, сообщений учащихся.
|
Революции в Европе, война с Турцией, война с Ираном, обострение русско-английских отношений, Россия и Центральная Азия.
Политика России на Кавказе, причины войны, военные действия.
|
Автономия, парламент, «международный жандарм», навигация, контрибуция.
Горцы, имам, Шамиль, мюридизм, имамат, теократия, газават.
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1-2, атлас. Карта «Кавказ в XIX веке».
|
П.12,Р.т.№4; 3-по же-лан.
|
|
|
|
1
|
Комбини-рованный
с использо-ванием сообщений учащихся и элементами дискуссии
|
Особенности общественного движения 30-50-х гг.XIX в., консервативное и либеральное движения, западники и славянофилы, кружки 20-30-х гг. XIX в. революционное движение, Чаадаев.
|
Общественное движение. Консерватизм, «православие, самодержавие, народность», либерализм, социализм, революционеры, западники, славянофилы, общинный социализм
|
Учебник, рабочая тетрадь №1,2,4,7,8, хрестоматия.
|
П.13,
Р.т.№3,5,6.
|
|
14.
|
Обществен-ные движения
1830-1850 гг.
|
15.
|
Крымская война.
|
1
|
Комбини-рованный с использо-ванием сообщений учащихся
|
Причины войны, силы сторон, ход военных действий, героическая оборона Севастополя, Парижский конгресс.
|
Крымская война, Синопское сражение, причины войны, повод к войне, кремневые винтовки.
|
Учебник, рабочая тетрадь №1-4, атлас.
|
П.14,
№6,7,5-по же-ла-нию.
|
|
16.
|
Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия.
|
1
|
Комбини-рованный
с использо-ванием сообщений учащихся.
|
Система образования, грамотность в России, развитие наук.
|
Гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы
|
Учебник, рабочая тетрадь, энциклопедия для детей
|
П.15, №5,6,10. Доп. сооб-щен.
|
|
17.
|
Русские первооткры-ватели и путешествен-ники
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы.
|
Знать русских первооткрывателей и путешественников, систематизировать материал, составлять таблицу.
|
Экспедиция.
|
Учебник, рабочая тетрадь №1,2, атлас, творческие работы учащихся.
|
П.16,№3.
|
|
18.
|
Золотой век российской культуры
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы, работой в группах
|
Особенности развития художественной культуры в 1-й половине XIX века, русская литература, театр, музыка, живопись, архитектура
|
Художественная культура, художественный стиль, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, национальное самосознание, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр
|
Учебник, рабочая тетрадь№ 1,3,4,5, иллюстрации.
|
П 17, №2,6.
|
|
19.
|
Перемены в быту основных сословий населения.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы, работы в группах.
|
Жилище, одежда, питание, досуг и обычаи, семья и семейные обряды.
|
Подклеть, горница, светлица, барельеф, анфилада, коридорная система, сюртук, косоворотка, сермяга, зипун, поршни, чугунки, приданое.
|
Учебник, рабочая тетрадь №1,4; хрестоматия для детей.
|
П.18,№2,5.
Под-готов к зач.
|
|
20.
|
Повторитель-но-обобщаю-щий урок по теме: «Россия в годы правления Николая I».
|
1
|
Выполнение тестирования.
|
Умение обобщать знания по теме и систематизировать материал.
|
|
|
|
|
|
Россия во второй половине XIX в.
|
23ч.
|
|
|
|
|
|
|
21.
|
Кризис империи Николая I. Россия накануне преобразова-ний.
|
1
|
Изучение нового материала. Школьная лекция.
|
Личность Александра II, предпосылки и причины отмены крепостного права, смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II
|
Объективные и субъективные предпосылки, причины отмены крепостного права, смягчение политического режима, редакционные комиссии, главный комитет по крестьянскому делу.
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1-4, хрестоматия для детей
|
П.19,№5.
|
|
22.
|
Отмена крепостного права.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами дискуссии и лабораторной работы.
|
Подготовка крестьянской реформы, основные положения реформы 19 февраля 1861 г., значение отмены крепостного права
|
Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники, прирезки, даровой надел, переход на выкуп, «высшая», «низшая» нормы надела.
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1-6, атлас, энциклопедия для школьников.
|
П.20,задан из Р.т.
|
|
23-24.
|
Реформы
60-70-х годов.
|
2
|
Комбини-рованный
с элементами самостоя-тельной работы.
|
Реформы местного самоуправления, судебная, военные реформы, реформы в области просвещения.
|
Земство, куриальная система выборов, имущественный и возрастной ценз, гражданское общество, принципы буржуазного права, правовое государство, суд присяжных, мировой суд, всеобщая воинская повинность.
|
Учебник. Рабочая тетрадь №1-4; 5-7, хрестоматия для детей
|
П.21-22, стр.
144-148;-до кон-ца.
|
|
25.
|
Социально-экономичес-кое развитие после отмены крепостного права.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы.
|
Развитие с\х, промышленности в первые годы после отмены крепостного права, финансовая политика и ж\д строительство, промышленный подъём.
|
Аренда земли. Отработочная система, товарное производство, «ж\д горячка», концессия, промышленный переворот, стачка
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1-4, атлас.
|
П.23,
Р.т.
№5,6.
|
|
26.
|
Общественное движение: либералы и консерваторы в 60-70-е гг.
|
1
|
Комбини-рованный: работа в группах и лекция.
|
Особенности российского либерализма середины 50-х-начала 60-х гг., разногласия в либеральном движении, земское движение конца 70-х гг., консерваторы.
|
Либералы, земский конституционализм, консерваторы, тверской адрес
|
Учебник, рабочая тетрадь №1-5.
|
П.24,
Р.т. №6,7.
|
|
27.
|
Радикальные общественные движения
60-70-х гг.
Зарождение революцион-ного народничест-ва.
|
1
|
Комбини-рованный: работа в группах и лекция.
|
Цели и состав радикального движения, отношение к крестьянской реформе, идеи Чернышевского, революционное народничество.
|
Революционер, «хождение в народ», народничество, «Земля и воля».
|
Учебник, рабочая тетрадь №1-5,7.
|
П.25,
Р.т. №6,8.
|
|
28.
|
Кризис внутренней политики Александра II на рубеже
70-80-х гг.
|
1
|
Комбини-рованный с элементами дискуссии.
|
Отказ правительства от либерального курса, «диктатура сердца» Лорис-Меликова, убийство Александра II.
|
Департамент государственной полиции при МВД, диктатура Лорис-Меликова.
|
Учебник, рабочая тетрадь №1-4, хрестоматия для детей.
|
П.26,
Р.т.
№5.
|
|
29.
|
Внешняя политика Александра II.
|
1
|
Комбини-рованный с элементами лабораторной работы.
|
Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг. XIX в., европейская политика, завершение Кавказской войны, политика России в Средней Азии, Дальневосточная политика, продажа Аляски.
|
Союз трёх императоров, «священная война», нейтрализация.
|
Учебник, рабочая тетрадь №1-6, атлас, энциклопедия для школьников.
|
П.27, Р.т.
№7.
|
|
30.
|
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы, лекция.
|
Балканский кризис, начало русско-турецкой войны, ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор, Берлинский конгресс, значение и причины победы России в войне с Турцией.
|
Балканский кризис, национально-освободительная борьба, справедливые и несправедливые войны, Берлинский конгресс.
|
Учебник, рабочая тетрадь №1-4, 6, атлас, хрестоматия для детей
|
П.28,
Р.т.
№5. Под-гот. к зач.
|
|
31.
|
Повторитель-но-обобщаю-щий урок по теме: «Правление Александра II».
|
1
|
Тест по данной теме.
|
Умение обобщать знания по теме и систематизировать материал. Умение выполнять тестирование.
|
|
|
|
|
32-33.
|
Внутренняя политика Александра III
|
2
|
Комбини-рованные
с элементами лабораторной работы и сообщениями учащихся.
|
Личность императора Александра III , противоречивый характер начала его царствования, крестьянская политика, начало рабочего законодательства, консервативный поворот, усиление полицейского режима, политика в области просвещения и печати, наступление на местное самоуправление, национальная и религиозная политика.
|
«сессии сведущих людей», переселенческая политика, циркуляр о «кухаркиных детях» ,земский начальник, контрреформы, рабочее законодательство, полицейское государство, реакционная политика, участковые начальники, русификаторская политика, антисемитизм, «черта оседлости».
|
Учебник, рабочая тетрадь №1,2; 4-8, энциклопедия для школьников
|
П.29-30, с.205-209,-до кон-ца.
Р.т. №3,9.
|
|
34.
|
Социально-
экономичес-кое развитие России
в 80-90-е гг.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы.
|
С\х после Крестьянской реформы, промышленное развитие после реформ, деятельность Витте, строительство железных дорог, рабочий вопрос в России.
|
Косвенные налоги, конвертируемость, дефицит бюджета, винная монополия.
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1-3,5, хрестоматия для детей
|
П.31,
Р.т.
№4
|
|
35-36.
|
Положение основных слоев российского общества.
|
2
|
Комбини-рованные с элементами лабораторной работы, лекция.
|
Сравнивать положение различных слоев населения в пореформенной России; анализировать документы, делать выводы.
|
Сословия, классы, пролетариат, буржуазия, меценатство, имущественное расслоение.
|
Задания из Р.т. № 1-4;
№ 5-8.
|
П.32-33,
До-кум-ты к
параг
|
|
37.
|
Появление новых течений в общественно-политической жизни
в 80-90-х гг.
|
1
|
Комбини-рованный с элементами лабораторной работы.
|
Разгром народнического движения, новое в либеральном движении, начало рабочего движения, марксизм в России.
|
Кризис революционного народничества, теория малых дел, рабочее движение, марксизм.
|
Учебник, рабочая тетрадь №1-4, энциклопедия для школьников.
|
П.34, Р.т. №5.
|
|
38.
|
Внешняя политика Александра III
|
1
|
Комбини-рованный: работа в группах и лекция.
|
Общая характеристика внешней политики, ослабление российского влияния на Балканах, политика России в Европе, русско-французское сближение. Азиатская политика, обострение русско-японских отношений.
|
Военная конвенция, мобилизация, сепаратный мир, военный союз, Тройственный союз.
|
Учебник, рабочая тетрадь №1-4, атлас, хрестоматия для детей.
|
П.35,
Р.т. №5.
Доп.
со-общ.
уч-ся
|
|
39.
|
Достижения российской науки и образования во 2-й половине XIX века.
|
1
|
Комбини-рованный
с использо-ванием сообщений учащихся и элементов дискуссии.
|
Трудности и успехи в развитии образования, уровень грамотности населения России, успехи естественных наук, практическое применение научных достижений, экспедиции и исследования русских путешественников, развитие исторической науки.
|
Естественные науки, гуманитарные науки, классические и реальные гимназии.
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1,2,4; атлас, иллюстрации, энциклопедия для школьников.
|
П.36,
Р.т. №3.
|
|
40.
|
Достижения художествен. культуры России во 2-й половине XIX века
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы
|
Русская живопись, критический реализм, архитектура, скульптура, музыка, театр, народное творчество
|
Критический реализм, передвижники, эклектика, типовая архитектура, Могучая кучка, народные промыслы.
|
Учебник, рабочая тетрадь № 1,2,4; иллюстрации, хрестоматия для детей; творческие проекты учащихся.
|
П.37, 38,
Р.т. №3.
|
|
41.
|
Быт и образ жизни в городе и деревне
во 2-й половине
XIX в.
|
1
|
Комбини-рованный
с элементами лабораторной работы.
|
Рост населения в пореформенной России, улучшение качества жизни горожан, жизнь и быт городских «верхов», жизнь и быт городских окраин, досуг горожан, изменения в деревенской жизни.
|
Урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни.
|
Учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия для детей
|
П.39,
Под-готов к зач.
|
|
42.
|
Повторитель-но-обобщаю-щий урок
«Правление Александра
III».
|
1
|
Лабораторная работа
|
Умение обобщать знания по теме и систематизировать материал основных событий всего периода.
|
Понятия, изученные в курсе истории России второй половины XIX века.
|
Учебник, рабочая тетрадь,
подготов. к итоговому тестированию.
|
|
|
43.
|
Обобщающий урок по теме: «Россия в
XIX в.»
|
1
|
Тестирование.
|
Умение обобщать знания по теме и систематизировать материал основных событий всего периода.
|
|
Выборочная проверка рабочих тетрадей.
|
|
|
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
1. Тестовые материалы по разделам программы.
2. Мультимедийный материал по истории России с древнейших времён до конца XVI века.
3. Карточки с индивидуальными и проблемными заданиями.
Планирование контроля.
Виды контроля
|
Iчетверть
|
II четверть
|
III четверть
|
IV четверть
|
Административный контроль ЗУНов
|
|
|
2
|
2
|
Тесты:
1.Тема: «Россия в годы правления Александра I» 2.Тема: «Россия в годы правления Николая I»
3. Тема: «Правление Александра II» 4.Тема: «Россия в XIX в.» (Итоговое повторение)
|
|
|