|
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Силина А.А.
МДОУ № 23, г. Череповец,
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи – высокий уровень их речевой и познавательной активности.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов[4].
В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ОНР большое место занимает нарушение внимания и памяти. У детей с ОНР страдает как механическая, так и логическая память. Так же у детей с ОНР замедляется темп развития наглядно-образного мышления [6].
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Цель работы: исследовать проявление нарушений речевой и познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи и процесс коррекции данных нарушений с использованием наглядного моделирования.
Данная проблема была изучена нами в ходе педагогической работы. Было проведено обследование 12 детей в возрасте 5 лет (с ОНР). В ходе работы выявилось, что основная часть экспериментальной группы имеет низкий (90 %) и средний (10 %) уровень развития речевой и познавательной активности. Диагностика состояния познавательной активности и языковых средств общения выявила наличие стойких лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений, ограничивающих возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков у детей. Несформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями. Многие виды знаний ребенок не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами.
На всех этапах коррекционной работы мы используем метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. В своей работе мы применяем приемы эйдетики, моделирования и мнемотехники.
Работа проводится с использованием игр: «Цветные дорожки», «Угадай-ка», «Путешествие», «Помоги Наташе разложить вещи по местам», «Опиши фрукты», «Вкусный сок», «Опиши овощи», «Волшебные сундучки», «Весёлая прогулка», «Где мяч?», «Укрась ёлочку», «Где кот?», «Угадай, какие это фрукты?» и др.(см Приложение)
Для развития логического мышления при классификации используем модель «классификационного древа» и кругов Эйлера, которые наглядно отражают родовидовые отношения. Для усвоения звукобуквенного анализа ввели забавных «звуковичков», наряд которых помогает дать характеристику каждого звука.
Мы используем приемы мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применяем мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы. Помогают пересказывать прочитанные сказки пространственно-временные модели. Мы изготовили загадки о животных, которые представляют собой план-модель описания животного, их дети с удовольствием используют даже вне занятий. Модели выполнены в виде простых символов, что позволяет детям самим их изготовить и применять в своих играх.
Метод наглядного моделирования мы используем также на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, что предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Для организации коррекционной работы по этому направлению мы используем различные дидактические игры и пособия. Особое внимание мы хотим обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР. “Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”[3].
С целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное исследование, результаты которого сравнили с первоначальной диагностикой. У детей контрольной группы после проведенной работы повысился уровень речевой и познавательной активности (40% - средний, 60 % - высокий уровень).
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Метод наглядного моделирования можно эффективно использовать для формирования речевой и познавательной активности у старших дошкольников с ОНР.
Рекомендуемая литература
Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР – М., 2005
Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
Шайтор В.М., Захирина Л.А., Пономарева Е.А. Комплексная клинико-неврологическая, логопедическая и психологическая оценка детей с речевыми расстройствами. // Сборник материалов X Конференции «Нейроиммунология». – СПб., 2001. – С.31-38.
|
|
|