|
Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Творческая работа
«Новые возможности для творчества в
образовательном процессе»
Разработчик работы
учитель истории и обществознания
МКОУ ООШ №6 с. Донское
Калиненко Юлия Александровна
«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Работа - лучший способ
наслаждаться жизнью
И. Кант
Как и все выпускники школ, я тоже когда-то задумывалась над тем, кем же мне быть, какую профессию выбрать. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? Что влияет на правильный выбор профессии? И мой выбор пал на профессию педагога. В моей семье никогда не было учителей, но кое-что все-таки привлекло меня в этой профессии. Это и любовь к детям, желание быть полезной обществу, и пример моих учителей, которыми я всегда восхищалась. Это очень благородная профессия, она всегда будет в почете. И к тому же большую часть своей жизни провести с детьми, которым ты будешь «второй мамой», это, на мой взгляд, замечательно. Кроме того это очень интересная и творческая профессия. А мне всегда нравилось проявлять себя. И я поняла, что работа с бумагами- это не для меня, я хочу работать с детьми. И даже в детстве, сколько себя помню, я любила играть в «школу», и на себя, разумеется, я всегда брала роль учителя.
Когда каждый день, приходя на работу, я вижу глаза своих учеников, которые всегда ждут чего-то нового и интересного, я понимаю, что могу и хочу дать им все то, что знаю сама и даже больше. Потому как я хочу, чтоб с моих уроков дети уходили удовлетворенными, довольными и счастливыми. Ведь я учитель истории, своей целью я вижу не только научить ребенка, дать ему знания по предмету, но и прививать ему лучшие качества личности, видеть его патриотом своей страны. Я должна научить детей уважать историю своего народа, формировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
В жизни все стремительно меняется. И процесс обучения тоже не стоит на месте. Время быстро течет и беспрестанно вносит в жизнь новые черты, новые требования. Современное образование требует от человека постоянного самосовершенствования, а это значит, что, получая ответ на один вопрос, нельзя останавливаться, следует дальше вести поиск к новым вершинам, к новым знаниям, вот и я тоже стараюсь придерживаться современных требований. Мне нравится познавать все новое, задаваться вопросами и искать на них ответы, с тем, чтобы потом поделиться с учеником. Главное - всегда соответствовать требованиям времени, т.к. от этого во многом зависит мой авторитет и успешность. Став учителем, я открыла для себя много неожиданного, незнакомого и интересного, а самое главное - в этой профессии есть огромный простор для творчества. И теперь передо мной стоит задача так построить учебный процесс, чтобы побуждать детей мыслить творчески, как этого требуют современные стандарты. Развивать у детей способность вести диалог, спор, способность к самостоятельному суждению. Поскольку в соответствии с ФГОС выпускник школы должен быть творческой, разносторонней во всех сферах жизни общества личностью.
Мой педагогический стаж совсем не большой и составляет всего 3 года. Но ни на один день я еще не усомнилась в правильности своего выбора. У меня есть желание творить и работать, вместе с желанием растет и мой опыт, мой профессионализм, и я убеждаюсь, что все, что я делаю, я делаю не напрасно. За этот небольшой промежуток времени, что я работаю в школе, я уже смогла достичь некоторых успехов, которые вдохновляют меня двигаться дальше. Но мои успехи были бы невозможны без моих учеников. Я всегда очень рада, когда ребенок проявляет интерес к моему предмету, когда ему хочется узнать еще больше. Стараюсь, чтобы такое желание возникало у всех учеников. Дети часто задают мне вопросы, и я никогда не оставляю их без ответа. И когда мои ученики становятся призерами различных предметных конкурсов и олимпиад, я испытываю чувство гордости за них и за то, что ношу это почетное звание- учитель. Конечно же, очень приятно, когда ученик связывает свой успех с работой своего педагога.
Талантливый ученик всегда радует своего педагога, а кто как не учитель делает его талантливым. И я верю в то, что каждый ребенок талантлив, только талантлив по-своему. Своей задачей считаю помочь ребенку раскрыться, проявить себя, свои индивидуальные качества, дать ему импульс к самосовершенствованию, к саморазвитию через творчество. Именно творчество я считаю ключевым аспектом в развитии способностей ребенка. Важно создать благоприятные условия для творчества. Поэтому своей самообразовательной темой я выбрала проблемное обучение, т.к. оно является одним из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и, что крайне важно с позиции ФГОС, у них формируется продуктивное мышление, воображение и творческие способности. Исходя из этого, я считаю, что проблемное обучение дает новые возможности для творчества в образовательном процессе. Когда перед человеком стоит проблема, он всегда ищет пути выхода из нее. Создавая проблемную ситуацию на уроке, я даю каждому ученику возможность проявить себя, найти выход. Я всегда стараюсь разнообразить свой урок: это и игры, и проекты, и викторины, и инсценировки и творческие работы, и многое другое. В 8 классе мною был проведен урок - ролевая игра по теме «Общественные движения при Николае I», класс был разделен на группы, каждой было дано творческое задание: представить свою политическую программу представителям народа. В процессе поиска решения данной задачи ученики более активны, учатся общаться, сотрудничать. Или, например, в 6 классе при изучении темы «Ярослав Мудрый» разговор начался с постановки проблемного вопроса:«Кого можно считать мудрым человеком?». Ученики составили кластер на слово «мудрость». Изучая личность Ярослава, дети пришли к тому, что он действительно мудрый, т.к. он обладал всеми теми качествами, которые дети отобразили на кластере. Я видела, что дети с удовольствием принимают участие в обсуждении, они радовались от возможности действовать и достигать успеха, преодолевать трудности. И каждый урок, построенный с применением методики проблемного обучения, несомненно, останется в памяти у учеников. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес. Именно методика с применением проблемного обучения помогает мне реализовывать все это на практике. Поэтому я планирую и дальше заниматься этой темой.
Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет искусство общения учителя со школьниками. Ведь в профессии педагога очень важно, чтобы ребенок понимал учителя, доверял ему, а это невозможно без общения. Общаясь с ребенком, я стараюсь видеть мир его глазами, разделять его мнение, но тем самым формировать у него правильное понимание мира. Общение - это тоже своего рода творческий проблемный урок и для меня, и для моих учеников. Ребенку надо научиться высказываться, отстаивать свою точку зрения. А для меня это возможность раскрыть себя еще больше через призму моих учеников. Свою манеру общаться с детьми я взяла у своего учителя истории Цура Владимира Анатольевича. Это замечательный человек и талантливый педагог, о котором я вспоминаю с большой благодарностью. Он всегда говорил с нами как со взрослыми людьми, мы доверяли ему, а он доверял нам. И я всегда очень любила его уроки - история стала моим любимым предметом, что впоследствии сыграло решающую роль для меня в выборе специализации.
Конечно, работа педагога отнимает много времени, но я считаю, это время, потрачено не зря, когда в ребенке просыпается уверенность, что он многого сможет добиться. Приятно осознавать, что я помогаю ему добиться этой уверенности. Я верю в каждого своего ученика, и эта вера придает мне еще больше сил для дальнейшей работы. И когда по окончании урока я слышу от своих учеников «Спасибо за урок, было очень интересно!», для меня это является лучшей наградой. Значит, мой урок не обманул ожидания детей.
Итак, в образовательной среде должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов и ученика, и учителя. Все это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся и самореализации педагога. К социально ценным мотивам своей педагогической деятельности я могу отнести чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя.
Моя работа - это любимый способ самовыражения, самоотдачи и творчества. Благодаря своей работе я всегда нахожусь среди людей, которые нужны мне и которым нужна я. Мои ученики - это мои товарищи, доверившие мне частичку своей судьбы. Я очень люблю школу, в которой работаю, искренне, с уважением отношусь к своим коллегам. Надеюсь и верю, что у моей профессии большое будущее. |
|
|