Главная страница

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы


Скачать 59.05 Kb.
Название Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы
Дата 13.03.2016
Размер 59.05 Kb.
Тип Документы

Требования к оформлению и представлению

педагогического опыта работы
Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ, методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик требуют от педагогов постоянного самосовершенствования.

Единый квалификационный справочник должностей работников образования 2009г. предъявляет требования, «направленные на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала» [1].

Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь доказывать уровень своей квалификации и профессионального роста.

Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений определяет порядок проведения аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационную категорию.

Уровень профессионально-педагогической квалификации определяется на основе экспертного оценивания продуктов профессионально-педагогической деятельности.

Экспертное оценивание качества реальных действий осуществляется через наблюдение действий педагога на уровне блока повседневных обучающих ситуаций, объединенных учебной темой, методической темой.

Экспертное оценивание качества методических разработок в виде учебных материалов, описаний различных организационных форм, методов, приемов и средств обучения, созданных педагогом в системе методической и научно-методической работы, осуществляется через работу с документацией. Таким образом, осуществляется в косвенном виде определение уровня теоретических, методических, психолого-педагогических и других базовых знаний педагога, использованных при реализации действий и создании продуктов.

Самообразование – важнейший фактор повышения профессионального уровня педагогов. Это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью.

Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педпроцесса, методики воспитания и обучения детей;

  • разработку и апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения;

  • создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д.

Результатом самообразования может быть оформление передового педагогического опыта воспитателей.
Волобуева Л.М. выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1. Как образец хорошей работы, дающей высокие результаты по сравнению с другими педагогами.

  2. Как деятельность, в которой воплощена в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты.

  3. Как новаторство с его творческими находками, открытие нового, оригинального знания.


Корепанова М.В. предлагает следующие формы ППО:

  • педагогические дневники;

  • тезисы или конспекты выступлений на совещаниях и др;

  • статьи в педагогических изданиях;

  • доклад;

  • брошюра;

  • монография;

  • методические разработки планов и т.п., где содержатся пути решения педагогом конкретно-воспитательных задач.



Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.
Титульный лист – 1-ая страница квалификационной работы. В верхней части страницы указывается полное наименование образовательного учреждения; по центру – название реферата, которое должно быть конкретным, отражать суть работы. Не допускается неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…», «К вопросу о…», «Материалы…». Ниже справа – ФИО, должность, защищающего опыт работы; в нижней части по центру – место и год выполнения работы.

Содержание работы – 2-ая страница, в которой приводятся все заголовки опыта работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки страницы должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности, соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Введение – очень ответственная часть работы, где обосновывается актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Проблему часто отождествляют с вопросом, т.е. с положением, которое нужно разрешить. Считается, что проблема – это точный вопрос, только наиболее важный и сложный.

От формулировки проблемы необходимо перейти к формулировке цели, указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить, выявить… и т.д.).

Формулировки задач нужно делать как можно более тщательно, так как описание их решения должно составлять содержание глав реферата. Это важно и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач квалификационной работы.

Теоретическое обоснование – в этой части дается анализ научно-педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы. Выбор литературных источников должен быть аргументирован. Теоретические положения должны помочь обоснованию предпосылок их реализации на практике.

Практическая часть - здесь необходимо показать становление самого опыта, описать его в движении, выявить трудности и препятствия, возникающие на его пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального.

Заключение - важно отразить достигнутые результаты. В этой части показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы.

Литература – в списке литературы указываются

- фамилия и инициалы автора (если несколько, то указывается один «и др.»);

- полное и точное название книги без кавычек, ставят точку;

- после тире, место издания (М. – Москва, полностью названия других городов);

- год издания без слова «год».

Приложения, где размещаются материалы, уточняющие текст опыта работы, какие-то данные, примеры и т.д. Приложения группируются и нумеруются, например: «Приложение 1».
Главная задача обобщения ППО заключается в том, чтобы раскрыть способы, приемы, посредством которых педагогом найдено эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребенка.
Используемая литература:

  1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», по 1.3 Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009, № 593

  2. Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений. Утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 16.09.2011,

№ 318-П

  1. Голицина Н.С. Аттестация педагогов дошкольного образовательного учреждения. М., 2006.

  2. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Аттестация педагогических и руководящих работников ДОУ. М., 2005.

  3. Аттестация руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации и материалы/ Авт.-сост Т.С. Комарова и др. М., 2006.

  4. Волобуева Л.А. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.

М., 2004.