|
Групповое занятие для обучающихся 5 классов «Дружный класс». Цель занятия
Групповое занятие для обучающихся 5 классов
«Дружный класс».
Цель занятия:
помощь в адаптации к условиям обучения в средней ступени общеобразовательной школы; содействие формированию дружного коллектива класса.
Задачи:
- повышение самооценки обучающихся;
- снижение социальной тревожности;
- сплочение коллектива класса;
- развитие коммуникативных умений: умения вести себя, находясь в центре внимания; умения слушать, говорить другому человеку приятное, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них;
- формирование убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива, вне зависимости от его учебных успехов.
Контингент участников: обучающиеся 5-х классов.
Количество участников: 10–15 человек.
Условия проведения: отдельное, просторное помещение, в котором есть возможность раздвинуть парты и разместиться на стульях по кругу.
Продолжительность: 60 минут.
Необходимые материалы:
бумага для записей, ручки, фломастеры, клеевые карандаши, листы формата А4 и формата А3, бумага в форме листьев на каждого участника, ватман, на котором изображен ствол дерева с контуром кроны листьев; мягкая игрушка - сердечко, мяч или другой предмет, символизирующий доброту и приветливость.
Критерии эффективности
Критерием эффективности проведенной работы являются результаты повторной диагностики, подтверждающие:
- повышение уровня самооценки;
- снижение уровня социальной тревожности (методика Филлипса);
- улучшение психоэмоционального состояния обучающихся (тест Люшера)
- улучшение психологического климата класса (социометрическое исследование).
План занятия
1. Вступительное слово психолога.
2. Викторина «Это знает каждый». Цели: способствовать формированию и развитию познавательного интереса детей, коммуникабельности, повышению эмоционального фона.
3. Упражнение «Ассоциации». Цели: показать многоаспектность понятия «дружба», дать возможность участникам прояснить для себя понятие «дружба», смоделировать образ настоящей дружбы.
4. Упражнение «Общий ритм». Цель: повышение сплоченности группы.
5. Упражнение «Все мы чем-то похожи...». Цели: повышение внутригруппового доверия и сплоченности, вовлечение детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе, расширение представления учащихся о чертах сходства друг с другом. Создание возможности социальной категоризации по разным основаниям.
6. Упражнение «Свечка». Цель: повысить уровень доверия членов группы друг к другу.
7. Упражнение «Ищу друга». Цель: формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.
8. Упражнение «Браво». Цели: получение поддержки от группы; повышение самооценки, сплочению группы. Создание атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.
9. Упражнение «Пишу тебе». Цели: получение обратной связи от группы; обмен чувствами и впечатлениями.
10. Творческая работа «Дерево дружбы». Цели: создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии и групповой сплоченности детей.
11. Рефлексия занятия.
12. Ритуал прощания.
Ход занятия
Вступительное слово психолога.
Время: 1 мин.
Здравствуйте, ребята. Вы уже хорошо знаете друг друга. Вы все вместе прошли большой путь длиною в четыре с половиной года. За это время бывало всякое: радость и слезы, ссоры и примирения, разочарования, выяснения отношений и снова вера в себя, в друзей.
Вы одноклассники! В вашем классе много умных, добрых, веселых, сильных и просто забавных девчонок и мальчишек. Вы вместе посещаете различные кружки, экскурсии, встречаете праздники. Пройдет совсем немного времени, и вы повзрослеете. Будете серьезными и рассудительными. Но вы всегда будете вспоминать своих одноклассников, а с некоторыми останетесь друзьями на долгие годы.
Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность.
Викторина «Это знает каждый»
Цели: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся, коммуникабельности, повышению эмоционального фона.
Время: 5 мин.
Процедура проведения:
Психолог: Ребята, можно ли назвать ваш класс дружным? Много ли вы знаете друг о друге?
А может в вашем классе есть те, кому так не хватает друзей?
Для того, что бы ответить на эти вопросы, давайте больше узнаем о вашем классе, и для этого проведём небольшую викторину.
Ответьте на вопросы:
1. Сколько девочек в классе? Мальчиков?
2. Каков рост нашего класса?
3. А вес?
4. Сколько лет вашему классу? А вместе всем вам сколько лет?
5. Назовите самое длинное имя девочки?
6. Самую длинную фамилию
7. Самую короткую фамилию?
8. У кого день рождения раньше всех в году?
9. У кого день рождения позже всех в году?
10. В каком месяце больше всего именинников?
11. В каком месяце нет ни у кого дня рождения?
12. Какое имя в классе повторяется чаще других?
Анализ:
- Какой вопрос был для вас самым неожиданным?
- Какой вопрос вам понравился больше всего?
Упражнение «Ассоциации»
Цели: показать многоаспектность понятия «дружба», дать возможность участникам прояснить для себя понятие «дружба», смоделировать образ настоящей дружбы.
Время: 10 мин.
Материал: ручки, маркеры, листы для записей, 4 листа формата A3.
Процедура проведения. Психолог делит участников на 4 группы по 3–4 человека. Каждая группа располагается за своим рабочим столом.
Участники в течение 3 минут записывают на листочках ассоциации к слову «дружба». По желанию некоторые списки могут быть зачитаны. Психолог предлагает командам составить, используя индивидуальные списки, групповой список ассоциаций. Затем проранжировать слова и разделить их на любое количество групп, озаглавив при этом каждую. Результаты работы оформляются командами на листах A3 маркерами. Работы всех команд вывешиваются на доску, и их представители поочередно зачитывают содержание.
На завершающем этапе работы списки ассоциаций возвращаются в команды на доработку. Психолог предлагает участникам посредством обсуждения найти и подчеркнуть слова, отражающие сущность настоящей дружбы. Затем повторное вывешивание работ на доске и зачитывание выбранных слов.
Анализ:
- Кардинально ли отличаются выбранные ассоциации?
- Есть ли что-то, что объединяет некоторые из предложенных моделей?
- Можно ли дать одно определение понятию «идеальная дружба»?
Упражнение «Общий ритм»
Цель: повышение сплоченности группы.
Время: 2 мин.
Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Психолог несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от психолога делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, как будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. В завершение возможно одновременное отбивание ритма всей группой.
Упражнение «Все мы чем-то похожи...»
Цели: повышение внутригруппового доверия и сплоченности, вовлечение детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе, расширение представления учащихся о чертах сходства друг с другом. Создание возможности социальной категоризации по разным основаниям.
Время: 10 мин.
Материалы: бумага и ручки - каждому ребенку.
Инструкция: разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас - синий...", "У каждого из нас мама ходит на работу...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пять минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
- Как вы себя чувствовали, когда старались найти нечто, вас объединяющее?
- Узнали ли вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из одноклассников?
- Нравится ли вам быть похожим на других или вы предпочитаете от всех отличаться?
- Какими должны быть ваши друзья - похожими на вас или совсем другими?
- Было ли у вас несколько вариантов ответа, так что приходилось выбирать?
Обсуждение.
В групповом обсуждении рекомендуется вывести группу на осознание множественности критериев сходств и различий, а также – разнообразия оснований для объединения в группы.
Упражнение «Свечка»
Цель: повысить уровень доверия членов группы друг к другу.
Время: 5 мин.
Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Водящий становится в центр круга и, закрыв глаза, падает на руки партнеров, а те подхватывают его и передают от одного к другому. Упражнение выполняется молча. Желательно, чтобы в центре круга побывали все участники.
Анализ: при обсуждении упражнения участники обмениваются впечатлениями.
Упражнение «Ищу друга»
Цель: формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы, и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.
Время: 10 мин.
Материал: листы для записей, ручки.
Инструкция:
Представьте себе, что вы переехали в другой город, в котором у вас нет ни одного знакомого. В это городе есть «Стена объявлений», на которой все желающие могут оставить какую-либо информацию. Необходимо составить текст и придумать оформление объявления, начинающегося словами «Ищу друга». В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других. Объявления подписывать не нужно.
Готовые объявления развешиваются на доске так, чтобы с ними могли ознакомиться все желающие.
Теперь каждый молча читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях, которые привлекли ваше внимание, и вы готовы связаться с его подателями, ставите галочку сбоку.
-Теперь посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество галочек на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру - количество доставшихся вам выборов.
Анализ упражнения.
- Теперь предлагаю обсудить, чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?
- Что помешало вам откликнуться на другие объявления?
- Чем вы руководствовались, когда выбирали объявление, на которое откликнулись?
- Сколько объявлений вы выбрали?
- На чем сделан акцент в вашем объявлении: на описании себя или предъявлении требований к потенциальному другу? почему? о чем это может говорить?
- Сколько человек откликнулись на ваше объявление?
- Сейчас изменили бы вы текст своего объявления?
Обсуждение:
В ходе обсуждения выясняется, что чем больше требований к друзьям мы предъявляем, тем меньше у нас друзей. В дружбе требования предъявляются, прежде всего, к самому себе. В качестве иллюстрации можно привести английскую пословицу: «Если хочешь, чтобы у тебя были друзья, нужно научиться самому быть другом».
Упражнение «Браво»
Цели: получение поддержки от группы; повышение самооценки, сплочению группы. Создание атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.
Время: 2 мин.
Подготовка: участники стоят в кругу. В центре круга стоит стул.
Инструкция: «Мы все были в театре, на концерте, в цирке и видели, как публика рукоплещет артистам в конце представления. Каждому из нас иногда хочется оказаться на сцене и заслужить бурные аплодисменты. Я считаю, что каждый из нас сегодня заслуживает аплодисментов. Я приглашаю каждого поочередно подняться на стул, а группе -поаплодировать».
Анализ:
- Что ты чувствовал, находясь в центре круга?
- Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
- Что было при этом труднее всего?
- Тебе понравилось хлопать в ладоши?
- Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?
Упражнение «Пишу тебе»
Цели: получение обратной связи от группы; обмен чувствами и впечатлениями.
Время: 7 мин.
Материал: листы, ручки.
Процедура проведения. Каждому дается лист бумаги. Сверху подписывается имя. По сигналу психолога участники передают листы соседу слева. На полученных листках снизу они пишут свои пожелания или мысли относительно того человека, чье имя написано на листке. По второму сигналу психолога участники подворачивают нижний край листа на ширину написанного послания и передают налево. Таким образом, в итоге каждый получает «групповое письмо».
Дается время на чтение полученных писем.
Анализ:
- Легко ли было выполнить задание? Почему?
Творческая работа «Дерево дружбы»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии и групповой сплоченности детей.
Время: 5 мин.
Материал: плакат с изображением дерева с контуром листвы, бумажные листья, фломастеры.
Инструкция:
В конце нашего занятия выполним такое творческое задание - вырастим наше собственное дерево дружбы. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы ваш класс стал пространством доброжелательности и сплоченности. Наше Дерево должно стать красивым не только от таких красивых листочков, но и от тех слов, которые вы напишете. Доброта и добрые слова украсят наше Дерево, а мы своими поступками украсим жизнь друг друга. А теперь приклеим их на дерево.
Рефлексия.
Цель: обозначить эмоциональное состояние участников.
Время: 3 мин.
Психолог: наше занятие подошло к концу.
- Как в целом вам работалось в группе?
- С какими чувствами и мыслями вы уходите ?
Спасибо за занятие, желаю оставаться такими же весёлыми, добрыми, дружными.
Ритуал прощания:
Все участники встают около дерева Дружбы, берутся за руки, поднимают их вверх и хором говорят: «Всем спасибо!»
Список литературы:
1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.:Эксмо, 2008.
2. Гаврицкова М. «Мы - это много Я». Школьный психолог. Номинация «Новое в работе школьного психолога». №14, 2005.
3. Груздева Ю.В. «Классные часы с психологом. 1-4 классы». М. Планета. 2012 г.
4. Ежова М. «Если ты не похож на меня». Школьный психолог. № 5, 2009.
5. Микляева А. «Я-подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс)». Часть 2. СПб.Речь. 2003.
6. Моргулец Г.Г. «Формирование семейных ценностей». Игры и тренинги для учащихся и родителей». Волгоград. Учитель. 2011.
7. Семерникова Н. «А если это любовь?» . Школьный психолог. № 31. 2003.
8. Фопель К. “Как научить детей сотрудничать?” Психологические игры и упражнения: практическое пособие ; В 4-х томах. Т.4.-М.: Генезис, 1999.
|
|
|