Главная страница

Тезисы выступления на секции заместителей директоров по учебной работе спо. Март,2009 год. Н. П. Чигнева, зам директора по умр


Скачать 54.33 Kb.
Название Тезисы выступления на секции заместителей директоров по учебной работе спо. Март,2009 год. Н. П. Чигнева, зам директора по умр
Дата 12.03.2016
Размер 54.33 Kb.
Тип Тезисы

СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ.

Совет директоров ССУЗов.

Тезисы выступления на секции заместителей директоров по учебной работе СПО.

Март,2009 год.

Н.П.Чигнева,

зам. директора по УМР

Успеваемость обучающихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности.

Как обнаружить отставание ученика? Мы все знаем, но наука отставание ученика определяет по следующим признакам:

  • Обучающийся не может сказать, в чем трудность задания (задачи), не может наметить план его выполнения, не может выполнить задание самостоятельно, не может указать, что нового приобрел в момент выполнения задания;

  • обучающийся не может ответить на вопросы по тексту, указать, что нового он узнал;

  • обучающийся не задает вопросы по существу изучаемого, не читает никаких дополнительных источников;

  • обучающийся не активен и отвлекается в те моменты урока, когда требуется напряжение мысли…

  • обучающийся не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работы, не контролирует себя;

  • обучающийся не может объяснить цель выполненного им упражнения, не может сказать, на какое оно правило, пропускает отдельные действия, не может проверить полученный результат;

  • обучающийся не может воспроизвести определения понятий, формулы, формулировки теорем, их доказательство, не понимает прочитанный текст или излагает его по заученному тексту, а не своими словами.--------------------------

Суммируйте все, сказанное выше, и мы получим среднестатистический «портрет2 нашего студента, обучающегося на базовом уровне. К сожалению, те же проблемы переносятся порой и на повышенный уровень образования.

Что делать? Кто виноват в таких результатах? Только ли наши студенты? Каковы причины низкой неуспеваемости, или, правильнее сказать, каковы причины неуспеваемости? На эти больные вопросы мы сегодня с Вами и должны постараться найти ответы и выработать программу действий.

Итак, какие же типы неуспевающих учащихся по доминирующей причине называют ученые? Обратимся к науке. Л.С.Славина указывает следующие типы:

  • ученик с неправильным отношением к учению.

( Для того, чтобы ученик хорошо учился, у него должны быть личностные и общественные мотивы для учения. Отсутствие таких мотивов приводит к неуспеваемости).

  • Вторая причина- чрезмерные трудности при усвоении учебного материала, что сочетается с интеллектуальной пассивностью в преодолении этих трудностей.

  • Доминирующая причина- неправильно сформированные у обучающихся способы учебной работы ( не умеют заучивать, составлять план работы, не умеют решать задачи, пользоваться схемами, картами).

  • Неправильно сформировано отношение к труду, к учебному, в частности, в семейном воспитании.

  • Еще одна доминирующая причина- отсутствие у ученика познавательных и учебных интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением (компьютер, музыка, пустое времяпрепровождение и т.д.).

Таким образом, если все подытожить, то можно выделить следующие признаки неуспеваемости ( по Ю.К.Бабански):

1.пробелы в фактических знаниях и умениях применять их на практике;

2. пробелы в интеллектуальном развитии;

3.пробелы в навыках учебного труда;

4.отсутствие ответственного отношения и интереса к учению.
Из этого краткого обзора можно сделать следующие выводы:

1.Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять пробелы в ЗУН студентов и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

2.Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, при необходимости скорректировать эти способы.

Нужно систематически обучать студентов ОУН(ам).

3.Нужно так организовать учебный процесс на уроке, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как этого добиться, давайте вместе искать решения ================ работа в группах.
Хочу только напомнить, что необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности студента является организация его собственной учебно- познавательной деятельности. Здесь уместно вспомнить К.Д.Ушинского: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».
Существует компонентная структура учебной деятельности, включающая в себя

6 компонентов: цель = мотив = действие = средство = результат = оценка.
============================== Итог работы в группах.
Позволю себе в конце нашего разговора высказать несколько замечаний по существу, предложив то положительное, что есть в арсенале нашего учебного заведения.

Одной из трудностей профессионального образования является то, что наши студенты, выбрав себе специальность, то есть профессионально определившись, тем не менее, недостаточно активны в учебном процессе, не мотивированы на учебу, не всегда способны организовать собственную учебную деятельность.

Когда мы с вами говорим и о традиционно применяемых способах обучения, в основе которых- репродуктивные действия, и об альтернативных, в основе которых- педагогическая теория учебно-познавательной деятельности, то не должны забывать, что процесс этот требует усилий как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, так и со стороны администрации.

Первое, что мы предлагаем, и уже осмысленно, - это начинать уже с первого курса учить студентов рационально строить собственную учебно-познавательную деятельность. С .той целью мы предлагаем в предмет «Введение в специальность» ввести раздел «Технология учебной деятельности» за счет уплотнения и корректировки программы данного предмета. Цель благая: формирование учебных и начальных профессиональных умений и навыков будущего учителя.

Далее. Нужно шире использовать организацию индивидуальных занятий со студентами, использовав возможности консультаций по учебным предметам.

Далее. Усилить мотивацию учебной деятельности, используя различные виды контроля на уроках.

С целью выявления причин неуспеваемости и возможных вариантов коррекции и стимулирования учебной деятельности студентов хочется предложить классным руководителям обсудить итоги работы в группе, использовав форму ситуационного классного часа. Это методика индивидуального рефлексивного воспитания, которую можно применять и на уроках по анализу срезовых и контрольных работ. Интересные предложения и замечания можно услышать от студентов. Приведу пример.

Проводится анализ срезовых работ по русскому языку. Что мы выяснили для себя? Во- первых, все как один студенты признались, что доминирующим условием неуспеваемости является лень. Во- вторых, студенты разговорились о наболевших проблемах: много задают, много уроков, не нравится, что приходится выполнять домашние задания; заметили, что не всегда учитывается дифференциация по физкультуре и хореографии. Среди предложений: побольше групповой работы, побольше практических заданий, побольше творческих заданий. Следовательно, в арсенале педагога данные виды заданий должны присутствовать, ровно как и дифференцированные задания.

Далее. Как известно, немаловажное значение имеет среда учебного заведения. Если в среде студентов витает мотив «наплевательности» (все равно поставят, все равно не выгонят), то это неблагоприятная среда, и в наших интересах сделать ее иной.

К вопросу о пропусках уроков. Общая наболевшая проблема. Мы предложили следующее: на каждую группу завели папки, где есть табель пропусков уроков на каждый день и табель на месяц. Ежедневные табеля заполняют старосты учебных групп, на месяц- классные руководители. По результатам- собрания в группах, постановка в известность родителей.

И последнее. Мы создали Совет по профилактике, членами которого являются заместители директора, студенты- члены студсовета, опытные классные руководители. Разработано и принято Положение Совета по профилактике. Совет собирается по ходатайству классных руководителей, по ходатайству заместителей директора, по ходатайству актива групп.

Таковы лишь некоторые положительные наработки, которые, на наш взгляд, помогают решить проблему неуспеваемости.