Задание 2. Переведите на наш язык данное сообщение. Комментарий к заданию 2 При переводе окажется, что все сообщения об одном и том же. Однако в некоторых группах возникнет спор о том, кто кого приглашает на обед: вождь членов экспедиции или, наоборот, он сам намеревается прийти в гости? При обсуждении фиксируется, что эта путаница возникла по причине несовершенных грамматических связей в языках островитян. Задание 3. Составьте и запишите ответ для иноземцев на их языке. Комментарий к заданию 3 Для того чтобы составить текст на языке островитян, детям придется держать жесткие рамки (один падеж или род, полное отсутствие словоформ). Это достаточно сложно выполнить русскому человеку, который, не задумываясь, согласовывает слова в высказывании. Однако в команде, подстраховывая и поддерживая друг друга, дети в состоянии выполнить задание. Задание 4. В репортаже с места событий прозвучало сообщение о том, что одно письмо упало в воду и утонуло. Можно предположить, что это письмо написано еще на одном из тарабарских языков. Если вы внимательно прочитали остальные письма, то сможете предположить, как может быть устроен язык, на котором было написано затонувшее сообщение.
Комментарий к заданию 4 Это творческая часть задачи. Ребята могут пофантазировать вволю, однако предполагается, что предложенные ими варианты туземских диалектов также будут опираться на особенности грамматических значений слов — названий предметов и признаков. Ученики испытывали много положительных эмоций при ее выполнении. Они старательно украшали свои работы экзотическими пейзажами. Самым трудным оказалось третье задание. Пытаясь соблюдать рамки задачи, дети все-таки забывались и впадали в безосновательное фантазирование. Но при разборе эти ошибки сыграли все же положительную роль, и был сделан вывод: нам, русским людям, чрезвычайно трудно нарушать грамматические формы.
Анкета (после презентации) 1. Поставь отметки на оценочных шкалах: 1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались Предложенные задания.
3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи.) Да Нет Почему?_____________________________________________
Творческая проектная задача по русскому языку
Название проектной задачи
|
Милая мама моя
|
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
2
|
Тип задачи
|
Предметная по теме «Сочинение типа повествования с элементами описания»
|
Цели и педагогические задачи
|
формировать умение создавать связное письменное высказывание на нравственно-этическую тему;
использовать в письменной речи богатство языка;
способствовать нравственному становлению личности
воспитывать любовь, заботу, внимание и уважение к близким и родным людям, эмоционально - ценностное отношение к деятельности;
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
|
строить связный текст, сохраняя его стилевые и структурные особенности;
соблюдать абзацное членение текста;
способы выражения оценки (слова со значением оценки, существительные и прилагательные с суффиксами оценки, восклицательные предложения)
|
Планируемый педагогический результат
|
усвоение предметного материала;
создать конечный «продукт» - поздравительную открытку к 8 марта
|
Способ и формат оценивания результатов работы
|
соблюдение в практике речевого общения лексических, грамматических норм современного русского литературного языка:
соблюдение в практике письма правил орфографии и пунктуации
|
Оборудование и материалы
|
Бумага для скрапбукинга, ножницы, клей, цветной гофрированный картон, бархатная бумага для ручного труда, кружева, блестки, бисер и бусины, атласная лента
|
Замысел проектной задачи
Сочинение учит школьников мыслить и рассуждать. Но для того, чтобы этот вид работы как форма самовыражения и самопознания способствовал развитию личности ученика, нужно заинтересовать детей темой, нужно продумать её так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме, тема должна затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства. Для учащихся данного возраста мама – главный авторитет, и этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества.
Учащимся предлагается принять участие в разработке открытки к Международному Дню Матери. Создавая открытку, дети самостоятельно продумывают ее дизайн, поздравительный текст.
Каждый ученик создает свой «продукт». Такой подход расширяет возможности учащихся, дает простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действия оценивания не формальным.
Результат, который должны получить дети: поздравительную открытку, посвященную Международному Дню Матери, с включением в содержательную часть открытки написанного сочинения — поздравления.
Описание проектной задачи
Задание 1.
Написать сочинение
Подготовка к написанию сочинения
Работа с текстом. Найти границы предложений.
Закрой глаза, прислушайся и ты услышишь мамин голос он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. (Ю. Яковлев)
- Это текст? Докажите. Определите тему текста.
- Мы читали с вами произведения и других авторов о маме. А хотели бы вы рассказать о своей маме? Сегодня ваша задача – создать связный текст на тему «Моя милая мама».
- Определение типа текста, его структуры, а также своеобразие и жанровые черты. Лексическая подготовка.
- Какой это будет текст? (повествование с элементами описания)
О чем будем рассказывать, что описывать? (Дети коллективно подбирают опорные слова. Орфографическая подготовка ведётся по ходу этой работы.)
глаза
|
улыбка
|
руки
|
глаголы
|
весёлые
|
нежная
|
заботливые
|
переживает
|
строгие
|
добрая
|
добрые
|
помогает
|
лучистые
|
светлая
|
любящие
|
ухаживает
|
печальные
|
счастливая
|
золотые
|
всё понимает
|
понимающие
|
милая
|
поддерживает
|
|
|
|
прощает
|
|
- Ребята, вы говорите, что мама вас любит. - Как же вы понимаете, что она вас любит? - Создаем обобщенную модель сочинения и алгоритм действия.
План: I. Вступление (как зовут маму) II. Основная часть (как выглядит, что любит, как мне помогает и заботится и т.д.) III. Заключение (как я отношусь к маме)
Написание сочинения Прослушивание сочинений и их анализ (дети обращают внимание на структуру текста, логичность и последовательность высказывания, на правильность употребления слов, а также отсутствие или наличие речевых ошибок, определяют, раскрыта ли тема).
Проектная задача по русскому языку
Название проектной задачи
|
Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения членов предложения»
|
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
2
|
Тип задачи
|
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
|
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
|
1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
2. Более глубокое освоение учащимися способов нахождения главных и второстепенных членов предложения
3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем
4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
|
Общеучебные умения
• работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
• работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);
|
Планируемый педагогический результат
|
Демонстрация учащимися:
• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
• умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — схему для учащихся младших классов
|
Способ и формат оценивания результатов работы
|
При подведении итогов работы оценивается:
• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе
|
Замысел проектной задачи. Учащимся предлагается изготовить для младших школьников – второклассников, пособия – схемы, которые помогут малышам запоминать и находить главные и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (по 1 из членов предложения). Каждая из групп получает техническое задание:
распределить задания внутри группы;
рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данного члена предложения;
составить рассказ по схеме о главных и второстепенных членах предложения;
проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик усвоил именно этот член предложения. Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие – схему (на листе А 4), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им известно про члены предложения.
Описание проектной задачи.
Мотивирование учащихся на проектную деятельность.
Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2 класса. Они, так же как и мы с вами, в 4 классе будут изучать главные и второстепенные члены предложения. Вы, наверно, заметили, что в нашем учебнике правила очень громоздкие, неудобные для запоминания, поэтому им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, я должна убедиться, что вы сами хорошо разбираетесь в синтаксическом разборе предложения.
Повторение изученного материала.
Повторение идёт с помощью следующего алгоритма:
Что обозначает данный член предложения;
На какие вопросы отвечает;
Как подчёркивается;
Какой частью речи выражается;
Привести наглядные примеры.
Учащиеся делают синтаксический разбор (не полный) самостоятельно, а затем сравнивают выполненное задание с образцом на доске. Знайка помогает увидеть правильный ответ. Затем дети делают вывод, что существительное в предложении может быть: подлежащим, дополнением и обстоятельством. Затем по описанному ранее алгоритму дают характеристику этим членам предложения, приводят свои примеры.
Самостоятельная проектная деятельность учащихся.
На данном этапе урока учащиеся делятся на группы (заранее оговорен их состав) и внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям. Аналитики. Намечают систему построения вспомогательной схемы.
Экспериментаторы. Работают с полученным материалом, выдвигают интересные идеи, как можно ярко и образно представить главные и второстепенные члены предложения.
Иллюстраторы. Отбирают из предложенного материалы наиболее понравившиеся идеи и предлагают различные эскизы схем.
Исследователи. Берут на себя иллюстрирование схемы примерами.
Подгруппы могут быть мобильными, помогать друг другу. После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени: не более 30 минут. Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо) и уже на уроке ИЗО вся группа художественно рисует получившиеся схемы. При помощи подобных проектных задач не только закреплялись, но и уточнялись знания детей, формировались навыки коммуникативных универсальных учебных действий, укреплялись навыки работы в группе. Применение описанных приемов в начальной школе способствовало не только активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию их мышления, но и вносило разнообразие в урок, дети учились принимать решения, давать убедительную аргументацию. Все это закладывало основу формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, на протяжении формирующего этапа нами были подобраны и использованы разнообразные проектные задачи, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших классов в процессе решения проектных задач на уроках русского языка. Итоги и результаты проведенной работы отражены в следующем параграфе.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе
Цель данного параграфа – сравнить и проанализировать результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.
Выявление эффективности работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования проводилось посредством повторного проведения методик, использованных на констатирующем этапе исследования.
1) Методика Р. Овчаровой «Ковёр». Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
Методика описана в п.2.1.
Образцы ковров представлены в приложении 1, результаты – в приложениях 14,15.
Полученные результаты представлены в таблице 8 и на рисунке 7.
|
2 «А» класс (14 детей),
экспериментальный
|
2 «Б» класс (15 человек),
контрольный
|
Количество учащихся
|
%
|
Количество учащихся
|
%
|
Высокий
|
6
|
42,8
|
5
|
33,3
|
Средний
|
8
|
57,1
|
6
|
40,0
|
Низкий
|
0
|
0
|
4
|
26,0
|
Таблица 8– Уровни коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в 2 «А» и 2«Б» классе на контрольном этапе исследования (методика «Ковер») в (%)
|