|
Информация об опыте
Содержание
1. Информация об опыте ……………………………………… 2
2. Технология опыта ………………………………………….. 5
3. Результативность опыта……………………………………. 12
4. Библиографический список………………………………… 14
5. Приложения к опыту………………………………………… 15
Радел I
I. Информация об опыте
Тема опыта «Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников».
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Все это и определило выбор темы опыта воспитательной работы: «Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников ».
Условия возникновения и становления опыта.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города и имеет достаточно высокий рейтинг у населения. Центральное расположение школы позволяет активно сотрудничать с учреждениями культуры, дополнительного образования: городская детская библиотека, кинотеатр «Россия», музыкальная школа, городской краеведческий музей, МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец», МОУ ДОД «ДЮСШ», детская комната школьника «Космос», храм Святого Апостола Иакова брата божьего и святого Благоверного Александра Невского, сквер имени Шумейко.
Таким образом, благодаря социокультурным связям в школе созданы все условия для организации комплексной работы по формированию гражданской позиции и социальной активности младших школьников через внеурочную деятельность.
Автором опыта ежегодно отслеживается занятость детей во внеурочное время, анализируются вопросы отношения родителей к их занятости.
Интерес у детей к занятиям в кружках и секциях прививается и формируется на I ступени обучения. Автор опыта провел большую работу по сопоставлению состояния занятости младших школьников в детских объединениях, уровня сформированности отношения родителей и детей к основным ценностям личности. Полученные данные позволили установить, что использование воспитательного потенциала школы и учреждений дополнительного образования, планомерная организация внеурочной деятельности, позволили включить обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на развитие творческих способностей детей, формирование гражданственности и социальной активности: 2008-2009 год – 80%, 2009-2010год -90%, 2010-2011год- 100%, 2011-2012год – 100%,
Актуальность опыта.
Актуальность определяется необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления. В государственных документах о развитии воспитания в системе образования России указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме.
По итогам социально-педагогического мониторинга (диагностики Н.Е. Щурковой, Е.Н. Степанова, Д.В. Григорьева) (приложение 1), в котором приняли участие родители и учащиеся младших классов, были выявлены проблемы в организации внеурочной деятельности младших школьников:
- 37% опрошенных указали на недостаточное использование социокультурных связей микрорайона школы.
- не всегда учитываются запросы, потребности и возможности школьников в процессе организации различных видов деятельности в школе (28%);
- недостаточная готовность личности к активному участию в решении задач общества и государства (низкий уровень развития самоуправления в 40% классов и детских коллективах);
-недостаточный учет индивидуальных особенностей личности ребенка (35% опрошенных);
- несовершенство работы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе саморазвития, самоутверждения, самостоятельного решения проблем;
- более 30% опрошенных предлагали провести обновление содержания образовательной деятельности на основе нетрадиционных подходов к формированию личности каждого обучающегося.
Теоретический анализ и результаты обследований, а также социологические опросы родителей и обучающихся позволили выявить следующее противоречия: между развивающимися демократическими процессами в различных сферах общественной жизни, развитием диалога культур, включением России в мировое сообщество и между социальной незащищенностью граждан: снижением общей культуры, бездуховностью, усилением националистических и сектантских влияний на детей, социальным расслоением, пропагандой насилия в сетях массовой информации.
Таким образом, существует проблема воспитания нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним, личности, любящей свою Родину. На решение данной проблемы указывается в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и новых образовательных стандартах второго поколения. Именно поэтому актуальным является выбор темы педагогического опыта воспитателя группы продленного дня «Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников».
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что автором опыта разработана система работы по воспитанию и формированию у детей младшего школьного возраста гражданской позиции и социальной активности, как наиважнейшей ценности человека, общества и государства, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.
Оптимальность опыта представлена моделью в виде взаимосвязи «учитель – компетентность - ученик», в которой именно педагог выступает в роли педагога-организатора, режиссёра воспитания, а не просто носителя воспитательной информации.
Стабильность опыта подтверждается тем, что использование различных форм организации внеурочной деятельности школьников в воспитательном процессе имеет продолжение и в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы; прослеживается в динамике устойчивых положительных результатов на протяжении четырех лет.
Длительность работы над опытом
Разработка опыта охватывает период с сентября 2008 года по настоящее время. В этот период уточнялись и корректировались отдельные моменты работы над опытом, тщательно изучались результаты диагностик, тестирований учащихся 3 «Б» (2008-2009г.), 4 «Б» (2009-2010г.), 1«Б» (2010 – 2011г.), 2 «Б» (2011-2012г.)
1-й этап 2008 – 2009 гг. – анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме опыта, заключение договоров с учреждениями дополнительного образования о взаимном сотрудничестве.
2-й этап 2009-2010 гг. – практический. Обновление воспитательного процесса, формирование гражданской позиции и социальной активности младших школьников.
3-й этап. 2009-2010 гг. – участие в апробации внедрения ФГОС: организация внеурочной деятельности. Обобщение результатов исследования и литературное оформление.
4-й этап. 2010-2011 гг. – обобщение опыта, выступления на заседаниях кафедры учителей начальных классов и на педагогическом совете школы, городских и региональных семинарах.
Диапазон опыта.
Опыт «Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников» реализуется в пределах воспитательной системы группы.
Процесс воспитания гражданской позиции и социальной активности младших школьников представляет собой взаимодействие воспитателя, учителей школы, педагогов дополнительного образования, родителей и ученика. Сотрудничество в отношениях «воспитатель – ученик» реализуется в общей деятельности воспитателя и коллектива учащихся группы продленного дня.
Теоретическая база исследования.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль гражданственности в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что гражданственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Новизна опыта.
Новизна автора опыта состоит в разработке и реализации системы по формированию гражданской позиции и социальной активности младших школьников в условиях внедрения ФГОС.
Радел II
Технология описания опыта.
Технологическая сторона опыта: « Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников » предполагает постановку следующей цели: развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способными проявиться в созидательном процессе, интересах Отечества.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним; воспитание личности, любящей свою Родину.
Основополагающие принципы построения воспитательной системы:
Принцип вариативности.
Принцип целостно-смыслового равенства.
Принцип инновационный.
Принцип комфортности.
Принцип программности.
Принцип самоуправления.
Принцип заинтересованности.
Принцип адекватности.
Принцип коммуникативности.
Принцип адаптивности.
При этом приоритетными компонентами деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с социальной активностью личности.
Воспитательная работа требует максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. В своей работе автор опыта выделяет три этапа:
1-й этап – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й этап – школьник ценит общественную жизнь;
3-й этап – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Предполагаемые результаты воспитательной работы:
формирование гражданской позиции и социальной активности младших школьников:
-
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Решение этих задач возможно через интеграцию воспитательной деятельности в группе продленного дня и учреждений дополнительного образования, обновления форм внеурочной работы. Но особую эффективность эта деятельность может принять при условии расширения рамок воспитательного пространств, через выстраивание отношения партнерства со всеми субъектами социума, роль которых неоценима в формировании гражданской позиции и социальной активности младших школьников. С целью усиления эффективности воспитания ребенка автор опыта разработал воспитательную систему, когда ребенок не просто учится, а развивается в этом учреждении, когда ему там комфортно, когда он имеет возможности для самостроительства, раскрытия природного дара растущего человека. Создавая воспитательное пространство, автор делает упор на налаживание связей между различными службами, занимающимися с детьми, в первую очередь, в пределах микрорайона школы и за его границами. Так происходит освоение социальной среды, где каждый ученик может самореализоваться в соответствии со своими способностями.
Детская библиотека Рисунок 1. Социокультурный комплекс школы.
Внеурочная деятельность
Спортивные учреждения
Станция Юных Техников
Социокультурный
комплекс
школы
Православный храм
Музыкальное училище
Краеведческий музей
Дом
Творчества
Исходя из данного социума, школа – учреждения дополнительного образования, автор опыта свою работу построил по следующим направлениям:
1.Спортивно-оздоровительное. Для полноценной реализации спортивно-оздоровительного направления воспитанников необходима четкая организация социального партнерства воспитателя, семьи, общественных структур спортивно-оздоровительной направленности (бассейн «Дельфин», ДС «Кристалл», ДЮСШ). Совместная работа ориентирована не только на развитие силы, ловкости, выносливости, которые дети получают в спортивных кружках и секциях, но и на пропаганду здорового образа жизни, на примере известных спортсменов-земляков, спортсменов школы и города, о которых рассказывает автор опыта во время проведения клубных часов. Кроме ежедневных спортивных часов, проводимых на специально оборудованной школьной спортивной площадке, дети с удовольствием участвуют в совместных семейных праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья», «День здоровья», а так же разучивают русские народные игры. В них ярко отражены образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости. Особенно большой интерес у детей вызывают занятия ритмикой, организованные на базе Дворца детского (юношеского) творчества «Юный губкинец». Результатом данной работы являются отчетные концерты на классных родительских собраниях. Проявление патриотизма, коллективизма, ответственности за результат своих действий, навыки и умения, которые могут пригодиться в жизни - все это несет спортивно-оздоровительное направление.
2. Общекультурное. Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности, формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности – основные задачи общекультурного направления. Знания, полученные детьми на тематических клубных часах, при проведении экскурсий и посещении выставок дают им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Для познания историко-культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, формирования гордости за своих предков, исторической ответственности за происходящее в обществе автором опыта на базе Краеведческого музея были проведены клубные часы на тему «Символы России», «Я – Гражданин России», ролевая игра «Ваши права», выставки рисунков, посвященные празднику День Победы, 23 февраля. Первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, традиций, дети получают, посещая выставки мастеров-умельцев земли Белгородской. На занятиях кружка «Фантазия», руководителем которого является автор опыта, воспитатель считает важным для себя не только то, как рисуют дети, но и то, что создают, подводя детей к переживанию, пониманию добра и зла, любви и состраданию. Приобретенный практический опыт в различных видах творческой деятельности, дети реализуют через участие в школьных, городских и региональных конкурсах: выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рождественская сказка» (Дом детского Творчества – 3 место); городская выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость» (Дом детского Творчества - 1 место); городском этапе Всероссийского открытого конкурса художественного творчества «Будущее человечества в космосе!» (отдел молодежной политики – 3 место); городском этапе 17 Международного открытого конкурса детского рисунка «Дерзайте Отчизну мужеством прославить» (отдел молодежной политики – 1,2 место); городской конкурс творческих работ «Край в котором я живу» (Дом детского Тволрчества – 1 место). Свою гражданскую позицию участники кружка «Фантазия», выразили в рисунках на тему «Формирование общественных механизмов предупреждающих коррупцию». Данные работы отмечены дипломами I и II степени на городском и региональном уровнях. Свой первый опыт межкультурной коммуникации воспитанники получают на занятиях клубных часов: «Что такое этикет?», «Кого мы называем честным?», «Настойчивость и упрямство», «Кого мы назовем честным?», ролевые игры «Помоги по дому бабушке», «Мир семейных увлечений» воспитывают культуру семейных отношений. Задача воспитания – поддерживать и развивать самоценную активность ребенка, используя все принципы активного общения.
3. Общеинтеллектуальное. Общеинтеллектуальное направление автор опыта реализует через такие формы работы как познавательные беседы, заседания интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», в ходе которых дети проверяют знания, полученные на уроках, внешкольных акциях познавательной направленности: «Покормите птиц зимой» (приложение 2), «Ёлочка, живи!», «Берегите первоцветы», детская исследовательская работа «Тайное письмо» (лауреат городского конкурса), благодаря которым, у детей формируется «желание открывать, делать, побеждать». Важно то, что большинство проектов, разработанных учащимися, претворяются в жизнь: «Будьте здоровы» (озеленение рекреаций), «Там на неведомой полянке» (окультуривание ландшафта школьной и прилегающих к ней территорий(1 место в региональном конкурсе «Школьный ландшафт») (приложение 2), «Раз, два, три…» (создание элементов детской площадки». Данные разнообразные виды деятельности предоставляют возможность выбора дела по душе, развивая и реализуя способности каждого ребенка.
4. Духовно-нравственное. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных праздниках и разнообразных творческих конкурсах. Источником воспитания мужества и патриотизма, благодарной памяти о прошлом во имя настоящего и грядущего являются музейные уроки «День Победы», «Герои-земляки», библиотечные уроки «68 лет Курской битве» (приложение 3), «Три великих Поля России». В целях воспитания, формирования личности на культуре и традициях родного края совместно с педагогами Дворца детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» и музыкального училища были организованы и проведены «Праздник улицы Победы», концерты, посвященные Дню Победы, фольклорный праздник «Пасхальные перезвоны» (грамота начальника управления образования и науки администрации Губкинского городского округа), «Масленица», посещения Храма, встречи и беседы с окромителем школы протоиереем отцом Анатолием. Значительное место в воспитании учащихся занимают встречи с ветеранами ВОВ и труда, выставки рисунков связанные с символикой Российского государства, творческие конкурсы юных поэтов, тематические выставки. Учащимся младших классов очень трудно бывает разъяснить и продемонстрировать, что сочетает в себе добро и зло, так как грани между этими нравственными категориями часто размыты. В первую очередь в этом направлении помогают произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития с которыми автор опыта знакомит детей на библиотечных занятиях, проводимых в стенах городской и школьной библиотек. На произведениях классиков дети учатся любить и охранять родную природу, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при просмотре постановок театра юного зрителя, это вызывает желание детей ставить свои театрализованные представления, что является одним из показателей развития социальной активности детей: конкурс инсценированной патриотической песни (1 место); театрализованное представление «Берегите птиц зимой»; музыкально-литературная викторина «Там, на неведомых дорожках»; фольклорные праздники, комплексные мероприятия «Деревенские посиделки», «Золотая осень», «Новогоднее путешествие» (приложение 3).
5. Социальное направление. Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда связана с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Ежегодно автором опыта совместно со старшей вожатой школы организуются концерты, благотворительные акции для ветеранов войны и труда микрорайона школы, так же Дома Ветеранов. Реальная забота об окружающем мире проявляется в экологических акциях по сохранению чистоты и порядка на территории школы, территории памятника в Сквере Героев, Аллеи Ветеранов в городском парке. Работа на пришкольном участке, разведение комнатных цветов, организация дежурства в группе, профориентационные беседы, трудовые десанты, субботники проведение клубных часов по эстетике внешнего вида воспитывают трудовую активность, приучают школьников к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни.
Организация внеурочной деятельности по новым образовательным стандартам.
С 2010 года наша школа является стажировочной площадкой по апробации и введению новых образовательных стандартов. В связи с этим в базисный план добавлены 10 часов на внеурочную деятельность.
Эти часы распределены следующим образом:
Занимательная математика
Рисунок 2. Внеурочная деятельность по ФГОС.
В первом классе работа по внеурочной деятельности строилась следующим образом:
1.Спортивно-оздоровительное направление (2 часа в неделю) реализуется через работу кружка «Спортландия». Занятия проводят учителя начальных классов.
2. Духовно - нравственное (2 часа в неделю) осуществляется через работу кружка «Истоки». Занятия проводит преподаватель православной культуры.
3. Социальное направление (1 час в неделю) – кружок «Школа, я, моя семья». Работа кружка строится на инициативном участии ребенка в социальных акциях, организованных учителем, через КТД (коллективно-творческое дело), ролевые игры, социально-моделирующие игры.
4. Общекультурное – музыкальные кружки, театральная студия (2 часа) – кружок «Домисолька». Занятия проводит учитель музыки.
5. Общеинтеллектуальное направление (3 часа) – кружок «Занимательная математика», кружок «Увлекательное путешествие по стране Информатики».
Расписание кружков было составлено с учётом занятости, нагрузки преподавателей – предметников (приложение 4).
Запись детей по кружкам проводилась так. На родительском собрании родители получили полную информацию об организации внеурочной деятельности обучающихся 1-х классов, о работе каждого кружка (кружков 6) и его руководителе. Так как родители прибывших первоклассников лучше, чем учитель, знают творческие способности своих детей, а также учитывая занятость детей в кружках, спортивных секциях вне школы, каждому родителю выдали по 6 заявлений на запись в кружки и предложили им дома с детьми обсудить, какие бы кружки они хотели посещать. В результате каждый ребёнок посещает по 3-4 кружка, а некоторые дети с удовольствием занимаются во всех кружках. Во 2 классе была продолжена работа по внеурочной деятельности. Прошёл год. Дети выросли не только физически, но и духовно. И, если в первом классе мы опирались на опыт родителей, то во 2– классе при записи кружки опирались на опыт и интересы детей. Теперь уже на классном часе дети самостоятельно выбрали кружки. Каждый выбрал кружок, где он был более успешным, а родители просто написали заявления. Результат тот же: каждый ребёнок посещает по 3-4 кружка.
Основной сферой деятельности воспитателя и социально-психолого-педагогической службы школы является процесс адаптации детей в социуме. Внеурочная деятельность – это как раз хорошая возможность для организации межличностных отношений в группе, между воспитанниками и воспитателем, с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Т.к. к работе привлечены учителя старших классов появляется возможность для организации межличностных отношений между детьми и учителями старших классов, что поможет проще преодолеть психологический барьер на выходе из 4 класса. Кроме того, с введением внеурочной деятельности возрастает социальная активность детей, что снижает уровень попадания в «группу риска» неблагополучных детей.
Работа воспитателя с родителями по вопросам формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Их взаимодействие имеют решающее значение для организации нравственного уклада жизни ребенка. Автор опыта считает, чем больше у родителей и детей интересных совместных занятий: спорт, туризм, посещение театра и кино, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов. С этой целью, воспитатель вовлекает родителей в проведение таких традиционных мероприятий, как "Все профессии важны", "Фестиваль цветов", праздник ко Дню матери, творчества молодых талантов, Дни здоровья, театрализованные праздники. Автором опыта разработана программа клуба «Мамина автошкола» (приложение 2).
Радел III
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Результативность опыта достаточно наглядно демонстрирует эффективность воспитательной работы по теме «Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников».
Исследуя уровень сформированности гражданско-правовых качеств, используется анкеты для учащихся 1-4 классов по методике Т.И. Шамовой «Определение уровня воспитанности» и тесты, составленные автором опыта.
Диагностика.
Уровень воспитанности Результаты тестирования.
(по методике Т.И. Шамовой)
( приложение 1)
Вывод: у всех обучающихся (воспитанников детских объединений) повысился уровень воспитанности. В большей степени у обучающихся проявляются такие качества, как товарищество, ответственность, дисциплинированность, в меньшей степени – скромность, трудолюбие. По всем качествам наблюдается повышение уровня воспитанности.
Диаграмма занятости в кружках и секциях (цветовой тест Люшера)
2008-2010 г.г. 2011-2012 г.г.
Социальная активность младших школьников.
Об эффективности развития социальной активности учащихся в условиях работы модели социокультурного образовательного комплекса в школе, свидетельствуют участие и победы обучающихся школы в городских, областных, Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях, спортивных турнирах, соревнованиях.
Таблица достижений.
|
2009 год
кол-во грамот
|
2010 год
кол-во грамот
|
2011 год
кол-во грамот
|
2012 год
кол-во грамот
|
Городские конкурсы
|
8
|
5
|
7
|
4
|
Региональные конкурсы
|
2
|
3
|
2
|
4
|
Всероссийские конкурсы
|
1
|
|
|
2
|
Результаты показывают актуальность системы воспитательной работы по данному направлению в начальной школе. В конечном итоге мы все работаем ради построения здорового общества и сильного государства, строить которое должен человек с гражданским мироощущением и социальной активностью, человек, способный самостоятельно анализировать события и явления, имеющий свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовый сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Опытом работы автор делится на августовских совещаниях педагогов, педагогических чтениях, активно участвую в работе научно-практических конференций по проблемам современного воспитания школьников, семинарах, совещаниях для руководителей образовательных учреждений муниципального, регионального уровней.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.- М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е.В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
4. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
5. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.
6. Рогозина Л.Д. Воспитательные системы образовательных учреждений Белгородчины. Белгород, 2004.- 328с.
7. Степанов П.В., Григорьев, Д.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.
8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика,
технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с.
9. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48с.
10. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание [Текст] // Пед. психология. – М.,1991.
11. Захаревич М.А. и др. Воспитательная система гражданского становления [Текст] // Заместитель директора по воспитательной работе. – 2009 - №4 - С. 4-53.
12. Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] // Заместитель директора по воспитательной работе. – 2006 - №3 - С. 40-43.
13. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение [Текст]. – М., 1991.
14. Рожков М.И. Гражданин России: Материалы к проведению «Урока
России-2007» в образовательных учреждениях u1071 Ярославской области
[Текст]. Ярославль, 2007. 40 с.
15. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 4, 2005г.
16. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»№ 5, 2005г.
17. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»№ 6, 2007г.
18. «Я гражданин – России!» Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М: «ВАКО», 2008г.- 160с.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ОПЫТУ
Приложение № 1 – Проверочные тесты Т.И.Шамовой, тесты определения правовых знаний, социально-педагогический мониторинг личности роста учащихся Н.Е.Щуркова.
Приложение № 2 – Проекты и программы.
Приложение № 3 – Внеклассные мероприятия, клубные часы.
Приложение № 4 – Расписание кружков.
Приложение № 5 – Доклад.
Приложение № 6 – Публикации воспитателя группы продленного дня.
|
|
|