|
Тема: Первая российская революция. Реформы политической системы в 9 классе. Цели урока
Тема: Первая российская революция.
Реформы политической системы.
в 9 классе.
Цели урока:
-познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции;
-выработка умений самостоятельной работы с текстом;
-способствовать развитию аналитического мышления учащихся.
Основные понятия:
антисемитизм, петиция, трудовики, Государственная дума, кадеты, октябристы.
Оборудование: карта «Революция 1905-1907 гг. в России».
План изучения новой темы:
1. Причины первой российской революции,
2. Основные события первой российской революции.
3. Результаты первой российской революции.
(План записан на доске).
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих, сообщает оценки за проверочную работу.
Проверка домашнего задания. 4 минуты.
Тестовые задания:
1.Соотнесите события и даты:
а)1896г.
б)1898г.
в)1899г.
г)1904-1905гг.
д)1907г.
1)Гаагская международная конференция по разоружению;
2)китайско-русское соглашение о строительстве КВЖД;
3)русско-японская война;
4)англо-русские соглашения о разделе сфер влияния в Персии, Афганистане, неприкосновенности территории Тибета;
5)китайско-русское соглашение об аренде Ляодунского полуострова.
2. Кто здесь лишний и почему?
а) С.Ю. Витте.
б) А.Н. Куропаткин
в) С.О. Макаров
г) З.П. Рожественский
3. Что здесь лишнее и почему?
а) Мугден
б) Ляоян
в) Порт-Артур
г) Цусима
4. Главный итог российской внешней политики в 1894-1904 гг.?
а) достижение всеобщего разоружения в Европе.
б) установление преобладающего влияния в Китае.
в) война с Японией.
г) вступление России в Тройственный союз.
5. Не относится к причинам поражения России в войне с Японией:
а) отдаленность от театра военных действий баз русской армии и флота.
б) отсутствие боевого опыта у русской армии и флота.
в) отсутствие у России бронированного парового флота.
г) революция в России.
6. Что здесь лишнее и почему?
а) Корея.
б) Южный Сахалин.
в) Порт-Артур.
г) Персия.
7. Расшифруйте аббревиатуру КВЖД.
Учащиеся дают устные ответы.
Изучение новой темы. 25 минут.
1. Причины революции (работа с учебником).
Учитель:раскроем этот вопрос по тексту учебника (стр. 34-35).Учащиеся читают раздел параграфа и по заданию учителя самостоятельно определяют причины первой российской революции.(Учащиеся называют причины первой российской революции). Зафиксируем результаты работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетради.
2.Основные события первой российской революции.
Учитель: раскроем этот пункт плана урока, заполнив соответствующую таблицу по тексту учебника (стр. 35-39) – учитель на доске, учащиеся в тетрадях. Учащиеся самостоятельно читают раздел параграфа и называют основные события первой российской революции. (Учитель концентрирует внимание учащихся на важнейших датах и событиях. Учащиеся определяют и формулируют значение событий.)
Основные события первой российской революции:
Дата
|
Событие
|
Значение
|
9 января 1905 год
|
«Кровавое воскресенье». (документ на стр.35-36)
|
Начало революции.
|
Январь – сентябрь 1905 год.
|
Нарастание революционного движения: забастовки рабочих, разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте.
|
Революция охватывает большую часть территории страны и все слои общества.
|
19 сетября-17 октября 1905 год.
|
Всероссийская октябрьская политическая стачка.
|
Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, - начало политических реформ в России (документ на стр. 37-38)
|
10 декабря-19 декабря 1905 год.
|
Вооруженное восстание в Москве.
|
Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу.
|
3. Результаты революции (работа с учебником).
Один из учащихся зачитывает текст параграфа на стр. 44, а другие затем перечисляют итоги первой российской революции. Для лучшего усвоения этого материала зафиксируем результаты этой работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетрадях.
Закрепление. 8 минут.
- Укажите причины революции.
- Дайте характеристику основных событий.
- Каковы результаты первой российской революции?
Выводы. 2 минуты.
Учитель:ребята, подводя итоги урока прошу вас сделать выводы о первой российской революции.Ответы учащихся: (Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы – малоземелья крестьян.)
Домашнее задание. 1 минута.
Прочитать &5, ответить на вопросы.
Подготовиться к проверочной работе.
По желанию учащиеся могут написать доклад на темы:
а) «Сравнение российских либеральных партий в начале XX века и в начале XXI века.»
б) «Мое отношение к революции 1905-1907 гг.»
|
|
|