Главная страница

Урок №22. Форма организации урок изучение нового материала


Скачать 35.72 Kb.
Название Урок №22. Форма организации урок изучение нового материала
Дата 05.04.2016
Размер 35.72 Kb.
Тип Урок


история 11 класс (базовый уровень)

Урок № 22.

Форма организации – урок изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «Гражданская война», «интервенция», предпосылками, причинами, периодами, проблемами Гражданской войны.

Оборудование: карта «Гражданская война и интервенция в России», документы времен гражданской войны, подборка книг по теме.

Эпиграф: А я стою один меж них: в ревущем пламени и дыме и всеми силами своими молюсь за тех и за других.

( М. Волошин.)

Ход урока

Этапы урока

Методы, приемы


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята на прошлом уроке мы с вами закончили изучение темы «Революция 1917 года». Вы дома должны были подготовить вопросы, которые касаются всех событий революции, и сейчас будете задавать эти вопросы друг другу и отвечать на них. Ваши вопросы и ответы будут оцениваться мной на специальном оценочном листе (см. прилож.)

III. Новая тема. Вступительное слово, постановка цели и задач урока.

В отличие от обычных войн Гражданская война не имеет четких границ ни временных, ни пространственных. Трудно определить дату ее начала, провести линию фронта. В.И. Ленин в своих выступлениях Гражданскую войну ограничивал 1918-1920. Но суть не в определении ее сроков, а в е трагизме для миллионов человеческих судеб. Где нет победителей и побежденных.

1.Ребята, можно ли считать события Февральской революции началом Гражданской войны?

2. Какое событие революции можно считать началом Гражданской войны?


Приветственное слово учителя.

Блиц – опрос.


Рассказ учителя.

Ответы ребят и аргументация своей точки зрения.



Этапы урока

Методы, приемы

Давайте познакомимся с понятием Гражданская война.

Гражданская война – это организованная вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными группами, политическими течениями это наиболее острая форма борьбы.

А каковы причины Гражданской войны?

Основные причины Гражданской войны:

1. Национализация всей земли, конфискация помещичьих земель;

2. Создание однопартийной политической системы, установление диктатуры пролетариата;

3. Национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война в России разгоралась постепенно. В ней можно выделить три лагеря: 1) большевиков, 2) «белых», 3) «зеленых». Послушаем доклады про эти три цвета Гражданской войны, которые приготовили ребята.

В истории Гражданской войны историки выделяют четыре основных этапа:

I- май 1918 г. (или март-июнь 1918 г.).

II-ноябрь 1918-весна 1919 гг.

III-весна 1919-весна 1920 гг.

IV- апрель 1920- ноябрь 1920 гг.

Особенностью Гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.

Знакомство с понятием интервенция.

Интервенция - насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или ее взаимоотношения с третьими странами.

Обратимся к карте и посмотрим, на каких направлениях ведут наступление интервенты.


Запись понятия в тетради.


Ребята высказывают свои предположения.

Рассказ учителя. Запись причин Гражданской войны в тетрадь.

Доклады учащихся. (См. прилож.)
Рассказ учителя, характеристика каждого этапа.

Запись понятия в тетради.

Работа с картой.

Этапы урока.

Методы, приемы.

Проанализируем документ Д.Л. Хорвата, где он подробно раскрывает замыслы наших «союзников». (См. прилож.)

Как вы понимаете последнюю строчку этого документа: « Сильная, единая Россия никому не нужна кроме русских».

IV. Закрепление пройденного материала.

V. Итог урока.

Ребята, попробуйте представить себя участником событий Гражданской войны, и ответить на вопросы небольшой анкеты.

VI. Домашнее задание.

Выучить основные понятия, изученные на уроке, этапы Гражданской войны.

Работа и анализ документа.

Ребята высказывают и аргументируют свою точку зрения.
Обобщающая беседа по вопросам.
Анкетирование. (См. прилож.)