|
Урок №22. Форма организации урок изучение нового материала
история 11 класс (базовый уровень)
Урок № 22.
Форма организации – урок изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «Гражданская война», «интервенция», предпосылками, причинами, периодами, проблемами Гражданской войны.
Оборудование: карта «Гражданская война и интервенция в России», документы времен гражданской войны, подборка книг по теме.
Эпиграф: А я стою один меж них: в ревущем пламени и дыме и всеми силами своими молюсь за тех и за других.
( М. Волошин.)
Ход урока
Этапы урока
|
Методы, приемы
|
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Ребята на прошлом уроке мы с вами закончили изучение темы «Революция 1917 года». Вы дома должны были подготовить вопросы, которые касаются всех событий революции, и сейчас будете задавать эти вопросы друг другу и отвечать на них. Ваши вопросы и ответы будут оцениваться мной на специальном оценочном листе (см. прилож.)
III. Новая тема. Вступительное слово, постановка цели и задач урока.
В отличие от обычных войн Гражданская война не имеет четких границ ни временных, ни пространственных. Трудно определить дату ее начала, провести линию фронта. В.И. Ленин в своих выступлениях Гражданскую войну ограничивал 1918-1920. Но суть не в определении ее сроков, а в е трагизме для миллионов человеческих судеб. Где нет победителей и побежденных.
1.Ребята, можно ли считать события Февральской революции началом Гражданской войны?
2. Какое событие революции можно считать началом Гражданской войны?
|
Приветственное слово учителя.
Блиц – опрос.
Рассказ учителя.
Ответы ребят и аргументация своей точки зрения.
|
Этапы урока
|
Методы, приемы
|
Давайте познакомимся с понятием Гражданская война.
Гражданская война – это организованная вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными группами, политическими течениями это наиболее острая форма борьбы.
А каковы причины Гражданской войны?
Основные причины Гражданской войны:
1. Национализация всей земли, конфискация помещичьих земель;
2. Создание однопартийной политической системы, установление диктатуры пролетариата;
3. Национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений.
Гражданская война в России разгоралась постепенно. В ней можно выделить три лагеря: 1) большевиков, 2) «белых», 3) «зеленых». Послушаем доклады про эти три цвета Гражданской войны, которые приготовили ребята.
В истории Гражданской войны историки выделяют четыре основных этапа:
I- май 1918 г. (или март-июнь 1918 г.).
II-ноябрь 1918-весна 1919 гг.
III-весна 1919-весна 1920 гг.
IV- апрель 1920- ноябрь 1920 гг.
Особенностью Гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.
Знакомство с понятием интервенция.
Интервенция - насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или ее взаимоотношения с третьими странами.
Обратимся к карте и посмотрим, на каких направлениях ведут наступление интервенты.
|
Запись понятия в тетради.
Ребята высказывают свои предположения.
Рассказ учителя. Запись причин Гражданской войны в тетрадь.
Доклады учащихся. (См. прилож.)
Рассказ учителя, характеристика каждого этапа.
Запись понятия в тетради.
Работа с картой.
|
Этапы урока.
|
Методы, приемы.
|
Проанализируем документ Д.Л. Хорвата, где он подробно раскрывает замыслы наших «союзников». (См. прилож.)
Как вы понимаете последнюю строчку этого документа: « Сильная, единая Россия никому не нужна кроме русских».
IV. Закрепление пройденного материала.
V. Итог урока.
Ребята, попробуйте представить себя участником событий Гражданской войны, и ответить на вопросы небольшой анкеты.
VI. Домашнее задание.
Выучить основные понятия, изученные на уроке, этапы Гражданской войны.
|
Работа и анализ документа.
Ребята высказывают и аргументируют свою точку зрения.
Обобщающая беседа по вопросам.
Анкетирование. (См. прилож.)
|
|
|
|