Главная страница

Тема. «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени». Коррекционно-образовательные цели


Скачать 77.55 Kb.
Название Тема. «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени». Коррекционно-образовательные цели
Дата 13.03.2016
Размер 77.55 Kb.
Тип Документы

Тема. «Осень. Осенние месяцы.

Периоды осени».

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Учить передавать и получать информацию с помощью мимики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными, расширение и активизация словаря глаголов).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длинного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно - воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности, доброжелательности; формирование навыков сотрудничества; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитофон, СD или аудиокассета с записью пьесы П.Чайковского «Осеняя песня» из альбома «Времена года» , мольберт, сюжетные картинки по теме «Осень», вазочка с рябиной, корзина с шишками, каштанами, ваза с букетом из осенних листьев , мяч, разрезные картинки, листочками, Мультимедио, большие бумажные осенние листочки, костюм для ребёнка-Осени, корзинка с угощениями.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальных занятиях. Разучивание стихотворений об осени: «Осень» И. Тихонова. Чтение сказки К. Ушинского «Сбор листьев», рассказа «Моя берёза. Осенью».

Ход занятия

1. Орг. момент. (Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы.)

Логопед приглашает детей пройти в кабинет, встать полукругом и начать занятие со слов стихотворения «Радость» Мориса Кареля:

Радость пробежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки.

Радуется клён, что он силен,

Радугу на ветках держит он.

Рады зайцы, что спугнули волка,

Новым шишкам радуется ёлка.

Разбудите, дети, всех людей,

Радость запрягает лошадей,

Надевайте лучшие одёжки,

Радость распахнула все окошки.

- как вы думаете, ребята, для чего я прочла сейчас это стихотворение? (чтобы у всех нас было весёлое, радостное настроение, чтобы мы улыбались…)

- Первый сядет тот, кто покажет самое грустное выражение лица.

- А сейчас сядет, тот, кто покажет самое равнодушное выражение лица.

- Сейчас сядет, тот, кто покажет самое довольное выражение лица.

- Сейчас сядет, тот, кто покажет самое печальное выражение лица

- Сейчас сядет, тот, кто покажет самое злое выражение лица

Предложить дети закрыть глаза.

Логопед тихо накидывает накидку на девочку –Осень, убирает ширму, за которой: осенний букет, в корзине шишки, плоды, кукла одетая в теплые вещи. На ковре разбросаны листья.

Тихо звучит «Осенняя песня» П.Чайковского.

Ребёнок читает стихотворение:

Листья с дерева в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Логопед: - Как вы думаете, о каком времени года идёт речь? (Осень)

- Правильно, об осени мы сегодня и будем с вами говорить. А вот и Осень, такая тихая и немного грустная, давайте предложим ей остаться, поиграть с нами и поднять настроение.
2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Составление предложений по картинкам. Распространение предложений прилагательными. Составление рассказа по картинно-графическому плану. (Развитие планирующей функции речи, памяти, мышления.)

- Посмотрите на картинки, какое время года изобразил художник? Как вы догадались? (Осень. Дети собирают листья.)

- Какие дети собирают листья? (Разноцветные, желтые…)

- Верно. Что нарисовано на второй картинке? (Птицы улетают на юг.)

-Какие птицы улетают на юг. (Перелётные)

- Правильно. Что нарисовано на третьей картинке? (Дети прячутся от дождя.) и т.д.

- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)

- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

Логопед предлагает убрать все картинки и составить самим рассказ об осени по картинно-графическому плану.

солнце

небо

деревья

птицы

звери

люди


3. Игра с мячом «Что делает?»

(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)

Логопед предлагает выйти на поляну-ковёр и встать на свободный листочек.

_ предлагаю вам вспомнить, а что бывает осенью? Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»

- Дождь. (Льет, мочит, моросит)

- Ветер. (Дует, срывает, воет…)

- Тучи. (Ползут, летят, закрывают…)

- Листья. (Желтеют, кружат, опадают..)

- Животные (Прячутся, готовят, засыпают..)

- Туман. (Покрывает, оседает, густеет..)

- Деревья. (Качаются, желтеют…)

- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)

- Люди. ( Переодеваются, мокнут, собирают…).

4. Упражнение « Собери картинку» (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса)

Дети собирают разрезные картинки, а логопед тем временем вывешивает такие же целые на доску.

- А теперь, рассмотрите свои картинки и выберете ту целую картинку, которая подходит к вашей. Почему?
5. Подвижная игра «Туман». (Координация речи с движением, развитие общей моторики.)

Повис туман клоками Сидя на коленях, на полу: руками -

В саду и во дворе. - Ребро-ладонь, ребро-ладонь…

Решил поймать руками Подниманием руки перед грудью,

Туман, я, на заре. сжимаем, разжимаем кулаки.

Я взял его тихонько Расслабить кисти рук (открытые)

И крепко – крепко сжал. С силой сжать.

Но прыткий он как кошка, Раскрытые пальцы по полу

Он взял и убежал. «туман убегает»

Повис туман над речкой Поднимаемся на ноги, руки над

И дышит, как живой, головой «колышутся»

Как белая овечка, с кудрявой бородой. Круговые движения на голове.

И маленькие рожки на этой голове. Изображают рожки

Но поутру остались лишь капли на траве. Расслабились присев на пол.

6. Упражнение «Каштаны» (Развитие тонкой моторики и ловкости. Расширение и активизация словаря прилагательных.)

Логопед предлагает взять детям по одному плоду каштана.

- Давайте вспомним упражнение «Каштаны». Держите каштаны крепко, катайте их вокруг, старайтесь не уронить.

Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

Н. Нищева.

Дети складывают каштаны обратно в корзинку.

- Вы были очень ловкими и не уронили ни одного каштана. (Гладкие)

- А какие они на ощупь? Какие еще плоды мы собирали на прогулке? (Ягоды рябины, шишки.)

- Вспомните и расскажите, какие они? (Шишки большие, маленькие, шершавые, коричневые…; ягоды рябины: оранжевые, красные, маленькие, мягкие…)

7. Упражнение «Один и много» (БОС. Развитие силы и длительности выдоха).

- Помните, что сидеть надо как? (Ровно, спина к спинке стула, плечи расслабленны). Как правильно надо делать вдох и выдох? (Вдох через нос, надувая живот, выдох длинный через рот - трубочку, сдувая живот)

8. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

- Предлагаю занять места на стульчиках, обратите внимание, правильно ли вы сели, возьмите под своим стулом зеркало и выполним артикуляционные упражнения вместе со мной: «Птенчики» (широко открывать и закрывать рот), а теперь научимся выполнять новое упражнение «Кулачки» (вы так же будете открывать и закрывать рот, но вам будет мешать кулачок.).

9. Чтение логопедом рассказа «Осень» (Развитие речевого слуха.)

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие, со снегом. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.
10. Итог занятия. Поощрение детей. (Создание эмоционального фона)

Руки наши, ветки наши. Медленно поднимают рук, через

Вверх поднимем и помашем. стороны вверх, помахивают.

Мы все, как дерево одно Обнимают соседей

И очень крепкое оно!!! Крепко прижимают!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 86 «Былинушка»

Конспект

коррекционного занятия

для детей старшей группы

компенсирующей направленности

Тема: «Осень. Приметы осени»

Учитель-логопед:

Садыкова О.В.
Г. Нижневартовск.