|
«Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»
11 класс
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой
«Реквием»
ЦЕЛИ: показать, как история страны преломляется и отражается
в творчестве Ахматовой;
продолжить работу над нахождением средств художествен-
ной выразительности и над выявлением их роли в произ-
ведении;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
ХОД УРОКА
Беседа по вопросам домашнего задания.
-Каков исторический и жизненный контекст поэмы?
-Назвать тему, микротемы поэмы.
Слово учителя (история создания поэмы «Реквием»).
Requiem – католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение.
Анализ поэмы «Реквием».
А) Чтение эпиграфа.
Вопросы:
-Роль словесных повторов («чуждый», «народ»).
-Что могло не понравиться цензуре в эпиграфе?
Б) «Вместо предисловия».
-С помощью какой лексики характеризуется эпоха?
-Личные мотивы в поэме преобладают или общенародные?
(С этого момента начинаем отвечать на вопрос домашнего задания: «Поэма «Реквием» - произведение о «семейной трагедии» или о трагедии всей страны?».)
В) В процессе дальнейшего комментированного чтения поэмы обращаем внимание на цвет (преобладающий), на звуковое сопровождение. Здесь учителю помогает заранее подготовившийся ученик. С его помощью оформляем в тетрадях таблицу:
Цвет
|
Звук
|
Голубой
Лунный (жёлтый)
Кровавый
Чёрный
и т. д.
|
«шаги тяжёлые солдат…»
|
С помощью другого заранее подготовившегося ученика отмечаем параллель между цветом у Ахматовой, Булгакова, Достоевского.
Г) Библейские мотивы в поэме.
- С какой целью они использованы? Их роль в поэме?
Д) Теория литературы.
В процессе работы записываем определение реминисценции.
Реминисценция – отголосок, отражение.
Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам.
(Реминисценция только тогда становится реминисценцией, когда начинает выполнять свою главную функцию – функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чём автор ведёт свою речь, пройдёт мимо этого своеобразного художественного средства. Вот уж где уместно будет сказать: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую».)
Е) Связь поэмы с народными песнями (параллель между
ними). Смысл этой параллели.
Д) Прорабатываем мотив «окаменелости» («душа окаменела»,
«каменное слово», «окаменелое страдание», «ученик
каменел» --- выходим на образ памятника – страдание,
скорбь, воплощённые в камне).
Выводы по уроку.
Уч-ся делают вывод о том, что в поэме «Реквием» Ахматова показывает общенародное горе, трагедию всей страны.
На фоне «Реквиема» Моцарта учитель читает «Эпилог» из
поэмы «Реквием».
Подведение итогов работы уч-ся (оценивание).
Д/З: подготовить устный ответ по опорному конспекту; наизусть отрывок из поэмы (по выбору);
нарисовать памятник, о котором идёт речь в поэме (как
уч-ся его себе представляют).
|
|
|