Главная страница

Т. В. Кудина (мбоу сош №10 г. Зимы), учитель русского языка и литературы Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции. Философ Иван Александрович Ильин писал: Есть закон


Скачать 37.77 Kb.
Название Т. В. Кудина (мбоу сош №10 г. Зимы), учитель русского языка и литературы Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции. Философ Иван Александрович Ильин писал: Есть закон
Т.В.Кудина (МБОУ СОШ №10 г.Зимы),<><><><>учитель русского языка
Дата 05.04.2016
Размер 37.77 Kb.
Тип Закон

Т.В.Кудина (МБОУ СОШ №10 г.Зимы),

учитель русского языка и литературы

Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции.

Философ Иван Александрович Ильин писал: «Есть закон человеческой природы и культуры, по которому все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа, уклада».

Нашему обществу нужны современные и одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и выявить способности его представителей.

Всякий современный человек сегодня должен уметь вступить в дискуссию, доказать правильность высказанного суждения, применить в речи богатство лексики русского языка, не загрязняя его заимствованными словами.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные методы обучения.

Эффективной работой в данном направлении считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.

При подготовке к Единому Государственному Экзамену наиболее трудной для учащихся в 11 классе является часть С. Статистика показывает, что недостаточный уровень лингвистической компетенции школьников не позволяет им овладеть в полной мере коммуникативными умениями и навыками. Лингвистический анализ текста, а так же создание собственных текстов, представляют для многих выпускников большую сложность. Только часть ребят может ясно и убедительно доказать свою позицию, найти к ней аргументы, подобрать доказательства.

Одним из серьезных просчетов современного обучения является несформированность базовых навыков чтения и понимания прочитанного, что ведет к ошибкам при определении проблемы основного текста при написании сочинения, позиции автора. Поэтому на уроке необходимо создать атмосферу совместной творческой деятельности учителя и ученика, которая поможет пробудить интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте, как речевом произведении помогает глубже понять содержание текста, замысел автора.

При работе с текстом считаю наиболее эффективными такие приемы:

Сформулируйте по3-5 вопросов к тексту.

Этот прием является основным в процессе уяснения содержания текста. Вопросы могут возникнуть к разным аспектам данного текста (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Чем это можно объяснить? Кто из авторов, которых я читал раньше является единомышленником данного автора? и т.д).

Часто на уроках русского языка и литературы применяю прием «ИНСЕРТ». Важным этапом работы является обсуждение записи. Для заполнения таблицы ученикам вновь придется вернуться к тексту. Таким образом, учитель обеспечивает вдумчивое и внимательное чтение произведения.

Уже знаю

Ново для меня

Не знала, думала иначе

Непонятно, необходимо уточнить













Оформите письменно ваши «размышления» по поводу (дается проблема), используя данные составленной Вами таблицы «ИНСЕРТ». При составлении Ваших размышлений используйте словесные парадигмы, например: «возможно…», «предположим…, тогда», думается, что…», «мне кажется…» и др.

Интересный прием, который нравится ребятам «Слайд- лекция с «вопрошающими» паузами» (по А.М. Кондакову)

Конспект лекции

Реализация тактического приема

Слайд № 1-…

  1. Просмотр собственных записей.

  2. Составление вопросов:



  1. Обсуждение в парах.

  2. Вопросно- ответное упражнение с учителем.

Часто использую на уроках литературы КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ. Предлагаю ребятам собрать «кейс» на героя произведения. Ученикам необходимо ответить на вопрос «какой герой», свое мнение доказывают примерами из художественного произведения.

Такая работа с текстом требует изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:

— целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

— планирование; школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий;

— исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

— дискуссия (устные отчеты о проделанной работе, уточнения, дополнения, формулирование выводов); учащиеся обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения;

— итоговая творческая работа. Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п.

Такие приемы работы с текстом помогают вовлечь в работу всех ребят. Учат выделять в тексте главное: тему, проблему, авторскую позицию, высказывать свою точку зрения, приводить примеры.