|
Т. В. Кудина (мбоу сош №10 г. Зимы), учитель русского языка и литературы Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции. Философ Иван Александрович Ильин писал: Есть закон
Т.В.Кудина (МБОУ СОШ №10 г.Зимы),
учитель русского языка и литературы
Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции.
Философ Иван Александрович Ильин писал: «Есть закон человеческой природы и культуры, по которому все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа, уклада».
Нашему обществу нужны современные и одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и выявить способности его представителей.
Всякий современный человек сегодня должен уметь вступить в дискуссию, доказать правильность высказанного суждения, применить в речи богатство лексики русского языка, не загрязняя его заимствованными словами.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные методы обучения.
Эффективной работой в данном направлении считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.
При подготовке к Единому Государственному Экзамену наиболее трудной для учащихся в 11 классе является часть С. Статистика показывает, что недостаточный уровень лингвистической компетенции школьников не позволяет им овладеть в полной мере коммуникативными умениями и навыками. Лингвистический анализ текста, а так же создание собственных текстов, представляют для многих выпускников большую сложность. Только часть ребят может ясно и убедительно доказать свою позицию, найти к ней аргументы, подобрать доказательства.
Одним из серьезных просчетов современного обучения является несформированность базовых навыков чтения и понимания прочитанного, что ведет к ошибкам при определении проблемы основного текста при написании сочинения, позиции автора. Поэтому на уроке необходимо создать атмосферу совместной творческой деятельности учителя и ученика, которая поможет пробудить интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте, как речевом произведении помогает глубже понять содержание текста, замысел автора.
При работе с текстом считаю наиболее эффективными такие приемы:
Сформулируйте по3-5 вопросов к тексту.
Этот прием является основным в процессе уяснения содержания текста. Вопросы могут возникнуть к разным аспектам данного текста (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Чем это можно объяснить? Кто из авторов, которых я читал раньше является единомышленником данного автора? и т.д).
Часто на уроках русского языка и литературы применяю прием «ИНСЕРТ». Важным этапом работы является обсуждение записи. Для заполнения таблицы ученикам вновь придется вернуться к тексту. Таким образом, учитель обеспечивает вдумчивое и внимательное чтение произведения.
Уже знаю
|
Ново для меня
|
Не знала, думала иначе
|
Непонятно, необходимо уточнить
|
|
|
|
|
Оформите письменно ваши «размышления» по поводу (дается проблема), используя данные составленной Вами таблицы «ИНСЕРТ». При составлении Ваших размышлений используйте словесные парадигмы, например: «возможно…», «предположим…, тогда», думается, что…», «мне кажется…» и др.
Интересный прием, который нравится ребятам «Слайд- лекция с «вопрошающими» паузами» (по А.М. Кондакову)
Конспект лекции
|
Реализация тактического приема
|
Слайд № 1-…
|
Просмотр собственных записей.
Составление вопросов:
Обсуждение в парах.
Вопросно- ответное упражнение с учителем.
|
Часто использую на уроках литературы КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ. Предлагаю ребятам собрать «кейс» на героя произведения. Ученикам необходимо ответить на вопрос «какой герой», свое мнение доказывают примерами из художественного произведения.
Такая работа с текстом требует изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:
— целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
— планирование; школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий;
— исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
— дискуссия (устные отчеты о проделанной работе, уточнения, дополнения, формулирование выводов); учащиеся обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения;
— итоговая творческая работа. Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п.
Такие приемы работы с текстом помогают вовлечь в работу всех ребят. Учат выделять в тексте главное: тему, проблему, авторскую позицию, высказывать свою точку зрения, приводить примеры.
|
|
|