|
Свое выступление я начну с небольшой притчи
Свое выступление я начну с небольшой притчи:
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках»
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Начальная школа-особый этап в жизни ребенка, связанный
с переходом к ведущей учебной деятельности(при сохранении значимой игровой);
-
с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика;
с моральным развитием, которое связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Психологами обнаружено, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития.
И от того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.
Очень важно, чтобы с первого дня каждого ученика окружала комфортная развивающая среда, наличие возможности развивать свои индивидуальные личностные способности, заботливые и чуткие педагоги, создающие для этого благоприятный психологический климат.
Сейчас у первоклассников адаптационный период. И главная моя цель в том, чтобы смягчить и ускорить процесс адаптации детей к школе.
Задачи адаптационного периода:
-
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности при вхождении в школьную жизнь;
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Чтобы добиться психологической комфортности на уроке я в своей работе использую:
просьбы, а не требования;
-
методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
компромиссные решения спорных вопросов;
добиваюсь четкой организации урока, а не жесткой дисциплины;
создаю «домашнюю» атмосферу уроков, используя методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, небольшое стихотворение и т.д.);
создаю ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся).
В процессе обучения учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка.
Включаю в уроки ролевые игры, инсценирование, драматизацию.
Уровень подготовки ребенка к школе разный, может быть высоким и очень низким. У некоторых первоклассников не сформированы значимые функции, многие быстро утомляются. Для снятия утомления использую динамические паузы, гимнастику для глаз, смену видов деятельности и т.д.
Урок для ученика-это жизнь, урок-солнце, радость, дружба, творчество, игра, встреча. Поэтому урок-игра , урок-викторина, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-исследование –это те формы работы, которые стали системой в моей практике.
Как правило, условия, необходимые для организации системной работы по целенаправленному развитию познавательных процессов очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому способствует специально организованная внеурочная деятельность, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Правильно организованная система этой деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика. 50% этих занятий – внеаудиторные. Я провожу их в форме экскурсий, КВНов, викторин, классных часов, соревнований, олимпиад и т.д.
Цели внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающий активизацию. социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием.
Обучающиеся моего класса, учитывая желания родителей выбрали следующие направления внеурочной деятельности:
Общеинтеллектуальное
Духовно-нравственное
Социальное
Спортивно-оздоровительное.
Общеинтеллектуальное направление представлено следующими кружками: «Риторика», «Умники и умницы».
Целью этих кружков является:
-
Удовлетворение потребностей учащихся в освоении программ, не входящих в учебный план, обеспечение дополнительными занятиями по предметам учебного плана для учащихся с проблемами в обучении, удовлетворения потребностей в программах углубленного изучения отдельных предметов;
-
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других.
Духовно-нравственное направление представлено кружком «Твори добро».Основная цель –формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
К социальному направлению относятся следующие кружки: «Умные пальчики», «Бумажные фантазии», «Я- школьник». «Ступеньки к успеху». Основная цель – развитие творческих возможностей обучающихся, создание условий для развития у детей познавательных интересов.
Еще одно направление - спортивно-оздоровительное. Это кружок «Азбука здоровья» и посещение бассейна.
Цель этих кружков – создание условий для формирования здорового образа жизни школьника.
Также необходимым условием для развития здорового образа жизни ребенка являются прогулки на свежем воздухе( в парк, на стадион, на детскую площадку, проведение подвижных игр).
В заключении хочу отметить, что только учитель со свом профессионализмом сможет создать психологически комфортную обстановку в своем классе. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
|
|
|