|
«Столетняя война (1337 1453)»
Тема урока «Столетняя война (1337 – 1453)».
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д, Арк и какую роль она сыграла в этой войне.
Задачи.
Образовательные: 1. Углубить представление учащихся о причинах и характере феодальных войн.
2. Показать, что народ Франции был решающей силой в освободительной войне против захватчиков.
3. Обеспечить усвоение основных дат урока.
4. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов.
Развивающие: 1. Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие, речь).
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное, добывать материал из различных источников, делать вывод.
3. Воспитывать у обучающихся коммуникативные качества (умение слушать, излагать свои мысли, выступать перед аудиторией).
Воспитательные: 1. Сформировать уважение у школьников к героине французского народа Жанне Д, Арк.
2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере борьбы французского народа за национальную независимость.
Оборудование:
- Карта «Англия и Франция во время Столетней войны»;
- Ноутбук, проектор, проекционный экран;
- Презентация к уроку;
- Учебник «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. - М.: Просвещение», 2006.
- Раздаточный материал.
Оформление доски: тема урока, этапы войны, место для кластера о Жанне, памятка «Изучение истории войны».
Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием презентации Microsoft Power Point.
Основные этапы урока:
1. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
2. Изучение нового материала: рассказ учителя, сообщения учащихся, работа в тетрадях, с исторической картой, демонстрация презентации Microsoft Power Point.
3. Закрепление изученного материала (беседа по ходу урока, ответы на задания, в конце урока игра «Да – нетка»)
4. Домашнее задание.
5. Рефлексия.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, посадка.
II. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите их и покажите на карте. (Англия и Франция). (Слайд 1) И выяснили, что в 13-14 вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Но в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.
Итак, записываем тему урока.
III. Целеполагание.
Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.
Об этом говорит и такой факт (отрывок из книги Жана Жуэвиля, маршала Шампани, 1248 – 1254гг) (Слайд 2)
Задание: Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).
И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет! ( Слайд 3)
Задание: Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в 14 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).
Теперь сравните 2 вывода (Слайд 4), и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей).
Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги? (Слайд 5).
IV. Изучение новой темы.
Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока. (Слайд 6)
1. Причины и повод войны.
2. Армия двух стран.
3. Основные события войны.
4. Жанна Д, Арк – народная героиня Франции.
5. Завершение и итоги войны.
Перед тем, как мы начнем с вами рассмотрение вопросов урока, я обращаю ваше внимание на Памятку «Изучение истории войны» (написана отдельно на стенде).
Итак, хронологические рамки знаем? (ответы детей)
Страны – противники известны? (ответы детей)
1. Причины и повод к войне. Причины и повод предстоит узнать! Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?
Сначала дайте вспомним, что такое причина и повод. (Слайд 7).
Повод- случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.
Причина- основание, предлог для каких-нибудь действий.
Задание: в учебнике на стр. 161, п.1 найти причину и повод Столетней войны. Выписать в тетрадь.
Причины войны: (Слайд 8)
- Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны.
- Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии. (см. карту, стр. 164)
- Война – способ обогащения для феодалов.
Повод к войне:
Претензии короля Англии на корону Франции. (Слайд 9)
Вывод: Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.
Армии двух стран. А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.
Задание всем: Посмотрите на иллюстрации в учебнике стр.161-163, там показаны лучник, арбалетчик и пехотинец времен Столетней войны.
– Что вы можете сказать об оружии лучника, арбалетчика, пехотинца времён Столетней войны?
- Что вы можете сказать об их доспехах?
Задания 2-м группам: Используя информацию из учебника и исторического источника, ответить на вопрос: Какая из армии была боеспособнее и почему?
(Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умения согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы). Ответы представителей групп. (Слайды 10 – 11)
Вывод: Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.
3. Основные события и этапы войны. Рассказ учителя с использованием карты и слайдов презентации. Сообщения учеников.
Задание: по ходу рассказа учителя записать в таблицу (на отдельном листе у каждого) основные события Столетней войны. Конец каждого этапа подчеркнуть красной линией в таблице.
Столетнюю войну можно разделить на 4 этапа.
1 этап. 1337 – 1360гг. Война началась с морских набегов французов и англичан.
( Слайд 12) Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. И в 1340 году произошло морское сражение при Слейсе у берегов Фландрии. Англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: «Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по- французски, ибо съела уже много французов».
Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане захватили ее и начали наступление на Париж. ( Слайд 13) . Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси в 1346 г.
А сейчас на карте я покажу вам город, который вошел в историю - город Кале. (Слайд 14)
Сообщение ученика о подвиге жителей Кале.
Задание: В чем подвиг граждан Кале?
Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились.
Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард 3 поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван «Черным принцем». (Слайд 15).
Из подвластной ему Аквитании, он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северную область Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница. Командовал ею сам король Франции Иоанн 2 Добрый. (Слайд 16)
Сообщение учащегося «Битва при Пуатье»
Физкультминутка.
Слоганы Упражнения
1, 2 – Столетняя война
|
Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и рывки руками
|
3, 4 – а кто же победили?
|
Правая рука вверх, левая вниз и рывки руками.
|
5, 6 – узнаем все, как есть…
|
Руки на пояс и наклоны с стороны.
|
7, 8 – урок продолжить просим!
|
Правое плечо вверх - вниз;
Левое плечо вверх – вниз.
Правое и левое плечо вверх – вниз.
|
1, 2, 3, 4, 5 – работать можно нам опять!
|
Приседания
|
В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.
2 этап. 1369 – 1396гг. Сменивший Иоанна2 его сын Карл 5 оказался незаурядным правителем. (Слайд 17) Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.
И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396 году было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны.
Но положение во Франции осложнялось междуусобной войной за власть и влияние на больного, слабоумного короля Карла 6 между феодальными группировками, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский. (Слайд 18) Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно!
3 этап. 1415 – 1424. В 1415 году боевые действия возобновились. (Слайд 19) У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя. Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. По мирному договору 1420 года (Слайд 20) королем Франции был объявлен английский король Генрих (младенец). Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.
Сто лет побед не видела Франция
Сто лет страну лихорадит война.
Сто лет земля кровоточит под пальцами,
Сто лет Луара от гари черна.
Сто лет народ наш - и воин, и мученик,
Вторит рыданьям монахинь и дев.
Сто лет нас топчут английские лучники,
Лилию мнет геральдический лев.
Сын Карла 6 бежал из Парижа и продолжил войну. Вокруг него сплотились ВСЕ патриоты Франции. Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.
Задание: Что такое партизанская война? (ответы детей).
Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.
4 этап. 1428 – 1453гг. В 1428 году англичане осадили Орлеан. (Слайд 21) Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло! ( Слайд 22)
Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.
4. Жанна Д, Арк – народная героиня французского народа.
И именно Жанна уговорила Карла на коронацию в г. Реймсе, воодушевила войско французское, укрепила волю к борьбе народа, с Жанной была снята осада г. Орлеана в 1429г…….
Задание: Известно ли вам, шестиклассникам, живущим в другой стране и в другое время это замечательное имя, о котором ходят легенды, слагают стихи и песни, создают фильмы? (ответы детей заносятся учителем на доску, используя прием «Кластера»).
Задание: Систематизировать свои и полученные в ходе знакомства на уроке и дома сведения о Жанне по исходным ключевым словам, от которых пойдут веточки.
Чтобы еще раз показать эту удивительную девушку и вдохновить на работу по ее образу, предлагаю вашему вниманию небольшой фильм о Жанне Д, Арк. (1,5 мин) в сопровождении стихотворения о Жанне Д, Арк.
Задание: Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны Д, Арк современники считают чудом: французы приписывают победы вмешательству Бога, англичане – вмешательству дьявола. Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда? (ответы детей)
5.Завершение и итоги войны. Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла 7. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.
Задание: Почему Франция одержала победу в войне? (ответы детей)
Итоги войны: А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону, б) создание сильного национального государства в) усиление королевской власти во Франции
Г) на службе у короля появилась постоянная армия.
Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм.
Задание: Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (ответы детей)
V. Закрепление материала.
Возвращаясь, к проблемному вопросу урока, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.
Игра «Да- нетка» (Слайд 24)
Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
Английская армия была лучше готова к ведению войны.
Эдуардом «Черным принцем» называли английского короля.
При полководце Бертране Дюгеклене французская армия начала проводить крупные масштабные военные операции против англичан.
Война герцога Бургундского и герцога Орлеанского еще больше осложнила положение Франции.
Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
Столетняя война закончилась в 1455 году.
Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:
«А смог бы я спасти страну? Или остался глух
К страданьям, слезам, бедам, горю?
Иль, все-таки помог бы своему народу?
Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!
VI. Выставление оценок за урок
VII. Домашнее задание: параграф 19, составить кластер о Жанне, творческое задание – мальчикам (нарисовать воинов времен Столетней войны), девочкам - составить кроссворд по теме.
VIII. Рефлексия.
Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
Белый поднимите выше (очень этого я жду!)
Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!
Всем на следующем уроке получить желаю «5»!
Всем спасибо за активную работу! До свидания!
|
|
|