Главная страница

Статья «Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы»


Скачать 94.72 Kb.
Название Статья «Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы»
Дата 06.03.2016
Размер 94.72 Kb.
Тип Статья

Статья «Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы»
Е.И. Полякова учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 368 Фрунзенского района СПБ,

высшая квалификационная категория.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом

Групповая форма работы – одна из любимых форм работ наших учеников. Самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее. Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков.
Таким образом, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.

Я часто использую работу в группах на уроках русского языка и литературы при создании оригинальных и стилизованных текстов. Например, на итоговых уроках литературы после завершения темы «Сказки» ребята создают собственные книги. Одни придумывают текст, другие оформляют обложку и иллюстрации, третьи готовят сообщение о том, как создавалась их книга, т.е. защиту проекта.

Таким образом, каждый находит возможность для применения своих способностей.

Конечно, при делении на группы следует учитывать психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности – всё для того, чтобы ребятам работалось комфортно и они выполнили поставленную учителем задачу.

В старших классах мы активно используем в групповой работе технологию «Дебаты», которая помогает выработать навыки цивилизованной дискуссии. Каждый из членов сообщает своё предложение по решению поставленной задачи. Члены группы могут соглашаться или не соглашаться с собеседником, но в итоге под руководством лидера (его называют по-разному: командир, бригадир, звеньевой) они должны прийти к единому решению, сформулировать общий ответ и для удобства представления перед группой оппонента записать его.


Групповая форма работы

1. Основные признаки групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся:

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя или лидера (спикера, группового представителя, старосты, консультанта) группы;

  • в ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.


2. Величина групп.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Оптимальное количество человек, как показывает опыт, – 4-5 человек, что позволяет «видеть» работу каждого члена группы, в такой группе сложнее просто отсидеться, потому что твое задание никто не будет выполнять. Состав группы меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.


3. Объединение учащихся в группы.
Подбор состава учебной группы можно осуществлять с учетом:

В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Члены группы должны взаимно дополнять друг друга и компенсировать недостатки.

4. Лидер группы.

Выбор лидера, т.е. ответственного за работу в группе, может сделать сам учитель или, начиная с 7-го класса, сами ребята.

  1. Организация обучения в малых группах

   Обучение в малых разноуровневых группах проводила в несколько этапов.

  1. Ознакомительно-мотивационный. Сначала постаралась заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке. С той целью был выбран  ненавязчивый  рассказ о том, как интересно и эффективно обучаются дети в сотрудничестве в наших и зарубежных школах (Учиться вместе!) и основными принципами:

  • взаимозависимость всех членов группы;

  • личная ответственность каждого;

  • равная доля участия каждого;

  • рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).

  1. Диагностический. Провела совместно с психологом комплексное диагностическое исследование.

На основании полученных результатов, одновременно учитывая пожелания учащихся, были сформированы разноуровневые мобильные группы, т. е. предполагающие переход из группы в группу после проведения текущей диагностики эффективности групповой деятельности. Также проведенные диагностические исследования помогли ребятам определиться с ролями (выбрать капитана, помощников капитана и т. д.)

3. Этап модернизации учебного пространства.  На этом  этапе было решено, что на уроках с использованием групповых форм работы дежурная группа на перемене будет  расставлять парты  таким образом, чтобы члены групп могли свободно взаимодействовать лицом к лицу). Такая совместная деятельность  простимулировала их заинтересованность, одновременно подготовив  к нетрадиционным формам обучения.

4. Этап психологической  подготовки. Здесь, чтобы первые неудачи не отбили  охоту учиться «по-новому», приучала учеников к следующим условиям работы:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

  • полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и      ответственный труд;

  • не нарушать правило «Трех «нельзя».

Три «нельзя»  рефлексии:

Нельзя говорить «уже все сказали»;

Нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под любым предлогом;

Нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение

Только после такой предварительной подготовки  мы перешли  к  работе в командах.

  3. Методы обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках русского языка

На уроках русского языка я использую следующие методы:

1. «Вертушка» (метод Славина)
 Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики   и девочки разного уровня подготовленности). Структура  урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:

1. Объяснение нового материла.

2. Закрепление (отработка в группах  ориентировочной основы действий  каждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

3.  Общее обсуждение работы.

4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь  учащиеся трудятся  вне групп). При этом сложность заданий дифференцируется.

5.   Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая.

6.   Рефлексия

Вопросы:

Удалось ли группе выполнить задание?

Легко ли работать в группе?

Кто ощущал себя некомфортно? Почему?

Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?

К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?

Что испытывает человек, которому не дают высказаться?

Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый сам с собой, т. е. со своими ранее достигнутыми результатами. И сильный, и слабый ученики при таком подходе могут принести группе одинаковые оценки.

Этот метод можно использовать на различных этапах организации урока.

2. Командно-игровая деятельность

 Она отличается от вышеописанного метода лишь тем, что здесь  вместо индивидуального тестирования в качестве проверки усвоения материала предлагаются соревновательные турниры между командами. В остальном работа строится аналогично.

. Игра «Ручеек»

 (в 6 классе после изучения темы «Правописание не- с существительными)

 Ход игры

 1. Группы получают конверты с разрезным дидактическим материалом

(не)ряха

(не)успех

(не)урожай

(не)друг

(не)взгода

(не)удача

(не)приязнь

(не)везение

(не)вежда

(не)вежа

(не)вежда

(не)достаток


2. Решение осуществляется по «вертушке» (без комментариев):

 Первый ученик достает из конверта карточку и определяет,  употребляется ли существительное без не.

Нет         записывает на доске правильный ответ.

Да          передает карточку следующему и т. д. по «вертушке».

Второй ученик достает карточку с заданием, принимает соответствующее решение и т. д.

Так каждый проходит все этапы работы над орфограммой.

3. Определяется команда-победитель, т. е. та, которая первой справится с заданием и  не допустит ошибок.

Таким образом, за небольшой отрезок времени (5-7 мин.) проводится проверка сформированности орфографического навыка у всех учащихся, отрабатывается умение быстро решать поставленные задачи, а так как победа команды зависит от  каждого ее члена, то это способствует развитию таких важных качеств, как ответственность и взаимопомощь.

3. Метод Славина «Пила-2»

Этот метод предусматривающую работу в группах по 4-5 человек. Вместо того чтобы каждый член группы получал отдельную часть работы, вся команда работает над одним материалом (например, работает над одним текстом). Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп (этот этап мы используем иногда). В конце все проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, достигшая наивысшей суммы баллов, награждается.

На уроках русского языка этот метод чаще применяю при работе с текстом.

В 5 классе при работе над сочинением, понятием о главной мысли, теме сочинения и ее границах предлагаю тексты со следующими заданиями для групп:

Какова тема сочинения?  Соответствует ли тема содержанию сочинения? Какова основная мысль сочинения? При помощи каких языковых средств она выражается? Какие недостатки обнаружили?

Тексты раздаю  каждому члену команды, чтобы удобнее было заниматься своей частью общего дела. Такая работа проводится неоднократно, поэтому задания внутри группы перераспределяются, и все получают возможность поработать над каждым вопросом

 4. Командно-игровая деятельность по методу «Пила»

 Трудоемкую и кропотливую работу по совершенствованию написанных сочинений и не менее сложную работу над анализом текста можно активизировать командно-игровой деятельностью, организуя, например

Турнир «издательств»

 Предложив группам соревнования «издательств»,  которые возглавляют редакторы, а штат состоит из корректоров, рецензентов и каллиграфов.

Редактор - выполняет самую сложную  работу, поэтому эта роль, как правило, берет на себя капитан.

Рецензент пишет отзыв на исправленный текст.

Корректор  отвечает за соблюдение орфографических и пунктуационных норм в исправленном тексте (на первых порах  эта роль предлагается членам группы, еще не готовым выступить в  роли редакторов или рецензентов).

Каллиграф – эта роль отводится самому слабому ученику группы. А чтобы он не чувствовал себя  ущемленным, оговариваюсь, что ему доверяется очень важное задание (пусть и под контролем товарища-корректора) – переписать правильно и красиво текст набело.

 Ход игры:

I этап – распределение ролей;

2 этап – первичное ознакомление с текстом.

Коллективное обсуждение недостатков. Первые правки редактора с подробным объяснение  другим членам группы;

3 этап – повторное чтение. Здесь устраняются недостатки в употреблении слов и построении предложений, пользуясь условными обозначениями;

4 этап – проверка «на голос» предполагает чтение текста вслух (вполголоса). При таком чтении окончательно выявляются все недостатки.

5 этап – подведение итогов, на основании которых строится  работа рецензентов.

6 этап – обсуждение плана и содержания рецензии.

7 этап – рецензент пишет рецензию, а каллиграфы под контролем редактора и корректора переписывают исправленный текст набело. Причем замечания по исправлению орфографических и пунктуационных ошибок может делать только корректор, а редактор должен следить за тем, чтобы были внесены все его правки.

8 этап – чтение окончательного варианта исправленного текста и получившейся рецензии, сдача на проверку.

Игра помогает накопить опыт для создания собственных высказываний, расширяет литературный кругозор, учит полнее воспринимать особенности слога писателя.

Итак, очевидно, что разница между рассмотренными методами не столь существенна. Главное, что основные принципы  (одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей) соблюдаются во всех случаях. Кроме того, совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет экономить время учителя и ученика, интенсифицировать процесс обучения русскому языку и тем самым расширить возможности для речевого развития на уроках, создать условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия; формирует реальную субъективную позицию учащихся в учении и обучении, повышает интерес к предмету, который проявляется не только на уроках русского языка, но и во внеучебной деятельности