|
Создание развивающей книжной среды как средство приобщения ребенка к книге
Создание развивающей книжной среды как средство приобщения ребенка к книге.
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте ребенок знал: книга прежде всего – правдивый рассказ о жизни взрослых, о его собственной жизни и о том, как сделать эту жизнь достойной и счастливой. Нужно вовремя, нужно как можно раньше показать ребенку с помощью книги не только сказочное царство и приключения фантастического героя. Книга должна высветить перед маленьким читателем самые интересные и важные стороны жизни, заложить нравственные основы. Книга должна показать глубокую значимость, истинную человеческую суть той повседневной действительности, которая окружает ребенка. Тогда маленький читатель научится не просто прочитывать книгу, но соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.
К сожалению, в наш век информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Как результат, дети не любят и не хотят читать. В современной жизни появилось много источников знаний, которых раньше не было. Книга – один из источников знаний. Но не следует забывать: очень важный.
Книга дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение. Слушание и чтение книг – один из главных факторов, определяющих языковое и речевое развитие. Своевременное приобщение ребенка к книге может снять
проблему грамотности. Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы, взрослые, тем самым создаем трудности его обучения в дальнейшем. Программы начальной школы предлагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной только тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период до 7 лет, тогда ребенок придет в школу читателем, понимающим смысл и значение книги.
Проблемы школьного обучения во многом связаны с дошкольным детством. Психологи свидетельствуют: у детей со слабым уровнем воображения низкий уровень каллиграфии, имеются проблемы с чистописанием. Связная речь теряет свою значимость, так как появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети: фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити-шоу. Частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. К сожалению, многие современные родители именно так предпочитают «занимать» своего ребенка, усадив его перед экраном телевизора или компьютера, не задумываясь о последствиях. А дети утрачивают способность к длительному, так необходимому при обучении, сосредоточению, у них резко снижаются фантазия и творческая активность.
Преодолеть эти негативные последствия помогает чтение, способствующее развитию воображения, мышления, творческих способностей, умения думать самостоятельно.
При работе с текстом ребенок учится читать и понимать смысл прочитанного. Приобретая устойчивый интерес к чтению, он в будущем сможет обрабатывать любую письменную информацию.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Вот как писал о ней К.И.Чуковский: «Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре». В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность, и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, с яркими сильными характерами героев. Такие сказки, как «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Василиса Прекрасная» и др. открывают простор для мыслей и чувств ребенка о сложном мире, где сталкиваются в борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. Очень популярны у детей в этом возрасте «толстые» книжки, полные хитросплетений, интриг и приключений («Золотой ключик» А.Толстого, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского и многие другие). Они удовлетворяют потребность детей в постоянном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях. В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.
В старшем дошкольном возрасте дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их собственном опыте. Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребенка все еще главным образом привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли героя. В связи с этим в этом возрасте становится доступным восприятию не только герой с однозначным характером (плохой или хороший), как было раньше, но и более сложный, чье поведение характеризуется нравственными переживаниями, сложными мотивами, противоречивыми поступками. Это связано с формированием умения сопереживать, сочувствовать литературному герою. Понимать сложные скрытые мотивы поведения. Усложняется и эмоциональное отношение детей к героям, оно чаще всего возникает, основываясь не на одном поступке, а на всей коллизии произведения. В этом возрасте начинает зарождаться способность улавливать подтекст произведения. Но далеко не каждый подтекст доступен детям. Не смотря на это, дети получают огромное удовольствие от слушания басен, сказок Андерсена.
В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:
-закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
-формировать воссоздающее воображение;
-учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
-помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; развивать умение видеть скрытые мотивы поступков;
-помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отоншение к героям произведения;
-обращать внимание детей на язык литературного произведения; авторские приемы изображения;
-расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт; знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, загадка, потешка и др.);
Для выполнения этих задач работу нужно вести по нескольким направлениям:
-
подбор детской литературы с учетом изучаемых тем, интересов детей, разных жанров
создание развивающей книжной среды (оформление книжного уголка – выставки книг; альбомы для рассматривания с использованием картинок и фотографий, рисунки детей и яркие иллюстрации к книгам; книжки-самоделки; книги, созданные совместно с родителями и детьми; кукольные театры; игры-драматизации; дидактические игры и т.п.)
привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателями (анкетирование родителей; педагогическое наблюдение за детьми; опрос детей; совместные поделки детей и родителей; участие в выставках книг с использованием книг, принесенных из дома; занятия и вечера досуга с участием родителей; совместные экскурсии в библиотеку и т.п.)
наработка практического материала.
Реализация поставленных задач поможет достичь положительных результатов в воспитании будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
|
|
|