Главная страница

«Совместная эколого оздоровительная работа с детьми и родителями»


Скачать 407.17 Kb.
Название «Совместная эколого оздоровительная работа с детьми и родителями»
Девяткова Е. В
Дата 16.02.2016
Размер 407.17 Kb.
Тип Методические рекомендации

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе

с родителями воспитанников

«Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Автор: Девяткова Е. В., воспитатель второй квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Природа – это здоровье человечества. Охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин

Природа и здоровье человека – неразрывно связаны между собой. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру природы. Обычно, говоря о загрязнении почвы, воды, воздуха, растительного и животного организмах - это, в конечном итоге отражается на здоровье человека. Темпы роста отрицательных последствий человеческой деятельности настолько возросли, что природа, да и сам человек не может с ними справиться.

Современными учеными получено много данных о роли загрязнения природной среды в возникновении различных заболеваний. Загрязнение воздуха в промышленных центрах, по заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, — главная причина распространения хронических бронхитов, катаров верхних дыхательных путей, пневмоний и одна из причин, вызывающая рак легких.

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения среды. В нашем районе лесные полосы подвергаются бесконтрольной рубке, захламляются бытовыми отходами, гибнут от недостатка влаги в почве. По материалам последнего землеустройства, проведённого в 1985 году, в районе числится 3 125 га защитных лесных полос, а, сколько их сейчас осталось, не ответит никто.

Рыбы в наших пресных водоёмах почти не осталось, водоемы загрязнены, озёра высыхают, т.к. из-за отсутствия средств не работают скважины, которые подпитывали эти озёра водой. Наблюдаются случаи браконьерской ловли рыбы.

В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья детей, через экологическое просвещение родителей и педагогов, сегодня актуальна, как никогда.

Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности воспитателей, родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Основные задачи: 

1.Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и понятию «экологическое здоровье человека».

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды своего населенного пункта.

4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

5. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как  приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

 Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

 В  теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием.

Здоровье и экологическая культура у детей формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Совместная эколого – оздоровительная работа с родителями дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с дошкольного возраста. Одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье.

Задача педагога — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, экологического здоровья. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.). «Экологическое здоровье» - это понятие подразумевает, как разумно относиться к окружающей нас природе, к себе самому и что для этого надо делать, чтобы оставаться здоровым.
Прежде   чем   выстраивать   работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. Основными принципами взаимодействия с родителями являются:

Доброжелательный стиль общения с родителями.

Позитивный настрой на общение, педагогический такт является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество в работе.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Основательная подготовка.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс, собрание – практикум, педагогическая мастерская, КВН ). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

       педагог — родитель;

       педагог — ребенок — родитель.

При выборе форм общения с родителями, как уже было сказано ранее необходимо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. При организации родительского собрания на тему: «Экология и дети» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие.

Для формирования экологической культуры и экологического здоровья нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить азбуку поведения в природе.

Азбука поведения в природе

- Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять.

Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
- Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу.   Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не   луг.   Не   ловите   бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
- Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их.

Эффективной формой работы с родителями является, круглый стол «Воспитание доброты к природе».

Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах или показа презентации о братьях наших меньших. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Здесь же, в рамках круглого стола дать советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным. 

1. Прочитайте книги о природе В. Бианки, М. Пришвина, Чарушина, Паустовского, В. Осеевой, Л. Толстого и др.

2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать, если завести домашнего питомца невозможно, то можно приобрести игрушку-животное и обыгрывать ее.

3. Оказывайте    вместе   с   ребенком помощь животным на улице. 

Вот некоторые примерные вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным: 

1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

4. Как Вы сами относитесь к животным?

5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (книги, прогулки, ТСО, труд, уход.) 
Примерные вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к природе: 

1. Имеются ли дома объекты природы?

2. Проявляет   ли   ребенок   к   ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?

4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка,  вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили  для  поддержания  интереса  к природе?

5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе? 
Советы родителям, чьи дети равнодушны к природе.

1. Вырастите, совместно   в   семье   комнатное растение, и зарисуйте его рост (ребенок должен знать для чего выращивают комнатные растения, какая польза от них человеку — подарить кому-то, украсить комнату).

2. В летний период организуйте совместно с детьми сад или огород на даче или возле дома – это прекрасное и эффективное совместное воспитательное воздействие на ребенка. Вместе ухаживайте за растениями. Совместная деятельность в огороде отвлечет ребенка от компьютера, телевизора и принесет только пользу развитию и познавательной активности. К концу лета вы своего ребенка не узнаете! Интересные моменты ухода за растениями можно сфотографировать или заснять на видео, а долгими зимними вечерами рассматривать и обговаривать – такие моменты воспитывают у детей доброту и человечность, что немаловажно для психологического здоровья детей. А сколько положительных эмоций получите взамен вы и ваш ребенок!

Собрание – практикум не только знакомит родителей с каким – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на

практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать здоровым», где участники знакомятся с понятием здоровье, изучают и демонстрируют упражнения, игры для здоровья.

Собрание – конкурсы могут быть проведены под таким название: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Экология здоровья», «Экология и дети», на которых, родители получают тему для размышления о воспитании здоровых спортивных детей, могут тут же продемонстрировать свои успехи.

Педагогическая мастерская или бюро педагогических услуг – форма работы с семьей, в ходе которой может быть продемонстрирована определенная педагогическая работа с детьми, которая требует долгосрочной подготовки – это выставки детских работ на определенную тему, фотогалереи, презентации, проекты, театрализация, драматизация, мастер-классы, сценки, НОД с участием детей и родителей и т. д.

Еще одна форма работы с семьей — педагогические ширмы: «Время года – лето, весна, осень, зима» и др., в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. Летом предостеречь родителей от купания в загрязненных водоемах; об опасных клещах; о пожарах в лесу; зимой об одежде по погоде и сезону; осенью об урожае и витаминах, содержащихся в овощах и фруктах и т. д. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например, что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же педагог может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например, проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Такую форму работы, как консультации, «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», «Познавательные энциклопедии для детей» и др.: можно начать с просмотра выставки книг о природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценки, например, «Лесные уроки вежливости», «Туристы» «Пожар в лесу», в которых персонажи (Каркуша, Гном – Гномыч, туристы, пожарный и др.) расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть телевизионные передачи, иллюстрации, фотографии, картины и т. д.
Консультацию «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений» можно начать с викторины «Загадки-отгадки», задавая вопросы детям и взрослым.

Отгадай  по  загадке  растение  и найди его (по три растения).

Назови растение и расскажи, какого ухода оно требует?

Придумай нежные слова своему растению, какая польза от комнатных растений для здоровья человека, как ухаживать за растением, кому подаришь свое растение и т. д.

После ухода детей воспитатель продолжает вести консультацию: рассказывает  о  видах работ  по уходу за комнатными растениями дома и показывает их; дает советы по подбору, в качестве очистителей воздуха и неприхотливости к уходу, содержанию; напоминает родителям о том, что дети должны знать цель труда; советует родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, зарисовывать и фотографировать их.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ВОСПИТАТЕЛЯ
Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать логические задачи в экологических ситуациях. Они представлены в кратких рассказах, в которых поставлены вопросы детям. Дети путем проб и ошибок, с помощью родителей найдут ответы.

«Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую», - попросила Таня маму, - «Пускай птички прилетают и подкармливаются». Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около нее, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в детский сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше птичек. Почему?

Вывод: птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти ее. Поэтому, если устроена кормушка, нужно обязательно класть туда корм ежедневно.
В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по дорожке шли двое мальчиков. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. – Давай возьмем ее домой, а то она заблудилась, сказал один мальчик.

- Не трогай ее, лягушка сама найдет себе дорогу – сказал другой.

- Кто из мальчиков был прав?

Вывод: первый мальчик был не прав, потому, что лягушка не может жить в квартире, у нее пересохнет шкурка и она погибнет. Лягушки могут жить только во влажных местах.
Однажды Сережа с мамой и папой пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.

- Дайте мне баночку, я наловлю рыбок, - попросил Сережа родителей.

- Нельзя их ловить – сказал отец и объяснил почему.

Вывод: маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если погибнут мальки, в речке будет меньше взрослой рыбы, значит, она обеднеет.
Коля с Витей играли на участке детского сада и одновременно увидели как на ветку села большая голубая бабочка.

- Давай поймаем ее, - попросил Витя, покажем всем, какая она красивая.

- Нельзя ловить бабочек, - сказал Сережа. Кто из мальчиков был прав?

Вывод: в нашей стране есть закон об охране животных. Ловить и уничтожать насекомых нельзя также как и вылавливать птиц и зверей. Бабочка – очень полезное и хорошее насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Сережа правильно остановил друга.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в общественных акциях «Покормите птиц», «День Плюшкина». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома- кормушки, собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон.

h:\фото для аттестации\фото разное 2011-2012 019.jpg


В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Человек и природа»
Уважаемые родители!

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он впервые скажет «Мама», начнет ходить, откроет первую книжку. Его погремушки изображают рыбок, на его чашке нарисованы зайчики и цыплята; он замечает, что первое живое существо, которое не похоже на маму и папу, - это кошка, собака, птица, рыбка в аквариуме!

d:\фото\новое фото 2011-2012\фото разное 2011-2012 029.jpg
В мире природы, наиболее ему близком и понятном, ребенок напоминает путешествие в познание. А потом малыш попадает в удивительную страну сказки, где звери оживают, говорят на непонятном ему языке. В этой стране он будет приобретать первые понятия о добре, зле, справедливости.

     В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.  Уважаемые родители! В выходные дни организовывайте  с детьми прогулки в лес. Каждая встреча с природой дает возможность детям наблюдать издалека и вблизи жизнь леса. В любое время года, суток и в любую погоду. Учите детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, журчанию речки, полету пчелы, пению птиц.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский

«Мир окружающий человека – это прежде всего, мир природы с беспечным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека…» В. А. Сухомлинский

h:\фото для аттестации\dscn3733.jpg

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, эстетическое, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас может сохранить и приумножить красоту нашей Земли.

 h:\фото для аттестации\cimg0921.jpg
Родительское собрание совместно с детьми,

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: формировать у родителей представление о здоровье человека; воспитывать экологическую культуру человека; развивать познавательную активность детей.

Материал и оборудование: плакат «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; атрибуты для сценки; презентация «Загрязнения в природе»

Родительское собрание начинается со сценки «Маша загорает». Маша

пришла позагорать на полянку с цветами, по дороге нарвала букет, (присаживается на коврик) и задремала. По дороге промчалась машина (ребенок, в руках руль). Маша закашлялась, но продолжала греться на солнышке. Было очень жарко, и она решила попить воды (пьет грязную воду из бутылки). Ой, ой, ой, у Маши заболел живот.

Входит доктор Айболит: Что случилось? Маша?

Маша: доктор, помогите пожалуйста, к меня болит голова (держится за голову) и живот (держится за живот).

Доктор дает лечебную пилюлю и уходит со словами: «Будь здорова, Маша, не болей!»

Воспитатель: вопрос для детей: Почему Маша заболела? (перегрелась на солнышке, попила грязную воду, загорала у дороги, где ездят машины, т. е. надышалась выхлопных газов).

Какие ошибки допустила Маша? (рвала цветы, загорала у дороги, долго загорала, пила грязную воду).

Вопрос к детям, затем родители включаются в беседу: Что значит, человек здоров? Что такое здоровье?

Материал для воспитателя: Здоровье – это состояние полного физического, или психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Воспитатель: Ребята, здоровье – это, не только, то, что у вас ничего не болит; это, кода у вас есть родители, и они вас защищают от всего плохого, негативного. Здоровье – это хорошее настроение, веселье, тепло, уют, когда вы не одиноки и у вас есть друзья.

В природе тоже есть свои доктора, которые дают здоровье ежедневно и всем людям, без исключенья. Эти доктора дают здоровье, только в том случае, если люди разумно к ним относятся. Но, к сожалению, люди так плохо к ним относятся, загрязняют! (показ слайда)

Воздух – вот первый доктор! (показ слайда)

Для людей и животных необходим чистый воздух! Чтобы воздух стал чистым в этом нам помогают растения, цветы, поэтому бесцельно рвать их нельзя!  Не было бы растений, не было бы жизни! После душных городских улиц, ведь в городе множество машин, заводов, которые загрязняют воздух, дышать в природе – это наслаждение и здоровье конечно (показ слайда, как машины и заводы загрязняют воздух).

В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен тем ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям.

Солнце – второй доктор! (показ слайда)

Особенно хорошо понимают это те, кто живёт на севере, где зимой круглые сутки – ночь. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние. Солнце, как и воздух, в умеренных количествах, укрепляет наше здоровье! Долго греться на солнышке, конечно нельзя, это приведет к «солнечному удару».

Физминутка: «Солнышко»

Солнце спит, небо спит, (сидя на корточках дети кладут голову на руки)

Рано утром солнце встало (руки вверх с раздвинутыми пальцами)

Вдруг повеял ветерок, (махи рук из стороны в сторону)

Дождь по крышам застучал. (барабанить пальцами по столу или топать)

Солнце клонится все выше (присаживаться на корточки)

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не видно лучик. (постепенно садиться и класть голову на руки)

Вода - третий доктор! (показ слайда)

Вода – это жизнь. По расчётам специалистов на одного человека нужно 250 литров воды в сутки. Она также оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма.

Как видите, не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Вопрос детям: Красота природы может приносить нам здоровье? (показ слайдов) Как? (человеку нельзя бесцельно рубить лес; нельзя оставлять незатушенные костры; рвать цветы и другие растения; оставлять мусор; выливать в воду загрязнения, кидать мусор – все это повлияет на здоровье)

Воспитатель корректирует и дополняет ответы детей. 

Воспитатель: без бумажек, бутылок, жестянок, было б больше красивых полянок!

Стихотворения рассказывают дети:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы,

И не будет красоты.
Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

Воспитатель: обращается к детям и к родителям: «Желаю всем здоровья. Берегите природу»

В итоге родительского собрания, после ухода детей, проводится консультация по результатам анкетирования «Воздух в нашей квартире» (см. приложение 1).
d:\фото\новое фото 2011-2012\фото разное 2011-2012 036.jpg

Родительское собрание «Природа в жизни дошкольника»

Дерево, трава, цветок и птиц

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни…
Материал для воспитателя:

Проблема: в настоящее время понятие «экология» (как объясняет словарь – это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой). Из научного понятия оно превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной деятельности людей. в наши дни слово «экология» употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис».

Но не надо забывать, что эта проблема, также и глубоко личностная, наиважнейшая для каждой семьи, особенно семьи, имеющей детей. Мы взрослые, знаем, что в настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты: полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно вырабатываются в атмосферу, реки, моря, озера. Выживут ли будущие поколения землян? Ученые не уверены в том, смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом.

В последнее время наблюдается процесс отчуждения от природы, который проявляется в различных формах. Быстрый рост городов, и соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в искусственной среде, не имеют возможности общения с природными объектами. Родители, как правило ограничивают места для прогулок детским двором. Причем часто невдалеке от двора находится парк или лес – великолепные условия для познавательного развития ребенка-дошкольника. Не случайно процент заболеваемости детей возрос. Еще одна проблемазамена реальной природы на виртуальную. На вопрос о том, каких животных они знают, видели, дошкольники все чаще дают ответы: «Птицу видел по телевизору или в компьютере». Дети больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней.

Педагоги-психологи отмечают, что в лесу, на лугу, поле, ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.

Решение проблемы: что же делать родителям? Самое важное – научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру, показать связь экологической культуры со здоровьем детей. Эти понятия вмещают в себя следующее:

- следует стремиться, как можно чаще выводить своих малышей в ближайшие зеленые зоны;

- учить видеть необычное в обычном, обращать их внимание на туман, дождь, деревья, жучков, которые окружают нас ежедневно, т.е. развивать любознательность, наблюдательность;

- научить практическим умениям, направленным на охрану природы (в лесу не оставлять мусор, правильно тушить костер и др.);

- быть самим примером для подражания (не кидать мусор и др.);

- проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру (объяснять, что цветы и ветки деревьев рвать нельзя и др.);

- постоянно углублять знания для того, чтобы вследствии недостаточной осведомленности дети не наносили ущерб природе;

-использовать игры из домашней игротеки, домашнюю игротеку можно придумать самим:
Домашняя игротека:

  1. «Служба спасения», расскажите ребенку, как можно помочь ежику, который провалился в глубокую яму; жуку, который попал в паутину; бедному котенку, который боится собаку и др.

  2. «Таинственный сундучек», сделайте с ребенком таинственную коробочку. Проделайте в ней два отверстия в противоположных стенках, чтобы руки ребенка смогли пролезть с двух сторон, украсьте ее. Теперь время от времени вы сможете класть в коробочку игрушки—пушистого котенка или щенка; можно потренироваться определять фрукты, овощи на ощупь и другой природный материал, например шишку. 

  3. Устройте вечер «Загадок-отгадок» с иллюстрациями, фотографиями.

  4. «Чем походи и чем отдичаются?» (волк-собака, лиса-белка, жираф - страус, стриж-ласточка, ромашка-астра, роза-пион и т. д.)

- использовать народные приметы:

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели;

Кошка клубком – к морозу;

Собака катается – к дождю и снегопаду, метели;

Лето дождливое – зима снежная, морозная;

Дятел стучит – к дождю и т. д.

- беседовать, задавать вопросы познавательного, поискового характера (почему говорят «земля кормилица»; зачем нужен лес; нужны ли нам цветы; почему заяц зимой белый, летом серый, как ты понимаешь выражение «муравей – труженик» и др.)

- полезно чередовать вопросы познавательного характера с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства:

Что бы ты сделал, если бы увидел:

  • Упавшего на землю птенца;

  • Мальчишку, разоряющего гнездо птиц;

  • На улице малыша, ломающего кусты;

  • Засыхающий стебель растения, цветка;

  • Брошенного кем-то щенка или котенка.

- организовать посильный труд в природе;

- очень хорошо поступают родители, которые приобретают самый разнообразный информационно-иллюстративный материал.

Так постепенно, день за днем идет воспитание маленького эколога. Великий В.Н.Вернадский верил в силу разума человека, верил в то, что все активнее вторгаясь в природные процессы, человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтобы сделать планету Земля еще прекраснее и богаче. Давайте и мы с вами поверим в это!
 d:\фото\фото 2012\фото 2012\dsc06117.jpg

В качестве дальнейшей плодотворной работы с родителями по эколого-оздоровительному воспитанию целесообразно устраивать «Дни открытых дверей». На которых родители могут не только поприсутствовать в качестве зрителей, но и самим поучавствовать в роли главных героев. Такая доверительная обстановка благотворно влияет как на общее развитие ребенка, так и на эмоциональную сторону его жизни. Сколько радости испытают дети, увидев своих родителей! А ведь положительные эмоции – это залог здоровья детей!
НОД «Огонь! Друг или враг»

для подготовительной группы с привлечением родителей
Программное содержание: показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.

Задачи:

Образовательная: продолжать знакомить детей с историей использования огня человеком; формировать знания о правилах пожарной безопасности и опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в помещении и в лесу; закрепить знания о вреде и пользе огня; формировать элементарные навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знание номера пожарной службы 01.

Развивающая: развивать познавательную активность, речевую активность, обогащать активный словарь – правила пожарной безопасности.

Воспитательная: воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к нелегкому труду пожарных.

Виды и формы деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Интеграция областей: безопасность, коммуникация, познание, социализация, экология, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: презентация «Огонь! Друг или враг», огнетушитель, мяч, телефон, коробок спичек, рюкзаки для туристов, макет с костром, атрибуты к играм: ведерки 2 шт., детская одежда.

Словарная работа: правила пожарной безопасности, пожарный, эвакуация, спасатели, огнетушитель, туристы.

Цель: активизировать внимание; развивать речь, формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Предварительная работа: беседы на противопожарные темы, занятия, консультации с показом сюжетных иллюстраций, таблиц на противопожарную тематику; чтение К.Чуковского «Путаница»; чтение С.Маршака «Пожар»; просмотр мультфильма «Кошкин дом»; разгадывание и заучивание загадок про огонь и предметах связанных с ним; беседа об электроприборах «Будь осторожен с электрическими приборами» заучивание пословиц и поговорок; беседа о пожароопасных предметах; беседа о труде пожарных «Профессия пожарного»; беседа «Пожар в доме»; экскурсия в пожарную часть; выставка детских рисунков; раскрашивание пожарной машины; викторина «Огонек и уголек»; д/и «Польза и вред огня», «Да и нет», «Кому, что нужно для работы», «Эвакуация»; работа с родителями - консультация «Правила поведения в лесу»
Ход: Воспитатель: «Сказка про огонь» в сопровождении с показом презентации: «Сказка о добром и злом огне»

Жил-был Огонь. (слайд1) Был он очень безжалостным и горячим. (слайд 2) Гулял Огонь где хотел – по лесам, домам, деревьям. (слайд3) Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. (слайд 4)

И вот однажды повстречался на его пути Человек, и сказал Человек: «Давай, Огонь померяемся силой, Огонь отвечает: «Да куда тебе Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот и начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить.(слайд 5) Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. (слайд 6,7) Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

Скажите, какую пользу приносит огонь человеку? (можно приготовить еду, согреться, может осветить свечкой, украсить праздник)

Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека светом. (слайд 8,9,10,11,12). Это лучина, она освещала комнату, потом появились свечи, масляная лампа, керосиновая лампа, обыкновенная лампочка. На огне готовят пищу. Сначала готовили еду в котелке на костре, (слайд 13) сейчас люди используют газ и газовую плиту. (слайд 14). Огонь согревает. (слайд 15).

С его помощью совершается много полезных дел, (слайд 16,17) кузнецы на огне ковали изделия из металла, (подковы, орудия труда). Огонь заставляет работать машины, космические корабли, запускать ракеты (слайд 18). Он нужен в домах, детских садах, школах, заводах, больницах. Огнем украшают праздники, запускают фейерверки, (слайд19, ) зажигают бенгальские огни. (слайд 20). Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. Огонь символизирует борьбу за победу, а так же мир, дружбу(21, 22). Люди склоняют головы перед вечным огнем и возлагают цветы у памятников героям. (слайд 23)
Стихотворение про добрый огонь.

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня,

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за что ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.
Предлагаю поиграть в игру с мячом: «Да и нет»

Лови – бросай, сразу отвечай…

- можно спичками играть? (нет)

- а петарды детям поджигать? (нет)

- при пожаре прятаться под кровать? (нет)

- не затушенный костер в лесу бросать? (нет)

- от пожара убегать? (да)

- траву сухую поджигать? (нет)

- газ без взрослых зажигать? (нет)

- утюг без взрослых включать? (нет)

- при пожаре пожарных вызывать? (да)

- «01» набирать? (да)

Молодцы! Так держать! Правила пожарные не надо забывать!

Сценка «Туристы»

С рюкзаком за спиной появляются два туриста. Они разжигают костер спичками (плакат с костром), едят бутерброды, пьют напиток, разбрасывают вокруг пакеты, бутылки, не заливают костер. Встают, надевают рюкзаки и уходят.
1-й турист:

Мы прошли дорог немало,

Но огромен белый свет.

Не жалейте кед, ребята,

Ведь погоды лучше нет.
2-й турист:

Все преграды мы пройдем,

С нашим другом рюкзаком,

Наши шутки, песни, смех,

Разделим поровну на всех.
Ой, что наделали туристы, костер не затушили, мусор оставили. (воспитатель ходит и убирает мусор)

Разве можно оставлять такой беспорядок в лесу? Чем можно затушить костер в лесу? (ответы детей)

Вы знаете ребята, если не затушить костер, то этот маленький безобидный огонек может превратиться в злейшего врага.

Почему, ребята, огонь превратится во врага? (ответы детей, слайд 24,25,26) Огонь уничтожит деревья, растения, животных, птиц, насекомых – всю окружающую природу. Огонь может перекинуться из леса на жилые дома, а там живут люди. Это опасно. Люди могут получит ожоги и даже погибнуть. Надо срочно вызывать пожарных.

Какой номер надо набрать?(«01»)

Пусть знает каждый гражданин, набираем 01. (воспитатель по телефону вызывает пожарного)

- Алло, пожарное отделение, в лесу пожар, приезжайте скорее.
Входит пожарный с огнетушителем, тушит костер. Ребята, скажите, чем пожарный тушит костер? (огнетушителем) Как вы думаете, можно ли огнетушителем потушить большой пожар?

Уважаемый пожарный, расскажите, пожалуйста о своей работе: (слайд 27, 28,29, 30)

Пожарные должны быть сильными, смелыми, выносливыми. Работа пожарных очень опасная и рискованная. Одеты пожарные в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Так же, у пожарных есть дыхательные аппараты (противогаз), для тушения пожаров в сильно задымленных помещениях. Выезжают пожарные на пожарной машине, оснащенной высокой лестницей, баком с водой, шлангами для тушения огня.

Сам не справишься с пожаром,

Это труд не для детей.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей,

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

Ребята! Будьте осторожны! Соблюдайте правила пожарной безопасности! (уходит)

А сейчас поиграем в игры-эстафеты: «Эвакуация» (с одеждой)

Что такое эвакуация? Кто знает? (ответы детей - люди должны быстро собраться, одеться и покинуть помещение)

«Кто быстрее затушит пожар» (передаем ведерко с водой)

«Спасатели» (по команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добежать до стульчика с куклой и «вынести ее из огня», победит тот кто придет к финишу первый.)

Молодцы, ребята теперь вы научились тушить пожар, спасать людей и эвакуироваться.
Итог: Ребята, кто запомнил в каких случаях огонь – это друг? (в случаях, когда человек не нарушает правила пожарной безопасности и аккуратно обращается с огнем)

Какие правила пожарной безопасности вы запомнили? (ответы детей) В каких случаях становится врагом? (если человек нарушает правила пожарной безопасности: шалит с огнем, не осторожен с огнем, оставляет не затушенным костер, ответы детей)

Стихотворение

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь.
НОД «Яблоки на снегу» для подготовительной группы
Программное содержание: формирование целостной картины мира, природы.

Задачи: Образовательная: продолжать учить изображать яблоню с яблоками на зимнем фоне (по памяти). Закрепить умение рисовать гуашевыми красками, используя разные приемы (рисование всем ворсом кисти, концом кисти); использовать нетрадиционную технику в рисовании яблок (пальчиковое рисование) Продолжать формировать понятия «пейзаж», «линия горизонта», «передний план», «дальний план», музей.

Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, желание передать ее зимнюю красоту.

Виды и формы деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная.

Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация.

Формы работы: беседа, рассматривание картин, творческая мастерская (рисование пейзажа детьми ).

Материалы и оборудование: репродукции картин, работы детей предварительно нарисованные, листы с зимним фоном, кисти, гуашевые краски, салфеточки, диск с записью П.Чайковского «Тройка».

Словарная работа: пейзаж, «линия горизонта», «передний план», «дальний план», художники-пейзажисты, природа, музей.

Предварительная работа: рассматривали репродукции картин с зимними пейзажами: А.Шишкин «На севере дальнем» и др., репродукции картин «Времена года»: А.И. Саврасов «Грачи прилетели», А.А. Левитан «Золотая осень», И.И.Шишкин «Солнечный день. Дубравы» и др.; рисовали элементы пейзажа ( деревья - ель, береза, сосна, яблоня с яблоками, кусты и т. д.); играли в дид. игры «Времена года» ( закрепляли знания о сезонных изменениях в природе);

использовали художественное слово – читаем стихи, представляем пейзаж; прослушивали муз.произведение П.Чайковского «Тройка» - представляли зимний лес; дид. игра «Кто больше назовет слов передающих настроение картины»; занимались смешиванием цветов, путем смешивания синей и белой гуаши задавали зимний фон, играли в игру «Времена года и цвет»; дид. игра «Из чего состоит пейзаж?» (игра с картинками ); дид. игра «Перспектива» (определяли «линию горизонта», «передний план», «дальний план»); знакомились с художниками-пейзажистами; дид. игра «Пейзаж, как жанр живописи» ( искали пейзаж среди других жанров); рисовали зимний лес «Большие и маленькие ели», «В лесу родилась елочка»; работали с детьми в индивидуальном порядке и т. д.

Ход: Вводная беседа:

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня попали? Посмотрите, как много картин вокруг нас. Где хранятся картины? (ответы детей- в музеях, галереях, на выставках, в картинных галереях)

- Для чего нужны картины? (ответы детей – чтобы любоваться, радовать глаз, украшать ими квартиры, дома, выставки, музеи, картинные галереи ).

Воспитатель: в нашем музее, на нашей выставке какие картины сегодня выставлены (ответ детей: пейзажи). Кто рисует картины? (ответ детей - художники)

- Как называются художники, которые рисуют пейзажи? (ответы детей - художники-пейзажисты).

- Из каких элементов состоит пейзаж? (ответы детей – из деревьев, растений, кустов, цветов, реки, моря, горы – Природа).

- Кто найдет и покажет зимний пейзаж?

Воспитатель: продолжим любоваться зимним пейзажем. Что я показываю? (линию горизонта). От линии горизонта вверх – небо, от линии горизонта вниз – земля, река и т. д. Что изображено на переднем плане? (ответы детей – сосны, ели, река). Что изображено на дальнем плане? (ответы детей –деревья, кусты и т.д.). На переднем плане деревья, какие и почему? На дальнем плане деревья меньше, почему? (дети – потому что растения дальнего плана находятся отдаленней, далеко). Какие краски у зимы? (ответы детей – светлые, голубые, белые, синие, серые).

Физминутка «Деревья»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише-тише-тише,

Деревцо все выше-выше.
фото разное 2011-2012 094

Воспитатель: Предлагаю сегодня стать художниками-пейзажистами нарисовать зимний лес, но не простой… В нашем лесу главной героиней станет яблонька с красными яблочками на снегу.

Предлагаю закрыть глазки и вспомнить яблоньку с красными яблочками в «белой шубке». Что значит «белая шубка» (дети – это пушистый белый снежок на веточках деревьев, яблочках).

А пока вы представляли, я свой зимний пейзаж с яблонькой уже нарисовала (показ пейзажа «Яблоки на снегу»). Обратите внимание, что яблоня выросла в лесу, вокруг растут елочки, а может березки, или сосенки…Звучит произведение П.К.Чайковского «Тройка».

Воспитатель: Рисование пейзажа. Дети приступают к работе, используя гуашевую краску, кисть в рисовании деревьев (ствол дерева рисуем ворсом всей кисти, веточки – концом кисти); яблоки рисуют в нетрадиционной технике рисования (пальчиковое рисование).

Итог: дети рассказывают о том, что они отразили в рисунках, делятся своими впечатлениями, выбирают самую лучшую работу.

h:\фото для аттестации\фото разное 2011-2012 099.jpg

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры и здоровья детей.

Приложение 1

Анкета для родителей

Воздух в нашей квартире.

  1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:

А) чистый,

Б) грязный,

В) не знаю.

2. Удовлетворены ли вы качеством воздуха в вашей квартире? А) да,

Б) нет,

В) не знаю.
3. Назовите возможные источники загрязнения в вашем доме.



  1. Сколько у вас комнатных растений? Какие?




  1. Стараетесь ли вы поддерживать определенную температуру, влажность воздуха? Какую?



  1. Часто ли вы проветриваете помещение?

А) регулярно, утром и вечером,

Б) изредка,

В) не обращаю на это внимание.


  1. Учитываете ли вы экологическую безопасность материалов при покупке:

А) мебели (да/нет),

Б) обоев (да/нет),

В) ковров (да/нет,

Г) игрушек (да/нет)


  1. Какими препаратами бытовой химии пользуетесь?




  1. Как очищаете воздух в квартире?



  1. Курите ли в комнатах квартиры?

А) да,

Б) нет,

В) иногда.


Приложение 2
Анкета для родителей
Как выбрать для прогулок с детьми

безопасный участок


  1. Как часто вы гуляете с детьми?

А) каждый день,

Б) по выходным дням,

В) другие варианты (укажите какие).


  1. Чаще всего вы гуляете:

А) в парке (сквере),

Б) во дворе,

В) в других местах (укажите какие).


  1. Вспомните, есть ли невдалеке от места ваших прогулок:

А) автомобильная дорога,

Б) гаражи,

В) свалка,

Г) предприятия.

4. Много ли зелени в таких местах:

А) много деревьев, кустарников,

Б) есть отдельные деревья, кустарники,

В) растения практически отсутствуют.


  1. Вспомните и назовите растения, которые вы видели в местах прогулок с детьми. Знаете ли вы, как они влияют на состояние воздуха?

6. Слышен ли какой-нибудь шум на этой территории?

А) отсутствует,

Б) слабый,

В) изредка,

Г) сильный,

Д) постоянный.

7. Как вы сами оцениваете состояние воздуха в местах ваших прогулок с детьми:

А) чистый,

Б) загрязненный.
Приложение 3
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по

экологическому воспитанию дошкольников
«Экология здоровья»
«Не причиняя вреда природе» (обговорить правила поведения в природе)
«Поклонись ягодке» (беседа о ягодах в своей местности)
«Крылатые доктора» (познакомить с птицами, за которыми можно понаблюдать, какую помощь им можем оказать)
«Сокровища леса» (роль леса в жизни человека, что человек получает от леса, как вести себя в лесу, помощь человека лесу)
«Ядовитые растения» (познакомить с ядовитыми растениями, правила обращения с ними, охрана ядовитых растений)
«Загрязнения в окружающей природе» (показать презентацию, рассказать о загрязнениях)
«Правила поведения в природе» (с показом презентации)
«Азбука поведения в лесу» (правила поведения в лесу)

Приложение 4

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию


  1. Прогулки в природу.

  2. Природа и здоровье – неразрывны!

  3. Зеленая аптека. (о комнатных растениях)

  4. Поможем крылатым докторам.

  5. Наши друзья – насекомые.

  6. Пожар – это беда леса!

  7. Первоцветы – вестники весны.

  8. Давай, беречь воду!

  9. Времена года.

  10. В гармонии с природой.

  11. Экология здоровья.

  12. Экология и дети.

  13. Растения нашего края.

Список литературы

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития – 1997.

  2. Балаценко Н. Работа с родителями // Ребенок в детском саду – 2002 - №5.

  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ Учитель – 2004.

  4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1998 - №7.

  5. Башуев А.С., Гуленкова М.А. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы – второе изд-е Дрофа – 1999.

  6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду – СПб, - 1995.

  7. Моисеева Л.В., Сайфулина Р. Интеграция гуманитарной и естественной культур в экологическом образовательном образовании периода детства // Детство – 2003 - №4.

  8. Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд ЭКСМО – Пресс- 1999.

  9. Манохина Е. Зкакомим дошкольников с растениями. Мурманск – 2000.

  10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Акадкмия» - 1999.

  11. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание // Дошкольное воспитание -1994 - №12.

  12. Николаева С.Н. программа «Юный эколог».

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………..2

Основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию……………………………………………………………..4

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями………………………………………………......................5

Методическая копилка воспитателя………………………………......9

Приложения …………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………32