Конспект подгруппового занятия по лексической теме «Осень», автоматизация звуков[C;C’]
в МКДОУ №3 «Радуга» ЗАТО п. Солнечный.
Занятие 4. Тема «Осень».
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинкам). Совершенствование навыков звукового анализа и чтения слов.
-
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, силы и длительности выдоха, памяти, мышления, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, ловкости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
-
Оборудование. Пластиковая емкость с желудями, маленькие сюжетные картинки для организационного момента, игра «Разноцветные круги», резиновый мяч среднего размера, буквари по числу детей, карточки со словами для чтения, сухие желтые березовые листики, конверты с целыми и разрезными сюжетными картинками.
Предварительная работа. Разучивание упражнения «Вышел дождик на прогулку».
Ход занятия
1. Организационный момент. (Развитие тонкой моторики. Составление предложений по картинкам. Объявление темы занятия.)
Приветствие детей в дверях кабинета , предложить им вытащить по одной картинке из коробочки. Дети по очереди опускают руки, находят там по одной картинке, проходят в кабинет и садятся на стульчики, стоящие вокруг столика.
Логопед: расскажите, что нарисовано на ваших картинках. У кого из вас картинка с изображением того, что люди делают осенью?
Логопед: а теперь я предлагаю вам собрать урожай.
Раздать фрукты (апельсин, абрикос, слива 2 штуки).
Назовите что вам попалось. Какой звук попадается во всех названиях предметов? Давайте послушаем где стоит этот звук в начале, середине или конце? Что еще вы заметили в слове «апельсин»?
Собрать назад фрукты.
Логопед: сегодня мы познакомимся со звуками [С;C’] ,а так же снова будем говорить об осени, о том, что происходит осенью в природе, чем занимаются осенью люди.
Логопед: какое время года на дворе? Назовите в слове «осень» второй по счету звук. Какой он (согл., мяг., глух.)?
Раздать зеркала.
Логопед: давайте посмотрим как расположены наши губы, зубки и язычок, когда мы произносим звук [С] (губы в улыбке, зубы сомкнуты, язык за нижними зубами, холодная воздушная струя).
2. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.)
Пригласить детей к зеркалу и проверить, правильно ли они сели, а затем предложить сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.
Логопед: разомнем наш ротик. Давайте сделаем упражнения: « Наказать непослушный язычок, лопаточка, чистим зубы, кто дальше загонит мяч».
Дети выполняют упражнения под счет три-пять раз. Предоставить им возможность отдохнуть и проглотить слюну после каждого упражнения.
3. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики.)
Раздать детям карандаши, предложить покатать по руке.
Предложить детям встать возле стола, раздать мячики, кидать их о пол, затем покатать в руках.
Упражнение «Капуста»
Дети повторяют за логопедом движения пальцами рук, имитируя заготовление капусты.
Упражнение «Орехи»
Раздать каждому ребенку по два орешка в руку. Дети производят движения пальцами так, чтобы орешки не упали, повторяя стихотворение:
Орехи в ладошке я крепко держу,
Орехи в ладошке кручу и кружу.
Я ловко катаю орехи в ладошке,
Они убегают, как мышки от кошки.
4. Игра «Разноцветные круги». (Закрепление знания признаков осени. Различение признаков осени и признаков других времен года. Составление предложений по картинкам. Развитие памяти, мышления.)
Приготовить и разложить перед детьми разноцветные круги из плотного картона.
Логопед: сейчас мы поиграем в новую игру. Она называется «Разноцветные круги». Выберите по одному кругу. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.
А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете признаки времен года.
Разложить на столе по две картинки, на которых нарисованы характерные признаки разных сезонов.
Логопед: рассмотрите эти картинки. Сейчас вы должны будете подобрать по 1 признаку того времени года, которое вы выбрали. Как только я досчитаю до трех, вы возьмете по 1 картинке и положите их на свой круг. Игра на скорость. Один, два, три.
Дети выбирают картинки и кладут их на круги.
Логопед: расскажите и объясните какие картинки вы выбрали.
5.Упражнение «Осенью». (Координация речи с движением. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимая колени.)
Пригласить детей выйти на ковер, предложиь им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держат руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге
Поднимай повыше ноги. Идут по кругу, высоко поднимая колени.
6. Игра с мячом «Что делает?» (Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)
Взять мяч и пригласить детей выйти на ковер.
Логопед: продолжаем говорить о том, что бывает осенью. Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает предмет или объект, который я назвала. Постарайтесь подобрать по несколько слов, отвечающих на вопросы «Что делает? Что делают?»
Например: Дождь (идет, льет и т.д.)
7. «Повторим и поиграем». (Совершенствование навыков звукового анализа и чтения слов.)
Раздать детям буквари, раскрытые на стр. 30.
Логопед: посмотрите на картинки. Какие картинки вы видите? (трактор, мак, кот, пушка, нож.)
Определите первый звук в каждом из этих слов. Подумайте и вспомните, как называются звуки, с которых начинаются эти слова. Что вы знаете о согласных звуках?
8. Упражнение «Листья в луже». (Развитие силы и длительности выдоха.)
Раздать детям по несколько березовых желтых листьев. Дети становятся возле стола и кладут листья на ладонь, чтобы листики были на уровне губ.
Логопед: превратимся в ветер, подуем на листочки. Будете делать вдох и дуть по моей команде. Помните, что надувать щеки нельзя, нужно дуть, вытянув губы трубочкой.
Дети по команде дуют на листочки. Упражнение выполняют не более четырех-пяти раз.
9. Упражнение «Собери картинку». (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.)
Раздать конверты с целыми и разрезными сюжетными картинками. Картинки разрезаны на четыре-шесть частей, использованы все виды разрезов.
Логопед: достаньте из конвертов целые картинки, рассмотрите их.
Дети достают и рассматривают картинки.
Логопед: теперь достаньте из конвертов части картинки и соберите из них такую же картинку, как у вас уже есть.
Дети собирают картинки. После того, как все справятся с заданием, дать 3 минуты, чтобы дети смогли составить описание своей картинки. Оказывать им помощь, если она необходима, и оценивать их работу.
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Помочь детям рассказать о том, что они делали на занятии. Дети оценивают работу друг друга и выбирают лучший рассказ.
|