Главная страница

Педагогическая работа по формированию пальцевого праксиса у дошкольников. Составитель: Романова Т. Е., логопед


Скачать 84.39 Kb.
Название Педагогическая работа по формированию пальцевого праксиса у дошкольников. Составитель: Романова Т. Е., логопед
Романова Т.Е
Дата 23.03.2016
Размер 84.39 Kb.
Тип Документы

Педагогическая работа по формированию пальцевого праксиса у дошкольников.

Составитель: Романова Т.Е., логопед

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекались в движение больше пальцев и чтобы движения были энергичными.

Занятия по развитию мелкой моторики иногда даже включены в сетку занятий в садах с логопедической специализацией, но практики часто с огорчением замечают, что эффект тренировки тонкой моторики не столь уж велик, а некоторые психологи и врачи убежденно заявляют, что основной результат этих занятий – увеличение тонуса пальцев, который итак повышен у многих детей. Что дает основание для такого мнения? Привычный набор занятий по развитию мелкой моторики это, конечно же, лепка, плетение, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Ест ли ребенок, рисует ли, жестикулирует ли – работают большой, указательный и средний пальцы. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки. Два последних пальца – мизинец и безымянный – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Оставляя безымянный палец и мизинец без внимания, не используя их в упражнениях, более чем на треть снижается эффективность занятий. Это особенно значимо для детей 2-2,5 лет, так как маленькие дети даже при стандартных упражнениях используют все пять пальцев.

В привычном наборе занятий по развитию тонкой моторики в основном используются движения сжатия, лишь изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. Этот “перекос” и может приводить к повышению тонуса пальцев ребенка. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих – и сжатия, и растяжения, и расслабления.

Существуют упражнения, связанные с развитием пальцев рук детей всех возрастных групп, начиная с ясельной. Для повышения интереса детей к занятиям используются перчатки. На перчатках нанесены разные штрихи – глазки-пуговки и пр. Начали с простых упражнений, типа “Мальчик-пальчик, где ты был?”. Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца к каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В начале пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряженные.

Сначала дается установка: “Эта команда – белочки, а эта команда – зайчики”, - говорит логопед, показывая левую и правую руки. “Это капитан белочек, а это капитан зайчиков”, - показываются большие пальцы. Каждый палец “здоровается” со своей командой (прикасания большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнение делать сначала только с белочками, затем с зайчиками. Через несколько дней обе руки одновременно выполняют эти упражнения.

Дети любят упражнение “Котенок”. Котенок маленький, озорной, пушистый, точит когти. Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев. Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком прижатом положении “бегают”, большой палец обязательно участвует. Это котенок точит когти. Котенок выпустил когти (пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) и начал царапаться (пальцы быстро бегают в этом напряженном полусогнутом виде). Котенок сначала прячет когти, но затем вновь начинает их точить и т.д. Упражнение выполняется одновременно обеими руками.

Для тренировки большого пальца руки придумано упражнение “Скакалка”. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаются круговые движения большим пальцем (крутить скакалку сначала в одну сторону, потом в другую). Одновременно произносится песенка “Скакалка”:

Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу, обскачу
Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
Да на правой ножке.

“Скакалка” - это трудное упражнение. Круговые движения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, затем в другую.

Игра “Строим дом”. Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоток. В течение всего стиха (или песенки) молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым). Логопед читает стихи:

Целый день тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом.
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.

Показывают готовые дома (руки, сжатые в кулаки) для девочек-белочек и мальчиков – зайчиков.

Затем логопед хвалит домики, построенные детьми:

Этот дом для Светы,
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша,
Мальчик он хороший.
В доме этом Маша,
Солнышко ты наше.
Этот – для Марата,
Будет дом богатым…

С помощью специальных движений пальцев, можно показывать небольшие сказки, такие, как: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Лиса, заяц и петух”, “Три медведя”, “Сказка о глупом мышонке”. Предлагаются описания некоторых движений пальцев для героев этих сказок.

“Мышка”. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держатся на весу, не прижимаясь к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

“Курочка”. Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

“Собака”. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

“Кошка”. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.



Тренировке тонких движений пальцев рук можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатель, и родители.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие пальцы не делают в повседневной жизни.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Детям же, страдающим эпилепсией, упражнения повышенной сложности для пальцев рук давать не рекомендуется.

Для получения максимального “коэффициента полезного действия” упражнения должны быть построены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или командами водящего. Игр без слов совсем немного, чаще всего это забавы для подростков – тайные языки жестов или “пальцевые головоломки”, требующие максимального сосредоточения.

Эпизодическая роль по развитию пальцевого праксиса не может дать заметного положительного эффекта. Возникает необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной. Оптимальным является использование в этих целях физкультминуток на занятиях с детьми. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятий, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Традиционные физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Их речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Необходимо:

  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

  • сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;

  • повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Длительность физкультминутки в одном занятии составляет 2-3 минуты. Общая сумма времени для развития пальцевой моторики составляет для каждого ребенка 6-9 минут в день.

Текст избирается такой, чтобы в одной физпаузе содержалось большое количество разнообразных пальцевых движений, и они сочетались бы с произносимыми стихами. У большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений замедленный.

Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизировать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулирует запоминание. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физминутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Такой подход позволяет следующее:

  • регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

  • совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

  • облегчить усвоение навыков письма будущими школьниками.

Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, - это предметно-развивающая среда. В речевой группе на свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:

  • мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы – вязанные и набитые пастмассовыми пульками);

  • пробки от пластиковых бутылок: для игр на запоминание названий цветов, как “башмачки” для пальцев, для нанизывания бус;

  • веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и уже с завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;

  • кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

  • щетки для волос, иппликаторы Кузнецова, коврики типа “травка” - для массажа и самомассажа ладоней;

  • клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон;

  • кастаньеты для отстукивания ритмов;

  • шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами;

  • игрушки из “киндер-сюрпризов” для вытаскивания из сухих бассейнов;

  • “Сухие бассейны” - емкости, наполненные горохом или фасолью, для самомассажа кистей;

  • грецкие орехи – для самомассажа кистей, игры типа “китайских шариков” и др.

Помимо коррекции речи, перед логопедами стоит задача и подготовки к письму. Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации пальцевой моторики. Предлагаются такие виды работ, как раскраски с различными заданиями:

  • раскраски по лексическим темам;

  • раскраски с кодированием цвета (дается рисунок, разделенный на части линиями, в каждой части стоит значок, обозначающий, каким цветом ее раскрашивать);

  • раскраски с дорисовыванием (часть контура нарисована, а часть сделана пунктиром или точками);

  • дорисовывание части на рисунке с зеркальным образцом;

  • штриховки (предлагаются детям подготовительной группы; это могут быть штриховки горизонтальные, вертикальные, наклонные).

Задания по подготовке руки к письму могут быть самыми разнообразными. Главное, чтобы у ребенка был интерес и желание, тогда эффективность от занятий будет выше.

Использованная литература:

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи//Дошкольное воспитание. – 1990. - №8. – с.62-65.

  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М.: Аст Астрель, 2003.

  3. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. –М.: Гном и Д, 2005.