|
Составили и провели воспитатели: Тищенко Л. А., Никифорова Т. М
Праздник Масленица
Составили и провели воспитатели: Тищенко Л. А., Никифорова Т.М.
Всем хорошо известна Масленица с ее языческими обрядами, в первую очередь со сжиганием чучела Масленицы. Но, на наш взгляд, этот языческое действо оказывает негативное влияние на детей и наносит травму неокрепшей детской психике, так как чучело Масленицы (обычно очень красивое и привлекательное) совершенно немотивированно и жестоко уничтожается. Православный смысл масленичной недели – расставание со скоромной пищей и грехами, вхождение в Великий Пост. Поэтому мы стараемся объяснить детям, что такое Прощеное Воскресение, помочь им осознать неправильные стороны их поведения, раскаяться в своих поступках и попросить прощения.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Интеграция с другими образовательными областями:
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
ВЫХОДЯТ 2 РЕБЕНКА:
РЕБЕНОК: На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.
Ребенок:
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались-
Без общенья жизни нет.
Ребенок: Отдых- это не безделки-
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
ВЕДУЩАЯ 1:
Собирайтесь, гости дорогие,
Старые и молодые,
Весь люд честной.
На пир квасной.
С песнями да плясками,
Частушками да сказками.
ВЕДУЩАЯ 2:
С блинчиками подовыми,
Оладушками медовыми,
Да с русским квасом,
Да с переплясом.
дети входят ТАНЕЦ «Масленица»
Ведущий 1:
Как при сказочном царе, да при горохе
Шли веселою гурьбою скоморохи,
Веселиться и плясать, весь народ потешать.
Что вы гости здесь сидите, аль гулять вы не хотите.
Засиделись уж с утра, веселиться уж пора!
Ведущий 2
Вместе будем мы гулять, масленицу провожать.
И тихони и проказники будут все у нас на празднике,
Будет чай у нас горячий, будет блин да калач,
Будут игры и смех, будет пляска для всех.
ТАНЕЦ старшая группа.
Ведущий: Сколько гостей собралось в нашем дому! Какие все красивые да нарядные. А что мы собрались праздновать?
Дети: Масленицу!
Ведущий: А что же такое Масленица?
ДЕТИ: Это неделя перед Великим Постом, время гуляний, веселья, игр, угощений богатых.
Ведущий: Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.
РЕБЕНОК: Собирайся народ!
В гости Масленица ждет
Мы зовем к себе тех
Кто любит веселье и смех.
Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!
ВЕДУЩИЙ 2:
Есть таланты на Дону,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет-
Знать не все потеряно .
ПЕСНЯ « ВОШЛА В ИЗБУ ДЕВИЦА»
Ведущая: А вы, ребята, знаете заклички о Масленице? Ну–ка, послушаем.
РЕБЕНОК:
Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
РЕБЕНОК:
А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
РЕБЕНОК: Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
Песня
ВЕДУЩИЙ:
Чем мы будем на Масленицу гостей угощать?
Дети:
Испекли пшеничные.
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать.
Пироги пшеничные?
2. Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
3. Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся .
Ведущий2:
Чудесное угощение мы собрали на стол. Надо бы и гостей чудесных позвать. А знаете ли вы, что за горами, за лесами, за широкими долами живет добрая бабушка Матрена Семеновна? Знает она много игр, загадок, хороводов, а уж блины печь какая мастерица! Давайте позовем ее к нам в гости.
Дети: Давайте, давайте.
Ведущий1:
Как же нам ее позвать? Вот мы испечем большой блин и отправим его за Матреной Семеновной. Раз, два, три, начинаем печь блины
ПЕСНЯ «РАЗРУМЯНЫМИ БЛИНАМИ…»
Ведущий достает обруч, обтянутый желтой гофрированной бумагой. Это блин.
Ведущий1:
Какой большой красивый блинок у нас получился! Отправляем его за Матреной Семеновной.
Ты катись, катись, блинок,
В раскрасивый теремок,
На крылечко расписное,
На оконце золотое.
А кто в тереме живет,
Пусть на праздник к нам придет.
Ведущий2:
А чтобы блинок с пути не сбился, ему помочь надо.
Эх, широка казачья душа!
И где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки
И играли от души!
Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «А я млада»
Выкатывают блин за дверь, слышен звон колокольчиков, в зал входит Матрена Семеновна.
М.С.:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая.
На саночках расписных,
На лошадках вороных.
Едет к нам она с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, с пирогами
Да с оладьями.
Здравствуйте, детки дорогие! Как я рада всех видеть! Будем Масленицу весело праздновать?
Дети: Да, будем!
М.С.: Так давайте с вами сначала песню споем, масленицу позовем
ПЕСНЯ «А МЫ МАСЛЕНИЦУ ДОЖИДАЛИСЬ…»
Вдруг в зал вбегает Коза.
Коза: Это же надо! Какое безобразие! Они тут с сырной горы катаются, а про меня забыли! Как за молоком приходить – так пожалуйста, а как на праздник взять – так нет!
М.С.: Это, ребятки, моя коза. Она хоть и сердитая, да молочко дает вкусное. А ты, Коза, погоди ругаться, на тебя ребята смотрят. Мы очень рады, что ты пришла. Не сердись, а лучше с ребятами поиграй.
Коза: Хорошо. Я буду песенку петь и движения вам показывать, а вы за мной повторяйте.
Как по улице воробышек гуляет –
Вот так он гуляет, он гуляет.
Как он с камешка на камешек порхает –
Вот так он порхает, он порхает.
Вот устал воробей, утомился –
Вот так утомился, утомился.
Как на камешек воробышек садился –
Вот так он садился, он садился.
Да как стал воробей засыпати –
Вот так засыпати, засыпати.
Да как стал он крыла поднимати –
Вот так поднимати, поднимати.
Он другому воробью поклонился –
Вот так поклонился, поклонился.
Как плясать наш воробышек пустился –
Вот так он пустился, он пустился.
Звучит русская плясовая мелодия, все танцуют. В зале появляется Медведь.
Медведь: Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?
Ведущий1: Прости, Мишенька. У нас с ребятами масленичные гулянья.
Медведь: Масленичные? Значит у вас и масло есть? И сыр? И блины?
Дети: Есть! Есть!
Медведь: А меня накормите?
Дети: Накормим!
М.С.: Мы тебе, Медведь, сейчас испечем и пирожки, и блиночки.
Дети становятся вокруг Медведя и поют ему песенку, делая руками движения, как будто лепят пирожки. На последних словах руки поднимаются вверх.(Средняя группа)
Тушки, тутушки,
Испечем ватрушки,
Лапти – лапоточки,
Испечем блиночки,
А пшеничный пирожок
На сметане замешен
И высо-о-о-ко подошел.
Медведь (делая вид, что пробует у детей пирожки): Вот это пирожки! Дайте-ка этот попробую. А теперь - этот. Хорошие пирожки!
М.С.: Поел, Мишка?
Медведь: Поел.
М.С.: А теперь что будешь делать?
Медведь: Спать лягу.
М.С.: А потом? Когда проснешься?
Медведь: Опять буду есть. Правда, хорошо, ребята? Поел – поспал, поспал – поел, что еще нужно?
Коза: Смотрите, какой смешной Медведь! Ничего не умеет, только есть да спать.
Медведь (обиделся): Почему это я ничего не умею. Я могу поиграть с ребятами.
ИГРА «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ» (старшая группа)
Ребята становятся в линию, Медведь отворачивается от них и делает вид, что спит. Ребята потихоньку подходят к нему, приговаривая:
У Медведя во бору
Грибы – ягоды беру.
Найду грибок,
Положу в кузовок.
А Медведю лохматому –
Листа гнилого,
Моху сухого.
Медведь неожиданно поворачивается и говорит: Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает?
Дети должны присесть на корточки и затаится. Медведь опять отворачивается. Дети снова подходят к нему, если кто-то не успел присесть, Медведь его забирает к себе. Если Медведь никого не смог забрать, в конце игры он говорит: Нету никого
Возле дома моего,
Пойду опять
На печке спать.
Игра заканчивается. Если позволяет помещение, Медведь может «заметить» детей и побегать за ними. К концу игры Коза начинает завидовать, сначала она пытается помешать Медведю, а потом начинает топать ногами и возмущаться.
Коза: Ах, так! Я сейчас тебя, Медведь, забодаю! Я так хорошо с ребятами играла, а ты пришел, съел наши пирожки, еще и поймать детей хочешь. Уходи!
Медведь: Это ты уходи! А то выдеру тебя, как сидорову козу. Я лучше умею играть с ребятами.
Коза: Нет, я!
Медведь: Нет, я!
Они спорят и чуть ли не дерутся друг с другом. Потом решают обратиться за помощью к ребятам.
Коза: Кто за меня? Кричите громче и топайте ногами!
Медведь: Кто за меня? Кричите и топайте!
М.С.: Стоп, стоп, стоп! Что это за безобразие вы тут устроили?
Ведущий2 : Коза, Медведь! Как вам не стыдно. Сами ругаетесь и ребят этому учите.
Медведь: А как же нам узнать, кто лучше?
М.С.: Давайте-ка мы будем загадки отгадывать. Кто все загадки отгадает, тот и победил.
Все: Давайте.
Матрена Семеновна загадывает загадки. Коза и Медведь ответы дают неверные, а дети отгадывают все правильно.
М.С.:
1. Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто.)
2. Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ешь да пей,
Да гостям налей
И коту не пожалей.
(Молоко.) 3. Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим …
(Сыр.)
4. Захотели мы поесть,
Напечем их горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы …
(Блины.)
5. Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка.
Может разбиться,
А может свариться.
(Яйцо.) 6. Растопили мы снежок,
Показался там лужок,
Лес проснулся ото сна,
Это к нам пришла …
(Весна.)
Ведущий: Какие ребята молодцы! Все загадки отгадали.
Коза: Прости меня, Мишенька, что я с тобою ссорилась (кланяется Медведю).
Медведь: Прости меня, Коза, что я на тебя сердился (кланяется Козе).
Коза и Медведь: Простите нас, ребята, что мы вас учили кричать, топать ногами, привлекали к нашей ссоре.
М.С.: Простим Козу и Медведя?
К оза: Ах, как хорошо стало на душе!
ВЕДУЩИЙ: Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.
Ведущая 2 :
Чтоб потешить вашу душу
И в душе оставить след,
Предлагаю спеть частушки,
Лучше этих песен нет.
А вы миша и козочка подпевайте нам.
ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:
(подготовительная группа)
1. Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!
2.Шире круг, шире круг
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идёт четыре.
3. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
4.А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печи башмаком,
Думала- подружки.
5.По деревне я шла
И Ванюшку видела-
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
6. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
7. Сидит ёжик на берёзе-
Белая рубашечка.
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
8. Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
9. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали.
Медведь: Петь то вы мастаки, а плясать умеете?
Ведущий 1:
На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.
Обойди хоть всю планету,
Лучше казачьей пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!
Исполняется пляска « Гармонист Тимошка»
(подготовительная группа)
ВЕДУЩАЯ 1:
В небе будто от побелки
Засветился млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
ВЕДУЩАЯ 2:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!
Медведь: Матрена Семеновна, а пока еще Масленица идет, можно я детишек и гостей сладеньким угощу?
М.С.: Конечно, можно! И у меня полна корзина подарков да угощений! Милости прошу! А вот и блиночки подоспели.
РЕБЕНОК: Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинками наедаемся
РЕБЕНОК:
Как на масленой неделе,
Из печи блины летели
Масленица, угощай,
Всем блиночков подавай
(выносят поднос с блинами).
РЕБЕНОК: С пылу, с жару разбирайте.
Похвалить не забывайте,
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи.
Матрена Семеновна дарит детям подарки. Потом она, Коза и Медведь прощаются со всеми и уходят. Ведущий приглашает детей и гостей к столу.
ПОД ПЕСНЮ «ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА»
|
|
|