|
Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи
Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи
Одним из основных направлений процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями является их социальная адаптация. Необходимо не только преодолеть их речевое недоразвитие, но и подготовить детей к школе, сформировав умения и навыки, которые позволят ребенку активно участвовать в процессе обучения.
Важным условием успешности школьного обучения является умение активно вступать в речевое взаимодействие и инициативно высказываться в ходе общения. Данные виды коммуникативных умений позволяют получать информацию и налаживать отношения с окружающими. В работах таких известных авторов, как: О. Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, О.С. Павлова, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, Л.М. Чудинова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др. отмечается характерное для ОНР нарушение коммуникативного акта и доказана необходимость специальной работы по формированию коммуникативной способности. А одним из аспектов коммуникативной способности детей являются вопросительные высказывания. На современном этапе развития научной мысли вопросительные высказывания рассматриваются как стимул общения, начало и продолжение мышления, а также навык речевой культуры (Виноградов И.А., Чалов Н.М.).
Обследовав детей своей группы, я заметила, что дети не только не умеют задавать вопросы, но и не понимают само слово «вопрос». Поэтому целью моей работы по самообразованию я поставила: формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Первым этапом моей работы было: обучение умению отвечать на вопросы. По своему характеру и по сложности ответов выделяются три вида вопросов. 1. Репродуктивные (т.е. констатирующие). Это вопросы наиболее лёгкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями: кто? что? что это? кто это? что делает? Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные: Кто это?
- Мальчик. Что это? - Мячик. Что делает? - Спит. Постепенно вопросы усложнялись. Поначалу я детям помогала начинать ответ с последнего слова вопроса, тем самым осуществлялся переход к двухсловным предложениям. Модель отрабатывалась по образцу: - Кто это? - Это мальчик. -Кто это?
- Это девочка. Что это? - Это мячик. Что делает кот? - Кот спит.
2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений ( вначале с прямыми дополнениями без предлога, затем с косвенными как с предлогом, так и без предлога).
Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?
Продолжалась отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой; а так же требует от логопеда грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопроса . В данной ситуации из 2-х вариантов: 1)Где спит кот? 2) Где кот спит? предпочтительнее первый вариант, подсказывающий ответ: Где спит кот? - Кот спит на диване.
3.Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями:
почему? зачем?
Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное - по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложно-подчинённые предложения с придаточными причины или цели, предполагающие чёткое грамматическое оформление и использование более абстрактной лексики.
В обучении ответам на проблемные вопросы ещё большую роль играет помощь педагога как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
Приоритетность того или иного вида вопросов (репродуктивных, поисковых, проблемных) и ответов ( однословных, двухсловных, многословных, простых, сложных предложений) очевидна, но только в период первоначального овладения навыками диалогической речи.
Постепенно, как и в обычной речевой практике людей, на занятиях, в повседневной жизни и деятельности детей используются все виды вопросов и различные по структуре ответы, имеющие разное назначение в дальнейшем развитии связной речи и логического мышления детей:
- репродуктивные вопросы ( и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти);
- поисковые, кроме выше сказанного, развивают наблюдательность и внимание;
- проблемные, помогают устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединяют их в связный контекст.
Умение ставить вопрос вырабатывается довольно медленно. Необходима дополнительная и кропотливая работа и неукоснительное соблюдение двух взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов: 1) постепенное уменьшение помощи логопеда и возрастание самостоятельности детей;
2) последовательное усложнение дидактического материала (картинного и вербального).
Последовательность формирования умения постановки вопросов.
Формирование умения постановки вопросов я начала с обучения
1.постановке вопросов: Кто? Что? ( Кто это? Что это?)
а) по данному логопедом образцу:
у меня - две предметные картинки с изображением одушевлённого и неодушевлённого предмета и по одной картинке у каждого ребёнка,
Я, показывая картинку детям, даю образец вопроса: кто это? или что это?
Затем предлагаю детям по очереди, показывая свою картинку, задавать мне вопрос по образцу;
б)закрепляется данный вид вопросов без образца на последующих логопедических и воспитательских занятиях, индивидуальных и подгрупповых, в игровой и бытовой деятельности детей в детском саду и дома по моему заданию с различными предметами и предметными картинками.
2. Постановка вопроса: что делает?:
а) по демонстрации действия, которое выполняет логопед, воспитатель или заранее подготовленный ребенок, по образцу;
б) по элементарной 1-фигурной сюжетной картинке, изображающей предмет и действие, также по образцу: я подбираю несколько групп картинок:
I утка летит II девочка сидит III мальчик стоит
утка стоит девочка плачет мальчик бежит
утка плавает девочка смеётся мальчик прыгает
затем выставляю на доске I группу картинок, даю образец вопроса к одной картинке из I группы: Что делает утка? и предлагаю детям поставить коллективно вопросы к двум оставшимся картинкам из I группы («утка стоит», «утка плавает»); далее каждый ребенок выбирает себе по одной картинке и самостоятельно по аналогии задает вопрос к индивидуальной картинке;
в) закрепление данного вопроса (что делает...?) проводится с образцом и без образца как по картинкам, так и по демонстрации действий, во время игровой, бытовой, трудовой деятельности, в раздевалке, на прогулке и т.д.
3. Постановка серии репродуктивных вопросов к парным 1-фигурным сюжетным картинкам, подобранным по принципу противопоставления действий.
Примеры таких пар:
Утка летит. – Лебедь плавает.
Мальчик стоит. – Девочка бежит.
Мальчик смеётся. – Девочка плачет.
После рассматривания пары картинок («Утка летит» - «Лебедь плавает»), я, указывая на картинку «Утка летит», даю образец вопросов к ней:
Кто это? Кто летит? Что делает утка?
Ко второй картинке из этой пары («Лебедь плавает») дети по данному выше образцу сами задают вопросы: Кто это? Кто плавает? Что делает лебедь?
Далее две картинки из пары сопоставляются, что дает возможность усложнения вопросов, трансформации их по типу сопоставления по образцу:
Кто летит, а кто плавает?
Что делает утка и что делает лебедь?
По данной модели проводится работа с каждой последующей парой.
4.Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложненных сюжетных картинок (предмет — действие - объект) с одним изменяющимся предметом:
мальчик катает машину;
мальчик ловит мяч;
мальчик держит машину;
мальчик держит мяч;
девочка держит мяч.
а)Рассматривается первая и вторая картинки, называются действия мальчика на них с установкой на запоминание. Картинки переворачиваются. Детям
предлагается вспомнить действия мальчика на каждой картинке и спросить о них у логопеда или товарищей;
Что делает мальчик? (первая картинка) - Мальчик катает машину.
Что делает мальчик? (вторая картинка) - Мальчик ловит мяч.
б)Рассматривается третья и четвертая картинки. Я закрываю машину и мяч (они «убежали») и прошу поставить вопрос так, чтобы у мальчика вновь
появились «убежавшие» машина и мяч:
Что держит мальчик? (третья картинка) - Мальчик держит машину.
Что держит мальчик? (четвертая картинка) - Мальчик держит мяч.
в) После рассматривания четвертой и пятой картинок закрывается мальчик и девочка (остается рука с мячом), логопед закрывает глаза, дети перемещают картинки, затем спрашивают у логопеда, указывая по очереди на картинки, кто держит мяч.
В случае затруднений детей дается образец вопроса или подсказка в виде слова, несущего основной смысл вопроса.
Г )В заключение проводится перекрестный экспресс -опрос - дети припоминают и задают вопросы ко всей группе картинок в форме соревнования «Кто боль-
ше задаст вопросов».
5. Аналогично проводим работу по постановке репродуктивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке:
несколько субъектов - несколько действий - несколько объектов (Например, «Зимние забавы» ). В данном случае увеличивается количество репродуктивных вопросов и появляется возможность постановки поискового вопроса сколько?
6. При усложнении сюжетных картинок элементами пейзажа или обстановки к репродуктивным вопросам, которые дети уже могут задавать более-менее самостоятельно, добавляются вопросы поискового характера (где? куда? откуда? как? какой? сколько?), которые формулируются детьми
с помощью подсказки логопеда (ключевого слова или указания на направленность вопроса).
Например 1. К сюжетной картинке «Кошка спит на диване» после репродуктивных вопросов детей (Кто спит на диване? Что делает кошка?) следует предложить детям спросить о месте нахождения кошки (Где спит кошка?). Вопрос, где кошка спит? затрудняет ответ.
Пример 2. К сюжетной картинке «Мальчик ловит рыбу» дети по той же схеме сначала задают репродуктивные вопросы (Кто ловит рыбу? Что делает мальчик? Что ловит мальчик?), затем логопед просит определить, но не называть вслух, время года и часть суток на картинке, а затем спросить об этом логопеда или товарищей (Когда ловит рыбу мальчик?).
7. Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы, их заменяющие.
Прослушав предложение (например: Кошка ловит мышку), дети называют
предметы (кошка, мышка) и действие (ловит) в этом предложении.
Логопед предъявляет предметные картинки (кошка, мышка) или символы
заменители картинок и схематическое изображение действия (карточку с двумя полосками или линиями) и выставляет на доске модель предложения:
кошка = мышка
(картинка) (ловит) (картинка)
Далее следует коллективное «чтение» предложения по выставленным карточкам (по модели).
Затем карточки переворачиваются: они «убежали». И «вернутся» они только тогда, когда дети зададут к каждой карточке такой вопрос, в ответе на который
называется только одна «убежавшая карточка» - одно слово.
Кто ловит мышку? - Кошка (открывается картинка). Кого ловит кошка? - Мышку (открывается картинка). Что делает кошка? - Ловит (открывается карточка).
Заканчивается работа повторным «чтением» предложения по наглядной модели или схеме предложения.
8. Работа по постановке вопросов к трем предложениям, связанным контекстом, проводится аналогично сначала с первым, затем вторым и третьим предложением.
Кот спит на диване.
Мышка выглянула из норки.
Кот поймал мышку.
После составления «схем» предложений, чтения их по схемам, постановки вопросов к каждому слову всех трех предложений и повторного чтения, «схемы» убираются.
Детям предлагается вспомнить по порядку все три предложения, с которыми работали.
Это является уже плавным переходом к элементарному пересказу, с одной стороны, с другой, своеобразным тренировочным упражнением, развивающим словесно-логическую память.
Вся выше описанная работа учит детей умению отвечать на поставленные вопросы, а так же задавать вопросы другому лицу, таким образом, помогает им овладеть диалогической речью, т.е. научиться вести беседу друг с другом.
А это и развивает коммуникативные способности детей.
|
|
|