Главная страница

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи


Скачать 108.33 Kb.
Название Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи
Дата 07.03.2016
Размер 108.33 Kb.
Тип Документы

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи

Одним из основных направлений процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями является их социальная адаптация. Необходимо не только преодолеть их речевое недоразвитие, но и подготовить детей к школе, сформировав умения и навыки, которые позволят ребенку активно участвовать в процессе обучения.
Важным условием успешности школьного обучения является умение активно вступать в речевое взаимодействие и инициативно высказываться в ходе общения. Данные виды коммуникативных умений позволяют получать информацию и налаживать отношения с окружающими. В работах таких известных авторов, как: О. Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, О.С. Павлова, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, Л.М. Чудинова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др. отмечается характерное для ОНР нарушение коммуникативного акта и доказана необходимость специальной работы по формированию коммуникативной способности. А одним из аспектов коммуникативной способности детей являются вопросительные высказывания. На современном этапе развития научной мысли вопросительные высказывания рассматриваются как стимул общения, начало и продолжение мышления, а также навык речевой культуры (Виноградов И.А., Чалов Н.М.).

Обследовав детей своей группы, я заметила, что дети не только не умеют задавать вопросы, но и не понимают само слово «вопрос». Поэтому целью моей работы по самообразованию я поставила: формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Первым этапом моей работы было: обучение умению отвечать на вопросы. По своему характеру и по сложности ответов выделяются три вида вопросов. 1. Репродуктивные (т.е. констатирующие). Это вопросы наиболее лёгкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями: кто? что? что это? кто это? что делает? Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные: Кто это?

- Мальчик. Что это? - Мячик. Что делает? - Спит. Постепенно вопросы усложнялись. Поначалу я детям помогала начинать ответ с последнего слова вопроса, тем самым осуществлялся переход к двухсловным предложениям. Модель отрабатывалась по образцу: - Кто это? - Это мальчик. -Кто это?

- Это девочка. Что это? - Это мячик. Что делает кот? - Кот спит.

2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений ( вначале с прямыми дополнениями без предлога, затем с косвенными как с предлогом, так и без предлога).

Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?

Продолжалась отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой; а так же требует от логопеда грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопроса . В данной ситуации из 2-х вариантов: 1)Где спит кот? 2) Где кот спит? предпочтительнее первый вариант, подсказывающий ответ: Где спит кот? - Кот спит на диване.

3.Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями:

почему? зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное - по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложно-подчинённые предложения с придаточными причины или цели, предполагающие чёткое грамматическое оформление и использование более абстрактной лексики.

В обучении ответам на проблемные вопросы ещё большую роль играет помощь педагога как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Приоритетность того или иного вида вопросов (репродуктивных, поисковых, проблемных) и ответов ( однословных, двухсловных, многословных, простых, сложных предложений) очевидна, но только в период первоначального овладения навыками диалогической речи.

Постепенно, как и в обычной речевой практике людей, на занятиях, в повседневной жизни и деятельности детей используются все виды вопросов и различные по структуре ответы, имеющие разное назначение в дальнейшем развитии связной речи и логического мышления детей:

- репродуктивные вопросы ( и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти);

- поисковые, кроме выше сказанного, развивают наблюдательность и внимание;

- проблемные, помогают устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединяют их в связный контекст.

Умение ставить вопрос вырабатывается довольно медленно. Необходима дополнительная и кропотливая работа и неукоснительное соблюдение двух взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов: 1) постепенное уменьшение помощи логопеда и возрастание самостоятельности детей;

2) последовательное усложнение дидактического материала (картинного и вербального).

Последовательность формирования умения постановки вопросов.
Формирование умения постановки вопросов я начала с обучения

1.постановке вопросов: Кто? Что? ( Кто это? Что это?)

а) по данному логопедом образцу:

у меня - две предметные картинки с изображением одушевлённого и неодушевлённого предмета и по одной картинке у каждого ребёнка,

Я, показывая картинку детям, даю образец вопроса: кто это? или что это?

Затем предлагаю детям по очереди, показывая свою картинку, задавать мне вопрос по образцу;

б)закрепляется данный вид вопросов без образца на последующих логопедических и воспитательских занятиях, индивидуальных и подгрупповых, в игровой и бытовой деятельности детей в детском саду и дома по моему заданию с различными предметами и предметными картинками.

2. Постановка вопроса: что делает?:

а) по демонстрации действия, которое выполняет логопед, воспитатель или заранее подготовленный ребенок, по образцу;

б) по элементарной 1-фигурной сюжетной картинке, изображающей предмет и действие, также по образцу:
я подбираю несколько групп картинок:

I утка летит II девочка сидит III мальчик стоит

утка стоит девочка плачет мальчик бежит

утка плавает девочка смеётся мальчик прыгает

затем выставляю на доске I группу картинок, даю образец вопроса к одной кар­тинке из I группы: Что делает утка? и предлагаю детям поставить коллективно вопросы к двум остав­шимся картинкам из I группы («утка стоит», «утка плавает»); далее каждый ребенок выбирает себе по одной картинке и самостоятельно по анало­гии задает вопрос к индивидуальной картинке;

в) закрепление данного вопроса (что делает...?) проводится с образцом и без образца как по картинкам, так и по демонстрации действий, во время игровой, бытовой, трудовой деятельности, в раздевалке, на прогулке и т.д.
3. Постановка серии репродуктивных вопросов к парным 1-фигурным сюжетным картинкам, подобранным по принципу противопоставления действий.

Примеры таких пар:

Утка летит. – Лебедь плавает.

Мальчик стоит. – Девочка бежит.

Мальчик смеётся. – Девочка плачет.

После рассматривания пары картинок («Утка летит» - «Лебедь плавает»), я, указывая на картинку «Утка летит», даю образец вопросов к ней:

Кто это? Кто летит? Что делает утка?

Ко второй картинке из этой пары («Лебедь плавает») дети по данному выше образцу сами задают вопросы: Кто это? Кто плавает? Что делает лебедь?

Далее две картинки из пары сопоставляются, что дает возможность усложнения вопросов, трансформации их по типу сопоставления по образцу:

Кто летит, а кто плавает?

Что делает утка и что делает лебедь?

По данной модели проводится работа с каждой последу­ющей парой.
4.Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложненных сюжетных картинок (предмет — дей­ствие - объект) с одним изменяющимся предметом:

  1. мальчик катает машину;

  2. мальчик ловит мяч;

  3. мальчик держит машину;

  4. мальчик держит мяч;

  5. девочка держит мяч.

а)Рассматривается первая и вторая картинки, называются действия мальчика на них с установкой на запоминание. Картинки переворачиваются. Детям
предлагается вспомнить действия мальчика на каждой картинке и спросить о них у логопеда или товарищей;

Что делает мальчик? (первая картинка) - Мальчик катает машину.

Что делает мальчик? (вторая картинка) - Мальчик ловит мяч.
б)Рассматривается третья и четвертая картинки. Я закрываю машину и мяч (они «убежали») и прошу поставить вопрос так, чтобы у мальчика вновь
появились «убежавшие» машина и мяч:

Что держит мальчик? (третья картинка) - Мальчик держит машину.

Что держит мальчик? (четвертая картинка) - Мальчик держит мяч.
в) После рассматривания четвертой и пятой картинок закрывается мальчик и девочка (остается рука с мячом), логопед закрывает глаза, дети перемещают картинки, затем спрашивают у логопеда, указывая по очереди на картинки, кто держит мяч.

В случае затруднений детей дается образец вопроса или подсказка в виде слова, несущего основной смысл вопроса.

Г )В заключение проводится перекрестный экспресс -опрос - дети припоминают и задают вопросы ко всей группе картинок в форме соревнования «Кто боль-
ше задаст вопросов».

5. Аналогично проводим работу по постановке репродуктивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке:

несколько субъектов - несколько действий - несколько объектов (Например, «Зимние забавы» ). В данном случае увели­чивается количество репродуктивных вопросов и появляется возможность постановки поискового вопроса сколько?
6. При усложнении сюжетных картинок элементами пейзажа или обстановки к репродуктивным вопросам, которые дети уже могут задавать более-менее самостоятельно, добавляются вопросы поискового характера (где? куда? откуда? как? какой? сколько?), которые формулируются детьми
с помощью подсказки логопеда (ключевого слова или указания на направленность вопроса).
Например 1. К сюжетной картинке «Кошка спит на дива­не» после репродуктивных вопросов детей (Кто спит на диване? Что делает кошка?) следует предложить детям спросить о месте нахождения кошки (Где спит кошка?). Воп­рос, где кошка спит? зат­рудняет ответ.
Пример 2. К сюжетной картинке «Мальчик ловит рыбу» дети по той же схеме сначала задают репродуктивные вопросы (Кто ловит рыбу? Что делает мальчик? Что ловит мальчик?), затем логопед просит определить, но не назы­вать вслух, время года и часть суток на кар­тинке, а затем спросить об этом логопеда или товарищей (Когда ловит рыбу мальчик?).

7. Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы, их заменяющие.

Прослушав предложение (например: Кошка ловит мыш­ку), дети называют

предметы (кошка, мышка) и действие (ловит) в этом предложении.

Логопед предъявляет предметные картинки (кошка, мышка) или символы

заменители картинок и схематичес­кое изображение действия (карточку с двумя полосками или линиями) и выставляет на доске модель предложения:

кошка = мышка

(картинка) (ловит) (картинка)

Далее следует коллективное «чтение» предложения по выставленным карточкам (по модели).

Затем карточки переворачиваются: они «убежали». И «вернутся» они только тогда, когда дети зададут к каждой карточке такой вопрос, в ответе на который

называется толь­ко одна «убежавшая карточка» - одно слово.

Кто ловит мышку? - Кошка (открывается картинка). Кого ловит кошка? - Мышку (открывается картинка). Что делает кошка? - Ловит (открывается карточка).

Заканчивается работа повторным «чтением» предложе­ния по наглядной модели или схеме предложения.

8. Работа по постановке вопросов к трем предложени­ям, связанным контекстом, проводится аналогично сначала с первым, затем вторым и третьим предложением.

Кот спит на диване.

Мышка выглянула из норки.

Кот поймал мышку.
После составления «схем» предложений, чтения их по схемам, постановки вопросов к каждому слову всех трех предложений и повторного чтения, «схемы» убираются.

Детям предлагается вспомнить по порядку все три пред­ложения, с которыми работали.

Это является уже плавным переходом к элементарному пересказу, с одной стороны, с другой, своеобразным тренировочным упраж­нением, развивающим словесно-логическую память.

Вся выше описанная работа учит детей умению отвечать на поставленные вопросы, а так же задавать вопросы другому лицу, таким образом, помогает им овладеть диалогической речью, т.е. научиться вести беседу друг с другом.

А это и развивает коммуникативные способности детей.