|
Социализация детей 1-ой младшей группы
Казенное учреждение Урайский специализированный Дом ребёнка
Воспитатель : Прохорова О.М.- «Тематическое планирование-
На тему : «Социализация детей 1-ой младшей группы .»
Образовательная область «Социализация».
«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
● приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);
● формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Содержание программы социального развития детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на составление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям. Реализация программы осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста.
Блочно-тематический план 1-я младшая группа
Раздел «Человек среди людей»
|
Блок «Я человек: я – мальчик, я – девочка»
|
СЕНТЯБРЬ
|
Тема
|
Задачи развития
|
Формы организации образовательного процесса
|
Элементы предметной развивающей среды
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Человек среди людей
|
- Формировать первоначальные представления о себе как носителе видовой человеческой сущности (имя, специфика внешнего вида);
- Содействовать развитию первоначальных умений распознавать человека на картинках, иллюстрациях, фотографиях;
- Способствовать использованию информации в речевой, изобразительной коммуникативной деятельности
|
Познавательная деятельность:
- Игра – занятие на тему «Кто мы такие»,
- Рассматривание своего отражения в зеркале;
- Рассматривание фотографий, иллюстраций на тему «Найди свое место» (4, с.24)
|
Зеркала разной величины и формы
Тематический альбом
|
Речевая деятельность:
- Речевая игра «Ходит Ваня»
- Разучивание потешек с именами детей: «Уж, я Танюшке пирог испеку…»; «Наша Маша маленька…»
- Чтение литературных произведений: «Маша обедает» (С.Капутикян», «Федотка» (К.Чуковский)
|
Наглядный материал
Картотека потешек
Картотека художественных произведений
|
Музыкальная деятельность:
- Пение песен и попевок: «Кто нас крепко, любит» (Музыка и слова И.Арсеева), «Вот как мы умеем» (музыка Е.Тиличеевой, слова Н.Френкель»
|
Картотека песен и попевок
|
Игровая деятельность:
- Речевые дидактические игры: «Где мой пальчик» (Соконская Н.); «Расскажи о себе» (4-с.25); «Угадай, кого не стало?» (4.с.26); «Угадай, кто позвал?» (10. с.52)
- Подвижные игры: «Мы веселые ребята». (8)
|
Картотека речевых игр
|
ОКТЯБРЬ
|
Тема
|
Задачи развития
|
Формы организации образовательного процесса
|
Элементы предметной развивающей среды
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Мы такие разные
|
- Конкретизировать певоначальные представления о собственной принадлежности в соответствии с внешними признаками (одежда, прическа);
- Содействовать развитию первоначальных умений проявления заботы, внимания и отношению к людям разного возраста;
- Способствовать использованию информации в речевой, изобразительной коммуникативной деятельности
|
Познавательная деятельность:
- Занятие на тему «Мы- мальчики и девочки»;
- Рассматривание альбомов: «Одежда девочек и мальчиков», «Моя семья», игрушек (куклы: мальчик и девочка).
|
Тематические альбомы: «Мальчики», «Девочки», «Одежда мальчиков и девочек», «Моя семья».
|
Речевая деятельность:
- Чтение произведений художественной литературы: А.Барто, П.Барто «Девочка – рёвушка», «Спи младенец…» М.Лермонтов (из стихотворения «Казачья колыбельная»); «Все спят» (С.Капутикян)
- Разучивание потешек: «Ваня, Ваня – простота…», «Наша Маша»
|
Картотека произведений
|
Изобразительная деятельность:
- Рисование на тему «Украсим платок колечками, кружочками»;
- Аппликация «Машина для мальчиков»
|
Образцы платков
Настольно – печатный материал
|
Музыкальная деятельность:
- Слушание музыки: «Микита» (белорусская народная мелодия, обр. С.Полонского); «Юрочка» (белорусская народная плясовая мелодия, обр. Ан.Александрова).
|
Фонотека
|
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Одень Таню и Ваню», «Кому что нужно»;
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
|
Картотека игр
Сундук «Ряженья»
|
Раздел «Человек в культуре»
|
Блок «Русская традиционная культура»
|
НОЯБРЬ
|
Тема
|
Задачи развития
|
Формы организации образовательного процесса
|
Элементы предметной развивающей среды
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Домашние животные
|
- Формировать первоначальные представления о домашних животных и их детенышах (кошка, корова, собака, курица), об их значение в жизни человека
- стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании потешек, вождении хороводов;
- Способствовать проявлению полученных впечатлений в специально организованной деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной
|
Познавательная деятельность:
- Рассматривание картин: «Кошка с котятами», «Корова с теленком», «Петушок и курочки»;
|
Серия картин «домашние животные»
|
Речевая деятельность:
- Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»;
- Пальчиковая гимнастика: «Пальчик – мальчик где ты был?»;
- Разучивание и обыгрывание потешек: «Пошел котик на «Торжок…»; «Из-за леса, из-за гор…»
- Отгадывание загадок о животных
- Чтение литературных произведений: «Спала кошка на крыше…» (Л.Толстой); «Был у Пети и Миши конь…» (Л.Толстой»; «Кто сказал «Мяу»» (В.Бианки», «Желтячок» (Н.Павлова).
|
Иллюстрации к сказке
Картотека потешек, загадок
|
Изобразительная деятельность:
- Коллективная лепка по теме «Заборчик для петушка».
|
Тематическая выставка
|
Музыкальная деятельность:
- Разучивание и исполнение песенок: «Кошка» (музыка Ан.Александрова, слова Н.Френкель»; «Собачка» (Н.Комиссаровой); «Кошечка» (музыка В.Витлина, слова Н.Найденовой».
|
Фонотека детских песен
|
Конструктивная деятельность:
- Постройка: «Домик для собачки» (9,с.101); «Лесенка для кошки» (9, с.112)
|
Образцы построек
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Театрализованная деятельность:
- Обыгрывание потешек: «Заяц Егорка…», «Наши уточки с утра…»
|
Атрибуты для обыгрывания потешек
|
|
|
Игровая деятельность:
- Музыкальные игры: «Кошка и котята» (музыка В.Витлина, слова Н.Найденовой); «Где ты, зайка?» (русская народная мелодия, обр. Е.Тиличеевой);
- Дидактические игры: «Кто как кричит?» (6, с.51); «Чьи детки?» (10, с.48);
- Подвижные игры: «Наседка и цыплята» (6, с.113); «Кот и мыши» (6, с.120); «Воробушки» (6, с.93), «Лохматый пес» (8, осень)
|
Атрибуты для игр (маски, детали костюмов)
Изображения животных и детенышей
Атрибуты к играм.
|
Раздел «Человек среди людей»
|
Блок «Моя семья»
|
ДЕКАБРЬ
|
Тема
|
Задачи развития
|
Формы организации образовательного процесса
|
Элементы предметной развивающей среды
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Состав семьи
|
- Конкретизировать первоначальные представления о составе семьи;
- содействовать развитию первоначальных умений распознавать членов семьи на картинках, иллюстрациях, фотографиях (папа, мама, бабушка, дедушка);
- способствовать использованию информации в речевой, изобразительной, музыкальной деятельности.
|
Познавательная деятельность:
- Беседа «С кем я живу».
|
Фотоальбом «Моя семья»
|
Речевая деятельность:
- Рассматривание картин: «Купаем куклу», «На прогулке»;
- Пальчиковая гимнастика: «Моя семья…»
- Чтение сказок: «Маша и медведь» (обр. Булатова М.); «Козлятки и волк» (обр. К.Ушинского.
|
Сюжетные картинки
Картотека сказок, иллюстраций к сказкам
|
Изобразительная деятельность:
- Аппликация «Украсим маме сарафан».
|
Выставка детских работ
|
Музыкальная деятельность:
- Пение песенки А.Пахмутовой «Жили-были», «Баю» (колыбельная музыка М.Раухвергера); «Ладушки» (русская народная мелодия); «Кто нас крепко любит» (музыка и слова И.Арсеева)
|
Фонотека (картотека) песен
|
Игровая деятельность:
- Сюжетно – ролевая игра «Семья» (2, с.34-36); «Еду, еду к бабе к деду» (10, с.65); «Куклы пришли в гости» (4, с.40); «Мамины помощники» (9, с.105); «Мама согревает» (9, с.73)
|
Атрибуты к игре
|
Блок «Дом ребенка – мой второй дом»
|
ЯНВАРЬ
|
Тема
|
Задачи развития
|
Формы организации образовательного процесса
|
Элементы предметной развивающей среды
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Хорошо у нас в Доме ребенка
|
- Формировать первоначальные представления о назначении отдельных помещений Дома ребенка, его сотрудниках;
- содействовать развитию первоначальных умений выполнять требования к поведению в Доме ребенка;
- способствовать использованию информации в разных видах деятельности.
|
Познавательная деятельность:
- Занятие на тему «Хорошо у нас в группе»;
- Рассматривание иллюстраций на темы: «Мы играем», «Хорошо у нас в группе».
|
Тематические альбомы. Иллюстрации, фотографии.
|
Речевая деятельность:
- Рассматривание и описание игрушек;
- Чтение и заучивание стихов Н.Найденовой «Наш детский сад», А.Барто (из цикла «Игрушки»).
|
Наборы игрушек.
Фотографии о Доме ребенка.
|
Изобразительная деятельность:
- Рисование на тему «Моя любимая игрушка»;
- Аппликация «Грузовик»;
- Лепка по теме «Неваляшка».
|
Выставка любимых игрушек и работ детей.
Тематический альбом. Образцы неваляшек.
|
Музыкальная деятельность:
- Слушание и пение песни А.Лусиняна «У цыплят детский сад».
- Музыкальная игра «Гостьюшка» (музыка Магиденко М), «Вот как мы умеем» (музыка Е.Теличеевой, слова Н.Френкель), «Пляска с куклами», «Пляска с платочками» (нем.плясовые и народные мелодии, слова А.Ануривой).
|
Фонотека (картотека) песен
Настольно-печатный материал.
|
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «День рождения у куклы Кати» (4, с.26), «Чудесный мешочек» (10, с.37), «На нашем участке» (9, с.97).
- Подвижные игры: «Идите ко мне, бегите ко мне» (4, с.22), «Покатай мишку (куклу, зайку)» (4, с.38), «Дед Мороз» (8, зима),
|
Атрибуты к играм
Игрушки, костюмы, бубен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
«На елку» (8, зима), «Мы веселые ребята» (8).
- Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
- Хороводные игры: «Ходит Ваня»; «Ровным кругом…»
|
Атрибуты к играм
|
Блок «Мужчины - женщины»
|
ФЕВРАЛЬ
|
Тема
|
Задачи развития
|
Формы организации образовательного процесса
|
Элементы предметной развивающей среды
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Внешние различия мужчины и женщины
|
- Формировать первоначальные представления о своей семье, о возрастных различиях родственников.
- Способствовать проявлению интереса к различным аспектам жизни взрослых людей.
- Содействовать развитию первоначальных умений, проявлять внимание, заботу о людях разного возраста.
|
Познавательная деятельность:
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Мужчины и женщины».
|
Тематические альбом.
|
Речевая деятельность:
- Беседы: «О мамах и папах», «О бабушках и дедушках» (как одеваются, какую прическу носят, что любят делать).
|
Тематические альбомы: «Мужские и женские прически», «Увлечения мужчин и женщин».
|
Изобразительная деятельность:
- Аппликация: изготовление открыток папам и дедушкам, мамам и бабушкам».
|
Выставка подделок.
|
Музыкальная деятельность:
- Равлечение «Будем сильными и смелыми».
- Пение песни Ю.Слонова «Мы – солдаты», «Марш и бег» (музыка Е.Теличеевой, слова Н.Френкель).
|
Костюмы, атрибуты.
Фонотека (картотека) песен.
|
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Кому что нужно», «Кто что делает» (6, с.191).
- Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская» (2, с.34). «Магазин» (2, с.35), «Семья» (2, с.34); «Поликлиника» (2, с.35).
|
.
|
Раздел: «Человек в культуре»
|
Блок «Русская традиционная культура »
МАРТ
|
Тема
|
Задачи развития
|
Формы организации образовательного процесса
|
Элементы предметной развивающей среды
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Русские народные праздники
|
- Конкретизировать первоначальные представления о русских народных праздниках (Масленица).
- Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора.
- Стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов, исполнении плясок, участии в народных праздниках.
|
Познавательная деятельность:
- Наблюдение за проведением праздника Масленицы в старших группах
|
Атрибуты, костюмы.
|
Речевая деятельность:
- Заучивание стихов, потешек, поговорок к праздникам: «Солнышко, ведрышко…» и др…
|
Тематическая картотека стихов, потешек, поговорок.
|
Музыкальная деятельность:
- Знакомство с народными инструментами: рожок, бубуен, свистулька.
- Исполнение народных песен и хороводов на праздниках.
|
Выставка народных музыкальных инструментов
|
Игровая деятельность:
- Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит»; «Наша погремушка» (музыка И.Арсеева, слова И.Черницкой). «Бубен» (русская народная мелодия, слова Е.Макшанцевой); «Погремушка, попляши» (музыка И.Арсеева, слова И.Черницкой); «Стуколка» (украинская народная мелодия)
- Разучивание традиционных праздничных подвижных игр: «Вейся, венок» (8, осень); «Раздувайся, мой шар» (8, осень); «Пляшут малыши» (6, с.73); «Все захлопали в ладоши» (6, с.74); «Ой, что за народ?» (8, весна); «Музыкальные ребята» (8, лето);
- Подвижная игра «Волшебная дудочка» (9, с.85); «Карусели».
|
Атрибуты к игре.
Маски, элементы костюмов.
Игрушки, костюмы, бубен.
Дудочка, шапочки птиц.
Венок с разноцветными лентами – «карусель»
|
|
АПРЕЛЬ
|
Тема
|
Задачи развития
|
Формы организации образовательного процесса
|
Элементы предметной развивающей среды
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Жилище русского человека
|
- Конкретизировать первоначальные представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: жилище, его устройство, предметы быта;
- Способствовать проявлению полученных впечатлений в специально организованной деятельности.
|
Познавательная деятельность:
- Игра-занятие «Дом».
- Беседы на темы «Мебель», «Посуда», «Одежда».
|
Настольные печатные игры.
Наглядный материал.
|
Речевая деятельность:
- Игра-занятие «Уложим куклу спать».
- Рассказывание сказок и рассматривание иллюстраций: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и Медведь» (обр. М.Булатова).
- Разучивание потешек и колыбельных песенок: «Баю» (колыбельная, музыка М.Раухвергера) «Колыбельная» (музыка М.Красева), «Серенькая кошечка» (музыка В.Витлина, слова Н.Найденовой)
|
Кукла, колыбель.
Альбом иллюстраций к народным сказкам.
Картотека потешек и колыбельных песенок.
|
Изобразительная деятельность:
- Коллективная аппликация «Заюшкина избушка».
|
Набор «Строитель», образцы избушек.
|
Музыкальная деятельность:
- Прослушивание русских народных песен: «Ах вы, сени», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я».
|
Фонотека русских народных песен.
|
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Построим мишке дом» (9, с.111), «Калачи из печи» (9,с.66), «Подбери посуду для куклы» (10, с.42), «Подбери окошко к избушке».
- Игра-ситуация «В гостях у кукол» (9, с.55)
|
Строитель. Набор посуды для кукол (разного цвета). Русский костюм, убранство для русской избы. Настольно-печатный материал. Куклы в платьях разного цвета.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Конструктивная деятельность:
- Конструирование избушки для зайчика, лавки, колыбели (2,с.34); (9, с.111); (4, с.42)
|
Наборы деревянных конструкторов, игрушки для обыгрывания построек.
|
Двигательная деятельность:
- Подвижные игры: «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший», «Выйди в кружок» (4, с.24), «Мы веселые ребята» (8), «Ой, что за народ?» ( 8 ), «Каравай» (8).
|
Атрибуты к играм. Фонотека (картотека) игр.
|
МАЙ
|
Тема
|
Задачи развития
|
Формы организации образовательного процесса
|
Элементы предметной развивающей среды
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Русская кухня
|
- Формировать первоначальные представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: посуда (миска, горшок, ложка, самовар), знакомить детей с их назначением;
- Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа.
|
Познавательная деятельность:
- Игра-занятие «Какая бывает посуда»
- Игра – занятие «Угостите гостей овощами и фруктами» (4, с.40).
- Наблюдение за приготовлением салата из овощей.
|
Выставки: «Глиняная и деревянная посуда».
«Натюрморты из овощей и фруктов»
|
Речевая деятельность:
- Рассказывание сказок: «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок».
- Разучивание потешек: «Сорока - белобока», «Варись, варись, кашка…», «Пошел котик на Торжок…», «Огуречик, огуречик…».
- Чтение литературных произведений: «Маша обедает» (пер. с арм. Т.Спендиаровой) С.Капутикян.
|
Пальчиковый театр, иллюстрации. Картотека потешек.
|
Изобразительная деятельность:
- Рисование на темы: «Овощи и фрукты», «Узор на тарелочке».
- Аппликация «Фрукты в вазе».
- Лепка: «Овощи и фрукты», «Миски для трех медведей»
|
Образцы для рисования и аппликации;
Тематическая выставка.
Муляжи овощей, фруктов, иллюстрации к сказке «Три медведя».
|
Музыкальная деятельность:
- Разучивание и исполнение попевок: «Ладушки, ладушки», «Скок-поскок…».
- Пение песни «Я пеку, пеку, пеку…»
- Обучение элементарным приемам игры на ложках.
|
Картотека попевок, иллюстрации.
Деревянные ложки.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Узнай на вкус»(10, с.38), «Овощной магазин» (9, с.101), «Что растет на огороде?» (9, с.97), «Чудесный мешочек» (10, с.37); «День рождения у куклы Кати» (с самоваром) (4, с.26).
- Настольно-печатные дидактические игры: «Фрукты, овощи и ягоды», «Что изменилось?» (4, с.26), «Сделай целое» (4, с.40)
|
Яблоко, лимон, соль, сахар.
Муляжи овощей и фруктов, красивый мешочек.
Настольно-печатный материал.
Кукольная посуда для чаепития, самовар.
Картинки с овощами и фруктами (из 2-х, 3-х, 4-х частей)
|
ЛИТЕРАТУРА:
Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. «Социальное развитие детей 3 – 7 лет». (Блочно-тематическое планирование, 2011 г.)
Голицина Н.С. «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении» (1 младшая группа).
Васильева М.А. (под редакцией: В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) «Развернутое перспективное планирование» (1 младшая группа).
Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» (2008 г.)
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» (2010 г.).
Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет»
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
Томашпольская И.Э. «Развивающие игры для детей 2 – 8 лет».
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» (1 младшая группа). (2008 г.).
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».
|
|
|