Главная страница

Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье


Скачать 38.74 Kb.
Название Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье
Дата 14.03.2016
Размер 38.74 Kb.
Тип Памятка

Памятка для родителей

по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

  • наличии чувства доверия к миру;

  • способности проявлять гуманные чувства;

  • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

  • наличии положительных эмоций и чувства юмора;

  • способности и потребности в телесном контакте;

  • чувстве удивления;

  • вариативности поведения;

  • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

  • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

  • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;

психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

  • создание в семье атмосферы положительных эмоций;

  • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);

  • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);

  • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей

От четырех до шести лет

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);

  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;

  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;

  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);

  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.


От шести до семи лет

  • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;

  • очень восприимчив к эмоциональным травмам;

  • может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;

  • формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;

  • начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;

  • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;

  • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.

Симптомы эмоциональных проблем

От трех до шести лет

  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;

  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;

  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;

  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;

  • нежелание разговаривать и договариваться;

  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;

  • постоянная меланхолия.