|
Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье
Памятка для родителей
по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:
наличии чувства доверия к миру;
способности проявлять гуманные чувства;
способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
наличии положительных эмоций и чувства юмора;
способности и потребности в телесном контакте;
чувстве удивления;
вариативности поведения;
-
способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.
Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.
Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:
биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;
психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.
Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.
Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:
принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
-
создание в семье атмосферы положительных эмоций;
создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
-
в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.
Признаки здорового эмоционального состояния у детей
От четырех до шести лет
ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
От шести до семи лет
-
склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
очень восприимчив к эмоциональным травмам;
может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
-
начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
Симптомы эмоциональных проблем
От трех до шести лет
частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
-
общая неспособность следовать правилам и указаниям;
нежелание разговаривать и договариваться;
внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
постоянная меланхолия.
|
|
|