|
«социально-педагогическая поддержка как фактор социализации подростков»
«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ»
Пасс Ольга Сергеевна
Личностно-ориентированная парадигма, принятая современным российским образованием, предполагает создание условий для развития всех участников образовательного процесса с учетом их природного потенциала. Именно природные задатки определяют уникальность ребенка. Выявить сильные стороны развивающейся личности и поддержать их – задача современной школы. Особенно это касается той части ребят, которые по разным причинам оказываются у нас в «группе риска».
Однако практика показывает наличие ряда противоречий, осложняющих эту задачу. Среди них выделим следующие:
- между социально-педагогическими требованиями к личности и существующими ныне целенаправленно-организованными формами обучения и воспитания;
- между необходимостью развития полноценной творческой личности и отсутствием комплексной социально-педагогической поддержки.
Решение возникающих проблем предлагает О.С. Газман, с легкой руки которого появляется новый термин «педагогическая поддержка». Социально-педагогическая поддержка – это деятельность, направленная на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешной социальной адаптации, обучению и развитию каждого ребенка. Под системой подразумевается особая социально-педагогическая среда, обеспечивающая условия для оптимального развития личностного потенциала ребенка.
В ключе личностно-ориентированного подхода к образованию под социально-педагогической поддержкой понимается система социально-педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей, возникающих в процессе взаимодействий. Поэтому появление в 90-х гг в штатном расписании должности социального педагога было не случайно. Однако на практике социальному педагогу приходится уделять большую часть своего рабочего и нерабочего времени особо трудным случаям, связанным с сопровождением неблагополучных и опекунских семей, отслеживанию успеваемости второгодников и других детей «группы риска». Понятно, что из поля зрения социального педагога выпадает часть детей, нуждающихся в социальной и педагогической поддержке. Ситуация становится неконтролируемой, если в школе к тому же нет психолога. Поэтому выходом из сложившейся ситуации видится создание системы социальной и педагогической поддержки, которую в разных школах решают по-разному. В школах получает широкое развитие педагогическая поддержка. Именно она является альтернативой практике насильственного формирования личности педагогики техногенного общества.
Под «педагогической поддержкой» сам О.С. Газман понимает «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни». Для ребенка разрешение проблемы это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Выделение проблемы ребенка в качестве стержня, на котором удерживается социально-педагогическая поддержка как деятельность конкретного педагога с конкретным ребенком, является попыткой выделить специфику социально-педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, и требующей от педагога умения задавать интонацию и управлять динамикой развития ребенка.
Приступая к проектированию программы ОЭР по теме «Построение модели Школы народной культуры», направленной на личностное развитие субъектов образовательной деятельности, мы предусматривали именно такой подход в организации межличностных взаимодействий. Поэтому с самого начала реализации проекта в структуре образовательного пространства появилась целевая кафедра «Воспитание», включившая кроме классных руководителей вожатую, руководителей кружков и социального педагога. Тем самым были созданы предпосылки для создания системы социально-педагогической поддержки.
Социально-педагогическая поддержка вписывается в систему учебно-воспитательной работы школы: уроки, факультативы культурологического направления, предметные кафедры, кружки спортивной и творческой направленности, конноспортивная секция. Для координирования воспитательных усилий педагогов и отслеживания личностного развития школьников кафедра «Воспитание», включившая в свой состав всех членов коллектива, была переименована в кафедру «Здоровье, воспитание и социальная поддержка», что позволило выйти на уровень реальной педагогической поддержки. В основе работы кафедры реализация программы «Социально-педагогическая поддержка как фактор социализации и саморазвития учащихся». О результатах ее реализации по школе на сегодняшний день можно сказать следующее: прослеживается положительная динамика количества второгодников от одиннадцати в 2003-2004 учебном году до трех в 2006-07. Конечно, среди второгодников преимущественно трудные дети.
Кроме основной должности социального педагога, уже второй год я исполняю роль классного руководителя в классе коррекционно-развивающего обучения 7 вида. И чтобы показать реализацию программы в отдельно взятом классе, я хочу поделиться своим опытом.
Вверенный мне коллектив как класс коррекционно-развивающего обучения был выделен в 2005-2006 учебном году при переходе на вторую ступень обучения по результатам ПМПК ЦПМСС «Лад». Все дети класса изначально по разным причинам были отнесены к «группе риска». Во-первых, большая часть этих детей живут в довольно неблагоприятных социально-бытовых условиях, в семьях, где родители имеют низкий образовательный и общекультурный уровень. Во-вторых, дети не посещали детский сад, уровень готовности к обучению при поступлении в школу был очень низок, отсюда с самого начала обучения трудности в освоении предметных программ. Все это осложнялось частой сменой учителей и быстрым ростом контингента класса. Некоторая стабильность в учебно-воспитательной работе с этим коллективом была достигнута классным руководителем в 4 классе. Благодаря этому принимая класс, я получила информацию об уровне обученности, воспитанности и развитии личностного потенциала своих детей, полученную в рамках ОЭР. В 5 классе ситуация осложнилась тем, что выделенный состав был пополнен второгодниками – переростками (2 учащихся). Один из учащихся класса имел рекомендацию специального коррекционного обучения 8 вида, но по настоянию матери обучался в нашей школе. Все это наложило свои отпечатки: в начале 5 класса наблюдались большие трудности с дисциплиной как у девочек (их 4 в классе), так и у мальчиков (их 7 человек). По итогам прошлого учебного года двое учащихся (второгодники, достигшие 16-летнего возраста) были переведены в вечернюю сменную школу. Основными трудностями работы с детьми в 5 классе была в основном адаптация к школьной жизни и к требованиям разных учителей-предметников. Непосредственность и открытость детей, с одной стороны, неустойчивость эмоционально-волевой сферы и отсутствие положительных примеров поведения в семьях, с другой, были главными причинами обострившихся нарушений межличностных отношений в классе, требующих немедленной коррекции.
Кроме традиционного классного часа в моем распоряжении было еще два часа коррекционно-развивающих занятий, которые согласно учебному плану КРО должны способствовать развитию учащихся.
В связи с этим на основе концепции О.С. Газмана и с учетом задач ОЭР мною разработана программа воспитательной системы класса «Социально-педагогическая поддержка как фактор социализации и самореализации подростков». Как составная часть этой программы апробируется двухгодичный факультативный курс «Познай себя». Он рассчитан на младших подростков и направлен на изучение их познавательных способностей, личностного потенциала, межличностных отношений, их коррекцию и развитие. Результатом совместной деятельности со школьниками на занятиях будут сформированные папки «Портфолио учащихся». Целью курса, как и программы в целом, является создание условий для самопознания и развития познавательного, ценностного, коммуникативного и творческого потенциала школьников, формирования их субъективной позиции в образовательном процессе.
Задачи программы сформулированы мной следующим образом:
- обеспечить условия для развития мыслительных способностей учащихся,
- обеспечить условия для определения и развития творческих задатков и способностей детей,
- способствовать формированию у детей жизненных ценностей на основе понимания философских категорий: смысла жизни, «добра» и «зла».
Ожидаемые результаты программы: по окончании 6 класса дети будут учиться в меру своих способностей и возможностей, будут заниматься в кружках и секциях в соответствии с самостоятельно сделанным выбором на основе своих склонностей.
Каждый из нас знает о том, что работа с детьми – это увлекательный, творческий, но в то же время непростой процесс. Основу программы составляет организация разнообразной деятельности с детьми по направлениям.
Одно из направлений – организация взаимодействия учащихся с учителями-предметниками. Проявляется в организации самоподготовки учащихся на предметных кафедрах, где школьники дополнительно получают консультации от учителей по тем предметам, по которым у них пробелы в знаниях. Прохождение курсов КРО педагогами весной прошлого учебного года способствовало пересмотру своих взглядов на взаимоотношения с детьми класса такого типа. Педагогами были составлены индивидуальные программы развития для учащихся данного класса, по которым они работают в этом учебном году и уже имеют результаты. В основу программ заложено использование здоровье – сберегающих технологий на уроках: смена видов деятельности (труд – отдых), два-три раза на уроке проведение физкультминуток, что способствует сосредоточению внимания на усвоении материала. Отслеживание достижений проявляется в познавательной деятельности: некоторые ребята, имеющие с начальных классов только удовлетворительные отметки, по итогам второй четверти получили оценки «хорошо» по отдельным предметам. Особенно нравится учащимся такой предмет как технология, по которому многие из них имеют отличные оценки.
Другим направлением является организация взаимодействия учащихся с руководителями кружков и секций. Школа работает в режиме полного дня. После обеда для ребят работают кружки блока дополнительного образования «Талантида». Я считаю, что участие ребят в работе того или иного кружка очень важно для их самореализации и самоутверждения. Поэтому, работе в данном направлении придаю большое значение. В прошлом учебном году нашей школой был заключен договор с медико-социальным центром «Росток», и шесть человек из класса занимались в группе ипотеррапии при Читинской Областной Госконюшне. Часть ребят нынче пополнили ряды конноспортивной секции. Некоторые из учащихся класса занимаются в изостудии школы, их работы присутствуют на школьных выставках. Двое мальчиков занимаются в спортивном кружке и постоянно принимают участие в школьных соревнованиях.
Еще одним направлением является – система классных часов (на примере своего класса). Классные часы проводятся каждый вторник в течение месяца: первый – организационный, второй – тематический, третий – по плану классного руководителя, четвертый – подведение итогов работы, линейка. Каждый классный час предполагает огромную подготовку и учителей и детей. На параллели 5 – 6 классов существует творческое объединение учителей – классных руководителей. В подготовке классных часов помогает заместитель директора по воспитательной работе, а также члены детского движения «Пи-Ра-Ми-Да», в которое входят и учащиеся моего класса (инициативные команды по направлениям). Тематика классных часов самая разнообразная в соответствии с месячниками и целями и задачами программы воспитания класса. Работая по программе «Познай себя», ребята заметно стали более раскованными, общительными, доброжелательными, активными. Принимая участие во всех школьных и классных мероприятиях, они повышают свою самооценку, личностный и коммуникативный потенциал.
Одной из важнейших задач моей программы является организация взаимодействия с семьей. Должна признаться, что это направление одно из наиболее трудных для меня, поскольку многие родители гораздо старше меня по возрасту. Тем не менее результаты этой работы тоже есть, они связаны с использованием личностно-ориентированного подхода именно к родителям. Общие родительские собрания я провожу один раз в четверти, на которых решаем общие вопросы бытового характера, проводим родительский лекторий по просвещению родителей в вопросах воспитания. Остальное время я встречаюсь с родителями индивидуально. Сначала я посещала их в семьях, что длилось довольно долго (в течение всего учебного года в 5 классе). Теперь добилась того, что часть родителей стали интересоваться своими детьми, их достижениями, посещая школу и встречаясь с учителями. На все мероприятия ребята пишут своим родителям пригласительные билеты. Совместное проведение классных творческих дел положительно сказывается на самооценке ребят, на осознании себя как личности, развитие эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, деятельность способствует развитию моих ребят. Это подтверждается результатами предварительной диагностики (февраль), проведенной в рамках ОЭР. По 4 этапам мониторинга в основе которого заложены нормы возрастного развития, составленные Пермской лабораторией практической психологии под руководством Кутсевой М.Г.. Прослеживается положительная динамика в развитии личностного потенциала всех учащихся моего класса по всем направлениям.
Литература:
Гнетковская М.Г. Социально-педагогическое сопровождение. Завуч. Управление современной школой./ № 3. 2007.
Пилипко Н.В. Методические рекомендации по проведению развивающих занятий. М.: УЦ «Перспектива». 2006.
Газман О.С. Педагогическая поддержка. Директор школы/№ 4. 2006.
|
|
|