|
Смысловая работа с текстом на уроке биологии в условиях фгос
Николаева Катерина Фаддеевна
учитель биологии
ГБОУ гимназия №49
Санкт-Петербург
СМЫСЛОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ
В УСЛОВИЯХ ФГОС
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Поэтому государственные образовательные стандарты ведущую роль отводят умениям по работе с текстами.
В Федеральном государственном стандарте общего образования 2ого поколения отмечается: «лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески». Владение приемами понимания прочитанного определяется как важнейший компонент читательской компетентности. Это означает, что проблема понимания текста требует для своего решения современных подходов, имеющих непосредственный выход в образовательную практику. Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям.
Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Поэтому обучение школьников приемам понимания текста надо рассматривать как особую психодидактическую задачу.
Процесс чтения состоит из трех фаз:
1. восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка.
2. извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.
3. создание собственного нового смысла, т.е. «присвоение» добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Эта фаза включает в себя:
-выдвижение гипотез;
-высказывание предположений;
-моделирование;
-обобщение;
-применение на практике.
В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы.
Для работы с научной, учебной литературой используется особый вид чтения - РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, которое включает в себя три этапа:
1 этап. Ориентировочное (ознакомительное) чтение.
Позволяет сделать предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, анализа заголовка, отдельных элементов структуры текста, позволяющих узнать главное.
2 этап. Просмотровое (поисковое) чтение.
Включает в себя выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных: фамилии, слова, факты.
3 этап. Аналитическое (изучающее) чтение.
Предполагает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов:
-отбор важных и второстепенных фактов;
-ответы на вопросы и постановку вопросов;
-все виды свертывания информации (аннотации, рефераты, планы, конспекты);
- «присвоение» новых знаний как собственных (статья, доклад, рецензия).
Из аналитического отчёта предметной комиссии результатов единого государственного экзамена по биологии за 2014 год по Санкт-Петербургу:
Задания С2 проверяют умение экзаменуемых работать с текстом и биологическими рисунками. 56,06% учащихся справились с их выполнением, получив 1-3 балла, но полностью выполнить задание сумели лишь 15,70% участников (табл. 6 и рис. 4) – меньше, чем в прошлые годы. Не справились с заданием 43,94% выпускников.
"Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий"
В качестве примера можно привести работу с текстом и задания по теме «Основы эволюционного учения» в 9 классе. Научные предпосылки эволюционного учения:
|
|
|