|
«Слова с удвоенными согласными»
Русский язык. 1 класс.
Составил: учитель начальных классов МАОУ «Самковская СОШ»
Колупаева В. В.
Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России
Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 1 класс
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.
личностные:
• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
• понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушает и понимает речь других;
• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Чему мы учимся на уроках? ( Мы учимся учиться) (1 слайд)
-Что это значит? (Учиться – это значит понять, что мы не знаем и самим узнать)
-Сегодня на уроке русского языка вы будете открывать новые знания. Что для этого надо делать? ( Быть очень внимательными)
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
2.1. Урок русского языка начнём с минутки чистописания. (2 слайд)
На экране: бб жж кк мм нн пп сс
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные, расположены по алфавиту)
-Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется
с точно такой-же, как буквы-близнецы)
-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке.
- Оцените самостоятельно свою работу в тетради.
2.2
- Посмотрите внимательно на экран, прочитайте слова.( 3 слайд) Что можете о них сказать?
- Найдите слово, которое отличается от других.
с.рока
кла..
в.рона
к.рова
(Словарные. Лишнее слово – класс, т. к. 1 слог, отвечает на вопрос что?, пропущена согласная буква)
- Слово класс также является словарным словом. Его написание нельзя проверить, нужно запомнить. Где мы можем посмотреть правильное
написание этого слова? (В орфографическом словаре)
- Откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 137, найдите это слово. Назовите опасное место (сс)
- Что означает слово класс?
-Послушайте внимательно диктора. Запомните значение слова класс, и, как правильно называется орфограмма в слове. ( ЦОР)
- Ребята, кто запомнил, как называется орфограмма в слове класс? (Удвоенная согласная) (4 слайд)
- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные)
- Слово класс с удвоенной согласной сс. Может, вы знаете ещё слова с другими удвоенными согласными? (высказывают мнения)
- Ничего страшного нет в том, что вы не смогли назвать слова. Мы ещё не учили эту тему. Она у нас на сегодняшнем уроке.
- Кто из вас сможет сформулировать тему урока? (Слова с удвоенными согласными) (5 слайд)
Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты сесть опять.
2.3.
-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некоторые из них (слайд 6)
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное «эр» содержит он
И называется….перрон.
2. Проста загадка и легка
Пишусь всегда через два «ка»
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я…хоккей.
3. В магазин с сестрой ходили,
Всё, что надо, там купили .
За батон, бутылку кваса
Деньги заплатили в…кассу.
2.4.
- Запомните удвоенные согласные в этих словах. А сейчас вам предстоит поработать в группах. Слова-отгадки нужно разделить для переноса.
- Что значит перенести слово? (Часть слова оставить на одной строке, а другую часть записать на новой строке)
- Зачем нужно уметь переносить слова? (Если при письме не вмещаются на строке, нужно их правильно перенести)
-Какие правила переноса слов вы уже знаете? (переносим по слогам, одну букву на строке не оставляем, односложные слова не переносим)
-Молодцы! А теперь каждой группе я даю карточку со словом. Обсудите дружно и разделите вертикальной чертой слово на 2 части так, как, по вашему мнению, можно его перенести на строке.
перрон хоккей касса
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Делили слова для переноса)
- Я прошу поднять руки той группе ребят, которая уверена в правильности выполнения задания.
-Почему вы затруднились? ( Ещё не знаем правила о том, как переносить слова с удвоенными согласными)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, какая цель нашего урока? ( Узнать, как правильно переносить слова с удвоенными согласными) (7 слайд)
- Вы сами это узнаете и выведете правило, как переносить слова с удвоенными согласными.
- Работать будете по такому плану: (8слайд)
1. Открыть учебник на стр. 77
2.Найти упражнение 8
3. Прочитать слова.
4.Посмотреть, где стоит знак переноса.
5.Сформулировать правило.
5. Реализация построенного проекта.
- Ответьте на 4-й пункт плана – где стоит знак переноса?
- Какое правило вы вывели?
- Вы получили один общий результат в классе. Проверьте правильность своего вывода на экране. ( В учебнике нет правила)
(9 слайд)
При переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, другая переносится.
- Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания.
Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Вернёмся к заданию, которое вы выполняли по группам. Как надо было разделить слова? Напишите слова в тетради и правильно перенесите
Пер-рон, хок-кей, кас-са
7. Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону
(10 слайд)
- Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору.
1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса.
Масса, группа, сумма.
2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя.
Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.
- Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.
Проверка (11 слайд)
- Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям.
справился
сомневался
нужно ещё потренироваться
Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу.
-Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог)
- У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?
( Больше тренироваться в выполнении таких заданий)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». (12 слайд)
- Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.
Ванна, грамм, тонна, сумма, масса.
+ - + + +.
Взаимопроверка и взаимооценка по критериям.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. (13 слайд)
- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.
-Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему?
- Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика,(14 слайд) а кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и согрейте всех своими лучиками.
- Спасибо за урок!
|
|
|