|
Скелет человека. Осевой скелет
МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»
Урок биологии
в 8 классе
Тема: СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА. ОСЕВОЙ
СКЕЛЕТ.
Учитель: Вайс Марина Григорьевна
Покровка 2011
Тема урока: Скелет человека. Осевой скелет.
Цель: Сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека.
Задачи: Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих. Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы. Формировать навыки самонаблюдений. Ввести понятия «осевой скелет», «добавочный скелет».
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, компьютер, наглядные пособия «Скелет человека», муляж черепа скелета человека.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Тестовая работа (слайды)
Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас:
опорная;*
двигательная;
рефлекторная.
-
Какая функция опорно-двигательной системы возможная только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:
опорная;
двигательная;*
защитная.
-
В каком возрасте кости человека наиболее прочны:
5-10 лет;
20-30 лет;*
60-70 лет.
-
Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости:
подкостница;
закостница;
надкостница.*
-
Какие клетки выполняют кроветворную функцию костей:
клетки желтого костного мозга;
-
клетки красного костного мозга;*
клетки синего костного мозга.
-
Кости плеча, предплечья, бедра и голени – это:
трубчатые кости;*
губчатые кости;
плоские кости.
-
Какие кости состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми крест-накрест располагается, как балки, губчатое вещество:
трубчатые;
плоские;*
губчатые;
-
В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей:
5-10 лет;
20-25 лет;*
50-55 лет.
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.
Выполнение схемы в тетрадях.
2. Череп – определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.
Мозговой отдел черепа:
- лобная кость; НАХОДИТСЯ
- затылочная кость; ГОЛОВНОЙ МОЗГ
- теменные кости (парные);
- височные кости (парные);
- клиновидная кость;
- пирамидные отростки височных костей.
Лицевой отдел черепа:
- верхняя челюсть; НАХОДИТСЯ
- нижняя челюсть; ОРГАН ОБАНЯНИЯ
- скуловые кости (парные);
- носовые кости (парные);
- решетчатая кость.
Кости мозгового и лицевого отделов черепа неподвижно соединены между собой, кроме нижней челюсти.
3. Скелет туловища
образная форма;
образован отдельными позвонками (имеют тело, дугу и отростки);
межпозвоночные хрящевые диски (придают позвоночному столбу подвижность, упругость и смягчают сотрясения при ходьбе и беге);
имеет четыре изгиба (шейный, грудной, поясничный, крестцовый);
имеет отделы (шейный – 7 позвонков, грудной – 12 позвонков, поясничный – 5 позвонков, крестцовый – 5 сросшихся позвонков, копчиковый – 4-5 сросшихся маленьких позвонков)
4. Работа в рабочих тетрадях
Задание № 38
IV. Закрепление.
- Что такое скелет?
- Какие части скелета относятся к добавочному, а какие к осевому скелету?
- Чему способствует подвижность нижней челюсти?
- Какое значение имеет S-образный изгиб позвоночника?
- Из скольких отделов состоит позвоночник?
V. Домашнее задание: § 11, задание в р/т № 35.
VI. Итог урока.
|
|
|