Главная страница

Сказки как средство обогащения словаря младших дошкольников


Скачать 62.44 Kb.
Название Сказки как средство обогащения словаря младших дошкольников
Дата 13.03.2016
Размер 62.44 Kb.
Тип Сказка

СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игумнова Н.В. воспитатель

МБДОУ №161. Иркутск

«Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.


(Валентин Берестов)»

Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребенка первых слов. Именно с накопления словарного запаса мы и начнем наш разговор о развитии детской речи. Каждому ясно - чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь.
Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения. Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5—6 годам. Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов.

Трёх – четырёхлетний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии. Психолог Л. С. Выготский считает, что за первые три года ребёнок усваивает колосальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций, он может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и сам пытается «читать», т. е. берёт в руки книгу и, воспроизводя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух.

Дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Однако, несмотря на психологическое благоприятствие возраста и возможностей ребенка, зачастую приходится искать приемы обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста.

Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказки. Язык сказок яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, повторов.

Сегодня использование сказок для развития речи стало незаслуженно забываться, однако они остаются как важный и эффективный способ обогащения словаря и средства воспитания детей, представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. К. Д. Ушинский одним из первых российских педагогов писал о важном значении устного народного творчества для развития ребенка:

«Вторую цель в преподавании русского языка составляет усвоение форм языка, выработанных как народом, так и литературой», подчеркивая тем самым значимость устного народного творчества в развитии речи детей.

Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал:

«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».

В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;

  • Грамматического строя;

  • Диалогической и монологической речи;

  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления.

Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь

как определенную ступень развития человеческого мышления и речи.

Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?

Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.

Конструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:

• придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик);

• учить рифмовать два слова (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

• составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Красная Шапочка» — «Красная Шапочка идет» — «Красная Шапочка идет по дорожке» — «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.

Пословицы и поговорки. В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запо­минать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.

Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:

• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

• произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»;

• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).

Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Интервью. Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.

Итак, сказки  и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Сказка навсегда останется способом формирования и обогащения правильной развитой речи. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и мы, педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и прививают ему любовь к художественной литературе.

Библиографический список


  1. Алексеева М.М.. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. 1999.

  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. – М. 1981.

  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

  4. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003.

  5. Русские сказки, сборник в обработке О.А.Богдановой, Ленинград, 1991.

  6. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? -  Москва, 1991.

  7. Л.И.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991.

  8. Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.