|
Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Хворова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №17»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Аннотация
В представленной статье рассмотрен вопрос применения системно-деятельностного подхода при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку, приведены приемы вовлечения школьников в учебный процесс.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, интерактивное маркирование, прием подчеркивания, общение в паре «ученик-ученик».
На современном этапе развития образования часто требуется переосмысление всех действий участников учебного процесса: подходов к обучению, психологических основ общения, теоретических и методологических основ преподавания, приёмов организации учебного процесса. Одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса является системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л. С. Выготский, «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» [2, с.145].
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка направлен на:
• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности;
• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
• создание на уроках русского язык атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
Системно-деятельностная технология подготовки обучающихся к итоговой аттестации включает пять взаимосвязанных и последовательных этапа. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать образовательный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.
1 этап - работа с лингвистическими понятиями на уроках и элективном курсе «Готовимся к ЕГЭ»
выделение ключевых слов-маркеров;
подчеркивание;
мини-сочинение.
2 этап - работа с интерактивными презентациями
дальнейшее углубление знания;
систематизация и классификация знаний.
3 этап - работа с текстами
внимательное прочтение текста;
выполнение заданий в КИМ.
4 этап - работа с рабочими тетрадями или карточками
5 этап - работа с тренажёрами
выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ.
Прием использования маркеров
Умение работать с понятием одна из метапредметных компетентностей учащегося. Прием использования маркеров - эффективный механизм формирования данной компетентности. Маркер - это смысловой ключ к понятию.
Например, на протяжении ряда уроков приучаю класс реагировать на определенный цвет и шрифт как на маркеры типологических рядов, например, красный цвет – теоретические понятия, синий цвет – из истории слова, зеленый цвет- практика и. т.д. Конечно, каждый учитель-предметник может ввести свои «маркеры». Например, выделять сказуемое одним цветом, прилагательное – другим. Могут выделяться ключевые слова в тексте, отдельные объекты. Например, буква, слог. Или объект, выпадающий по каким-то признакам из серии других объектов. Такие маркеры сразу привлекут внимание обучаемых.
Широко применяю маркирование в таблицах и схемах на бумажных носителях, а вооружившись мультимедийными средствами обучения, использую новые возможности на уроке. Появление маркера сопровождаю анимацией. Маркирование на уроке может быть интерактивным. То есть цветовое выделение может появиться или исчезнуть в зависимости от дидактических задумок педагога. При проведении тестирования один цвет может означать правильный ответ, другой – неправильный. Выполняя, к примеру, учебное задание ученик щёлкает по ударной гласной или ударному слогу, и объект меняется в цвете.
При обучении написанию мини-сочинения использую прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее прошу пересказать по маркированному.
Прием использования подчёркивания
Данный приём ведёт к глубокому усвоению лингвистических понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться с заданием В8.
Например: при работе с термином «инверсия» учащимся предлагается
1) подчеркнуть главные слова.
Инверсия – (от лат. inversio – переворачивание, перестановка), изменение обычного порядка слов в предложении. В языках с закреплённым порядком слов инверсия несёт грамматическую нагрузку (служит для образования вопросительных предложений и т. п.), в русском языке, где порядок слов относительно свободный, обычно используется для выделения каких-либо элементов предложения, придания предложению особого смысла. Инверсия часто используется в поэзии.
2) представить данное определение в виде четырёх предложений (это и есть признаки инверсии).
Интерактивные презентации разработаны к каждой кодификаторной единице русского языка, поэтому с ними очень удобно работать. Презентации сделаны в интерактивном режиме и позволяют их использовать и на уроке, и при самостоятельной подготовке к ЕГЭ в течение года.
На последующих этапах главное внимание сосредотачиваю на создание условий, в которых индивидуальный результат учебной деятельности каждый обучающийся видит сам и сам его оценивает в сравнении собой вчерашним, что дает возможность продемонстрировать успех в обучении, обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе, стимулирующий на решение более сложных задач. Например, в процессе самоконтроля и самооценки предусматривается работа и общение в паре «ученик-ученик». Организовать такое общение помогают тренинги. В тренинге главным действующим лицом является ученик. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и четыре варианта ответа. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат. Пример карточек:
№1
Выбери правильный ответ
|
Самостоятельный выбор
|
Выбор в паре
|
Значение какого слова определено неверно?
искуситель – тот, кто искушает кого-нибудь.
искушенный – тот, кого искусили.
педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований.
Педиатр – врач, специалист по педиатрии
|
|
|
№ 2
Выбери правильный ответ
|
Самостоятельный выбор
|
Выбор в паре
|
Укажите ошибку в образовании слова
более разборчивее
тремстам сорока четырем
обе руки
пара помидоров
|
|
|
Такой тренинг позволяет обучать выпускников логике учебного спора, диалога. Самооценка, которая является обязательным в тренинге, позволяет ребенку учиться оценивать свои результаты, объяснять, почему он выполнял задание тем или иным способом.
Таким образом, принцип деятельностного подхода, требует, от учителей, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания.
Система «ученик- учитель» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности на уроках русского языка. Учебные действия, умственные и практические операции, сознательная и целенаправленная регуляция собственного поведения и учения, формирование индивидуального стиля учебной деятельности являются главными продуктами образовательного процесса при подготовке обучающихся к итоговой аттестации.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: АСТ/Астрель, 2008.
3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
|
|
|